«Мы бесконечно устали от вечного хаоса и дефицита, но свято веруем в оптимизацию. У ИТ-сообщества и всего общества в целом нелады со здоровьем: срочно выпишите нам подходящие регламенты и протоколы. Мы жаждем формализации и стандартизации! Даешь проф­стандарт!» — так могло бы звучать одно из выступлений на экстренном заседании профсоюза тружеников ИТ-отрасли.

А вот как выглядит предисловие (фрагмент) бывшего министра информационных технологий и связи Российской Федерации Леонида Реймана к книге «Профессиональные стандарты в области информационных технологий», изданной Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий в 2008 году: «Сегодня в сфере информационных технологий трудится порядка 865 тыс. специалистов во всех регионах России, зарплата которых, как правило, в два раза превышает среднюю зарплату в том же регионе. Однако отрасли не хватает еще около 190 тыс. квалифицированных работников. Именно поэтому в июне 2006 года на заседании Совета по ИТ в Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации было принято решение о разработке профессиональных стандартов».

С другой стороны, стандарты — это по сути набор абстракций, сами по себе они мало кому интересны. «Мы готовы брать на работу всех, кто хочет работать», — заявил в апреле этого года на научно-практической конференции «Профессиональные и образовательные стандарты в области ИТ как инструмент подготовки кадров для российской экономики» директор фирмы «1С» Борис Нуралиев. То есть интересны люди и та полезная работа, которую они способны выполнять.

Тем не менее с ИТ-кадрами, как говорят, у нас беда. В чем же она заключается, а точнее, каковы основные претензии общества и работодателей к специалистам в области ИТ? А претензии приблизительно сле­дующие.

  1. Таких специалистов крайне мало, причем каждый из них в своем роде уникален, а потому незаменим.
  2. Они недостаточно хорошо образованны.
  3. Их знания, умения, навыки и внешний вид оставляют желать лучшего.
  4. Их зарплата в два и более раз превышает среднюю зарплату в том же регионе.
  5. Они слишком часто меняют работу.
  6. Они не хотят работать вообще.
  7. Они нужны нам позарез.

Хорошо бы разобраться со всеми перечисленными безобразиями. Для этого следует рассмотреть несколько уровней так называемого «дефицита кадров» (простого «количественного» и «дефицита компетенций»). Первый уровень — общеэкономический дефицит, то есть дефицит, который испытывает российское общество в целом (подробнее об этом читайте в статье «Дефицит кадров и ИТ-образование», IE, № 1/2008). Следующий уровень — дефицит кадров в ИТ-отрасли. И наконец последний, наиболее интересный с точки зрения повседневной практики, — нехватка ИТ-специалистов, имеющая место в отдельной организации. Борьба с кадровым голодом в отдельно взятой компании требует внимания к таким задачам, как:

  • формирование квалификационных требований к ИТ-персоналу («моделей компетенции» или внутрикорпоративных профстандартов);
  • привлечение квалифицированных кадров;
  • разработка и последовательная реализация стратегии удержания ключевых специалистов;
  • управление производительностью труда;
  • исследование и моделирование мотивации ИТ-специалистов;
  • целенаправленное развитие персонала.

При решении насущных проблем, в частности проблемы дефицита ИТ-персонала, всегда есть искушение отталкиваться от представления о том, чтó мы хотели бы иметь в идеале. Да, нам хотелось бы иметь столько-то ИТ-специалистов определенной квалификации, работающих с заданной производительностью труда. Так вот, наши желания — это и есть наши стандарты. И прекрасно, если мы можем ясно и адекватно их сформулировать. Но обычно у нас в наличии отличное от оптимального количество ИТ-специалистов, обладающих при этом отличными от идеальных профессиональными характеристиками. И начинать работать нам придется именно с наличным кадровым составом, по возможности оптимизируя его профессиональную структуру, производительность и численность. Поскольку в повседневной практике мы имеем дело вовсе не со стандартами, а с живыми людьми, то наш успех во многом зависит от того, способны ли мы понять их мотивы, профессиональные и личные устремления. И от того, насколько прилежно будем искать баланс между целями бизнеса и интересами отдельных сотрудников. В этом и заключается человечность менеджмента. Стандарты — это замечательно, но кроме стандартизации «сфера информационных технологий» остро нуждается в гуманизации. Иначе ведь «вкусные ИТ» (как выразилась Марина Аншина, директор по ИТ холдинга «Сибур — Русские шины» в интервью в № 8/2008) не сваришь.

В связи с тем, что уровень шума вокруг профессиональных стандартов в сфере информационных технологий в последнее время достиг критического значения, мы решили, что этому интересному и самобытному явлению пора посвятить тему номера. Но поскольку, как уже говорилось выше, помимо соответствия общепринятым стандартам большое значение имеет желание специалиста работать, то в эту тему номера мы включили также материалы о некоторых аспектах мотивации ИТ-специалистов.