Бизнес ПГК требовал построения внутренней телефонной сети, единой для центра и всех филиалов. В такой сети целесообразно использовать технологию VoIP (Voice over IP — голос поверх IP), которая позволяет экономить значительные суммы на междугородних переговорах и обеспечивает высокую гибкость. Так, IP-телефонная сеть может быть наложена на виртуальную частную сеть (VPN), не привязанную к какому-то одному оператору, а переезд офиса в другое здание никак не отразится на его внутренних номерах. Далее, каждое подразделение следовало подключить к системе технологической связи РЖД и, разумеется, к телефонной сети общего пользования (ТфОП), предусмотрев также возможность интеграции разных типов связи. «Многим сотрудникам ПГК, — поясняет Константин Миронов, — необходим функционал Unified Communications, прежде всего — автоматическая переадресация, когда система самостоятельно перебирает все доступные способы соединения с вызываемым абонентом, определяя маршрут, оборудование и тип связи. При этом не нужно вручную набирать сначала внутренний телефон, потом мобильный и т.д. — все происходит автоматически». Эти возможности, наряду со многими другими, обеспечивают медиасерверы компании Avaya.
Серия медиасерверов Avaya разработана в рамках единой концепции территориально распределенной АТС. Согласно этой концепции, управление всей обработкой вызовов происходит в едином для всех голосовых шлюзов и абонентов устройстве — медиасервере. При этом по IP-каналам передается не только голос (как в классической IP-телефонии), но и управляющие сигналы для периферийных устройств. Преимуществами такого подхода являются:
- единое управление системой: вся сеть администрируется как одна АТС, что позволяет сократить штат системных администраторов;
- единая система контроля и мониторинга — все данные собираются централизованно, и нет проблемы с их объединением; это удобно с точки зрения администрирования, анализа полученной информации, оперативного выявления и устранения неполадок;
- доступный всем пользователям расширенный набор функций;
- общий пул абонентских лицензий, которые расходуются по мере необходимости (не нужно держать запас лицензий для каждой системы, что позволяет сократить затраты на связь);
- унификация комплектующих (позволяет сократить размер комплекта ЗиП);
- экономия на междугородных переговорах.
К специфическим достоинствам оборудования Avaya, определившим выбор, относятся:
- возможность резервирования всех компонентов системы: при выходе из строя любого компонента произойдет автоматическое переключение на комплект «горячего» резерва без прерывания сервиса (конечный пользователь вообще не заметит, что что-то случилось);
- удобная программа администрирования с хорошо продуманным интерфейсом и логичной структурой команд;
- возможность установки в ключевых узлах серверов выживания: благодаря этим серверам узлы будут функционировать даже при потере связи с центральным управляющим сервером;
- развитые дополнительные сервисы: конференц-связь, голосовая почта, микросотовая связь DECT (IP-DECT), система записи разговоров;
- возможность дальнейшего развития системы, включая построение распределенного контакт-центра.
Воспользоваться в полной мере всеми перечисленными преимуществами можно лишь при условии, что сеть будет целиком построена на оборудовании компании Avaya. Условия проекта позволяли это сделать, поскольку новое административное здание в Москве еще только подготавливалось к приему оборудования, а в филиалах ПГК собственные коммутационные платформы отсутствовали. Только в московском офисе, который тогда располагался в арендованном помещении, имелась небольшая УАТС другого производителя; ее решено было законсервировать (возможно, в дальнейшем эту станцию удастся использовать в каком-нибудь относительно изолированном подразделении, где интеграция не так важна).
Поскольку филиалы могли принять оборудование раньше, чем главный офис ПГК, где предстояло установить управляющий медиасервер, построение телефонной системы началось с периферии. Первый этап проекта заключался в развертывании самостоятельных телефонных коммутаторов в 14 филиалах и втором (на тот момент единственном) московском офисе. Для всех этих точек был сформирован стандартный комплект на базе модели Avaya S8300/G450, способной работать не только под управлением центрального медиасервера, но и в качестве самостоятельной УАТС. Таким образом, сразу же после установки оборудования сотрудники на местах получили возможность пользоваться телефонной связью. При подключении к центральному медиасерверу автономный режим сохраняется в качестве аварийного: обычно устройство получает все конфигурационные данные с центрального медиасервера, а при потере связи с центром берет управление на себя, за счет чего обеспечивается бесперебойная работа. S8300 допускает подключение любых типов телефонных аппаратов — аналоговых, цифровых и IP, — и поддерживает, наряду с базовыми возможностями связи, дополнительные функции, такие как автосекретарь, голосовая почта и др.
На втором этапе, по готовности центрального офиса ПГК в Москве, там была установлена УАТС на базе медиасервера Avaya S8730/G650. Для этой платформы различаются три уровня надежности — стандартный, высокий и критический, — из которых заказчик может выбрать требуемый. В ПГК была установлена система высокой надежности — 99,99%, что соответствует не более чем 53 минутам простоя в год. Дополнительно ПГК приобрела лицензии на:
- систему голосовой почты Intuity AUDIX;
- систему микросотовой связи IP-DECT;
- систему записи переговоров Verint;
- систему конференц-связи «Конгресс» на 30 участников.
Проект был реализован в течение 6 месяцев силами сотрудников Центра компетенции Avaya компании ЛАНИТ. В настоящее время все установленные станции работают автономно. «Хотя объединение всех станций в единую сеть формально бесплатно, мы должны будем позаботиться о резервировании и выживаемости, что потребует определенных вложений», — говорит Константин Миронов. В ближайшее время ПГК планирует внедрить систему тарификации Barsum Enterprise, которая позволит собирать статистику со всех установленных АТС. Анализ затрат на междугородние переговоры и той доли, которую в них составляют переговоры внутри компании, поможет принять решение о целесообразности объединения.