Хотя за период рецессии не случилось ничего, что было бы необычным для кризисного времени, однако некоторые итоги нельзя назвать и вполне ожидаемыми.

Вполне ожидаемо большинство организаций стали серьезно сокращать финансирование ИТ. Любопытно отметить, что, по результатам исследования поведения крупных международных компаний, финансирование операционных ИТ-затрат сократилось примерно в одинаковой пропорции для различных региональных офисов. Однако сокращение проектных инвестиций различалось существенно. Если для подразделений в странах с хорошо развитым бизнесом проектные затраты были урезаны вдвое, то для остальных офисов (в частности, российских) финансирование «обычных» проектов практически прекратилось. При этом мало кто приостановил финансирование проектов, изначально признанных стратегическими. В западных странах высокий процент экономии бюджета пришелся на аутсорсинговые услуги, в то время как для российских подразделений эта категория вообще не была заметной в числе инициатив по оптимизации затрат.

Хотя абсолютно все под влиянием кризиса проводили оптимизацию расходов, то есть пересмотр и сокращение части затрат, но некоторые сумели в полной мере воспользоваться и преимуществами кризисного периода для дополнительного инвестирования в технологии. Безусловно, один из наиболее ярких примеров — компания «Северсталь», которая сумела оптимизировать не только текущие затраты, но и свои инвестиции в будущее. В течение 2009  г. «Северсталь» подготовила проект внедрения ERP‑системы SAP на всех своих российских предприятиях. Договор с компанией SAP на сумму 15,6 млн евро, внушительную и для докризисного периода, был подписан в конце 2009  г. Нет сомнения, что серьезная экономия была достигнута и на стоимости лицензий, и на услугах по внедрению системы. Интересно отметить, что «Северсталь» считает одной из главных причин инвестиций в ERP‑систему повышение гибкости компании при адаптации к быстро меняющимся внешним условиям за счет изменения культуры управления и улучшения контроля издержек.

За время кризиса поставщики заметно активизировали продвижение информации и предложение услуг в области достаточно новых технологий. Российское подразделение IBM стало безусловным лидером в пропаганде облачных вычислений, включая различные варианты их реализации — от традиционной модели вычислений Cloud Computing до более экзотичных вариантов, таких как Cloud Desktop. Предложения модели SaaS, практически отсутствовавшие в докризисный период, активизировались еще более заметно. Здесь нельзя не отметить проект SoftCloud компании SoftLine, сейчас предлагающий уже 53 сервиса различных категорий от 34 производителей программного обеспечения, включая как чисто российских производителей, так и мировых грандов (в частности Oracle CRM On Demand). Кстати, по оценкам J'son & Partners Consulting, российский рынок SaaS за кризисный 2009 г. вырос не менее чем на 50% по сравнению с докризисным 2008 г.

Безусловно, активизировалось и предложение традиционных услуг. Многие поставщики попытались расширить сферу своей деятельности, предложить дополнительные услуги как существующим, так и потенциальным клиентам. Здесь можно отметить запуск услуги аутсорсинга офисной печати компанией HP в самый разгар кризиса. Компания SAP провела кризисный год в серьезной работе по совершенствованию стратегии развития своих продуктов, что вылилось в комплекс новых интересных инициатив, продуктов и решений, озвученных на форуме Sapphire-2010.

И конечно же, кризис серьезно стимулировал поворот поставщиков «лицом к клиенту». Например, в компании SAP это вылилось в переосмысление стратегии насильственного перевода существующих клиентов на более дорогие сервисы неочевидной полезности, навязываемые прежним руководством. Кризисный год привел к смене корпоративного руководства и объявлению новой, гораздо более дружественной и интересной клиентам бизнес‑стратегии этого вендора. На российском рынке были хорошо заметны инициативы поставщиков, связанные со стимулированием спроса на продукты и услуги за счет более внимательного отношения к потребностям и возможностям клиентов. Диапазон таких инициатив был достаточно широким, начиная от банальных схем кредитования покупателей на сроки, удлиненные по сравнению с докризисными, до практически «революционных» для рынка предложений. Таких, например, как новые предложения компании BMC Software по длительному тестированию продукта Remedy с возможностью по истечении нескольких месяцев принять решение о покупке или, наоборот, об отказе от продукта.