Говоря об основных итогах и уроках кризисного периода, я бы начал с весьма популярной в любые времена темы использования аутсорсинга. Еще до кризиса не утихали споры — является ли данная форма предоставления ИТ-услуг бизнесу путем к сокращению затрат на ИТ, повышению качества сервиса? Получаем ли мы оба указанных преимущества, или не получаем ни одного из них?

По моим оценкам, объем ИТ-аутсорсинга, или хотя бы той его части, которая связана с поддержкой ИТ-оборудования самого разного рода, в кризисный период должен был расти. Мы, по крайней мере, отдали на аутсорсинговое обслуживание основную часть инфраструктуры — от принтеров до серверов, и сейчас чрезвычайно этим довольны.

Однако в данном случае, говоря об аутсорсинге, я вовсе не хочу утверждать, что все вопросы о ценах и качестве, которые я только что упоминал, уже решены, все пресловутые TCO тщательно просчитаны. Пока, наверное, это не так.

Я имею в виду не менее важный сдвиг в культуре работы компаний, который связан во многом именно с кризисом. Всем понятно, что в это время все пытались сокращать издержки, что подвигало менеджеров не только отказываться от приобретения того или иного оборудования и ПО, но и реорганизовать деятельность тех или иных подразделений, в том числе ИТ‑службы. Для этого, в свою очередь, требовалось преодолеть определенный порог нерешительности, что никак не удавалось сделать до кризиса. Ведь организационные решения в психологическом плане, пожалуй, всегда даются труднее, чем решение о приобретении чего‑либо (или, наоборот, об отказе от этого). К сожалению, до кризиса часто встречалась такая позиция менеджмента: работает вроде нормально, и лучше не трогать. Это не хорошо и не плохо, это скорее естественная реакция управленцев в той ситуации, когда реорганизация не является жизненно необходимой для бизнеса. С такой точки зрения кризис оказался позитивным фактором, напрямую заставив менеджмент заниматься основной своей функцией — искать и находить оптимальное в текущей ситуации решение. Попутно выяснился еще один важнейший момент — ИТ-отделы вполне могут сжиматься без потери каче­ства их работы. И понимание этого важно само по себе, вне зависимости от того, переходит предприятие завтра на аутсорсинг или нет. Таким образом, помимо важного фактора, связанного с закреплением в практике работы компаний перспективной аутсорсинговой модели как таковой, не менее важным итогом прошедшего периода было осознание некоторых сопутствующих моментов.

С аутсорсингом, как известно, тесно связана стандартизация. Именно она дает возможность оптимизировать и облегчить процесс перехода на эту форму предоставления ИТ-услуг. В это время подход к стандартизации стал заметно прагматичнее. Процесс это ресурсоемкий, и стандартизацию ради стандартизации сейчас мало кто может себе позволить, что в целом можно оценить весьма позитивно. Как только бизнес начинает зримо представлять себе, что хочет получить от внедрения стандартов, все идет легче и эффективнее, чем зачастую проходило ранее.

Очень важный пример — некоторое переосмысление понятия ИТ‑стратегии, до сих пор в значительной степени размытого. Ведь это тоже в известном смысле стандартизация в сфере ИТ. Раньше (впрочем, как и до сих пор) на российских предприятиях было очень мало действительно осязаемых, работающих ИТ‑стратегий, а практика кризисного периода показала, что большинство из них просто несостоятельны. Сейчас же ИТ-подразделения все чаще начинают брать на себя ответственность за часть ИТ‑стратегии, связанную с формированием требований. За счет этого она становится более конкретной, прозрачной и исполнимой. В противном же случае мы имеем практически патовую ситуацию, когда ИТ-директор говорит о готовности сделать все, что необходимо, но при этом задает бизнесу риторический вопрос: «А что же вам нужно?» Наличие конкретных задач, а также понятных рамок, вне которых не надо даже пытаться чего‑либо искать, как оказалось, способно вызвать заметный энтузиазм и массу творческих проявлений со стороны ИТ‑службы, направленных опять‑таки на вполне конкретные цели. Бывая на различных конференциях, я в последнее время успел услышать о многих очень интересных, нетривиальных, хотя, быть может, и не столь масштабных ИТ-проектах. Мы успели реализовать подобные работы у себя в компании. Не забывали и о стержневых проектах, и тут, кстати, кризисное время помогло испытать наши отношения с подрядчиками. Результатами такой неформальной проверки я лично сейчас доволен, и теперь мы знаем по личному опыту, с кем бы хотели в дальнейшем строить долговременные отношения.