В прошлом номере IE (№ 3/2010) было опубликовано интересное и весьма примечательное интервью с Вадимом Куликовским, директором компании «Отечественные водные технологии». Некоторые мысли и замечания, высказанные им, нуждаются, на наш взгляд, в отдельном обсуждении.

Прежде всего — те ИТ и те системы, которые мы привыкли считать основным инструментом бизнеса, например системы ERP, для Вадима Куликовского имеют очень малое значение. Системы учета финансов, ресурсов, базовые ИТ‑системы (офисные и системы коллективной работы) не слишком заботят генерального директора. По его мнению, обеспечение учета, бухгалтерия, финансы, офисная работа, связь — это самый простой, элементарный уровень использования ИТ. И много сил на него тратить глупо. Судите сами:

«Наш подход основан на том, чтобы не тратить много времени на подбор и применение ИТ-инструментов…. Чтобы мы ожидали каких‑то ИТ-продуктов, которые бы, как манна небесная, решили наши проблемы, развязали бы нам руки, сэкономили бы деньги? Этого нет. Вся эта офисная возня — такие копейки по сравнению со всем остальным…»

Как сильно это отличается от постоянно пропагандируемой поставщиками точки зрения, что комплексная система учета (подразумевай — ERP‑система) — основа любого бизнеса, что любой компании совершенно необходима поддержка ее сквозных бизнес-процессов, что это основа ее эффективности. Вместо этого у Вадима Куликовского: «Основным звеном в работе все равно является человек».

С этим я согласен на 100%. Системы, даже самые сложные, могут лишь помочь, где‑то подправить и поддержать локоть сбившегося с процесса сотрудника. Но не более. Главная роль в любом процессе все равно останется за человеком. Именно он — основной корень эффективности. И не надо верить смещению фокуса в сторону систем автоматизации процессов, не надо вестись на мутные рассуждения вокруг вопросов реального вложения ИТ‑систем в эффективность организации. Ведь эти рассуждения действительно весьма туманны, и основной аргумент поставщиков таких систем — лишь то, что это работает у других (если, конечно, отбросить эффекты, связанные с инвентаризацией, которые не имеют отношения к ИТ). Где четкая и обоснованная методика расчета эффекта от использования ИТ, из которой было бы понятно, где и почему достигается повышение эффективности? Каковы механизмы влиянии ИТ на компанию? Этого до сих пор нет. Печально, что после 25 лет активного развития корпоративного ИТ мы все еще оперируем такими «доисторическими» аргументами. И здравомыслящие руководители, вроде Куликовского, в очередной раз напоминают нам о реальном месте, которое отведено ИТ.

А оно совсем в другом. Оно — в тех областях деятельности предприятия, которые прямо включены в цепочку создания добавочной стоимости. И в нынешних сложных экономических условиях это все более и более ясно видно. Наш опрос «Практика использования ИТ 2009» показал, что наибольшее число ИТ-проектов сохранено именно в таких областях — закупки, продажи, производство. Согласно тому же опросу, наибольший приоритет в 2009/2010гг. будут иметь ИТ-проекты, которые могут прямо повлиять на основные производственные процессы компании. ИТ на производственном предприятии — не в области финансов и кадров (пусть это и важно), а на производственной линии, в планировании производства, ремонтах, доставке продукции или услуг.

Именно об этом говорит в интервью Вадим Куликовский: «Все, что можно было сделать по поводу автоматизации нашего основного процесса — предпроектных исследований и проектирования, уже сделано. Это второй уровень использования ИТ — для основной деятельности, и здесь совершенно другая ситуация». ИТ-инструментарий в основном производственном процессе компания «Отечественные водные технологии» использует на полную мощность. «Компьютеризировано все, что можно, — продолжает Куликовский. — Для нас в использовании ИТ принципиально то, что мы можем применять свой опыт, свои разработки многократно, из проекта в проект».

Какая огромная разница с тем, что генеральный директор говорит о системах автоматизации вспомогательных процессов! Всю основную силу и эффект от ИТ он видит и ощущает именно здесь. И это не копейки. Настолько не копейки, что даже нет смысла поднимать нерешенный вопрос о методах оценки влияния ИТ на компанию. Если инструмент применяется в правильном и адекватном месте, эффект виден невооруженным глазом.