Все бизнес-процессы ПГК создавались с нуля и автоматизировались по мере развития. В своей работе ПГК активно использует информационные ресурсы РЖД, но их недостаточно, чтобы решить все задачи компании, поэтому ПГК ведет активные разработки собственных информационных систем, функционально дополняющих информационные системы РЖД. Все информационные системы изначально создавались в централизованной архитектуре, и это налагало высокие требования к ИТ инфраструктуре.

Для нового административного корпуса ПГК специалисты ЛАНИТ спроектировали современный ЦОД, оборудованный защитной конструкцией Smart Shelter, подсистемами климат-контроля, автоматического пожаротушения, бесперебойного электропитания. В подвале здания установлен дизель-генератор, который в случае аварии электросети обеспечит подачу энергии в ЦОД и важнейшие подразделения ПГК, работающие в круглосуточном режиме. В ЦОД в скором времени будет перенесена основная часть имеющегося у компании серверного оборудования.

Архитектура blade-серверов, позволяющая легко наращивать и менять конфигурацию оборудования, заменяя и переставляя «лезвия», оказалась самой удобной для филиалов. «Стойка с blade-серверами занимает мало места, и на ней помещаются все наши серверы, — говорит Константин Миронов. — А когда для какого-то проекта временно нужны дополнительные аппаратные ресурсы, их можно легко выделить без ущерба для производственного процесса».

К созданию филиалов ПГК приступила в начале 2008 года. Филиалы размещались в арендованных помещениях, где во многих случаях не было ни оборудованных комнат для вычислительной техники, ни возможности подать электропитание достаточной мощности, и реально не занимали их надолго: каждый из филиалов ПГК за время своего существования переехал как минимум один раз, а некоторые и дважды. В связи с этими обстоятельствами филиалам была нужна «легкая» информационная инфраструктура — оборудование с минимальным энергопотреблением и тепловыделением, которое можно установить в обычном офисе и не очень сложно перевезти с места на место. Первоначально в филиалы были поставлены небольшие серверы, которых им на тот момент хватало для текущих задач, но бурное развитие компании привело к необходимости нарастить инфраструктуру.

Чтобы уменьшить затраты на сопровождение ИТ-инфраструктуры филиалов, ее было решено стандартизировать (для оборудования локальных сетей и телефонных серверов эта задача не возникла, поскольку они с самого начала поставлялись в рамках единого проекта). Учитывая условия работы филиалов, ИТ-специалисты ПГК остановились на архитектуре blade. Решающую роль здесь сыграла простота в установке и обслуживании, высокая энергоэффективность и надежность. «Из всех решений, представленных на рынке, наиболее интересными нам показались blade-серверы компании IBM и компактные шасси IBM BladeCenter S, — рассказывает Константин Миронов. — Особенность этих шасси в том, что в них можно устанавливать не только серверы, но и дисковые массивы, — получается мини-ЦОД в одном корпусе. У других поставщиков таких гибких и удобных решений нет. Кроме того, у BladeCenter хорошо развиты механизмы удаленного управления». Все модули BladeCenter резервируются и могут заменяться в «горячем» режиме; множество функций прогнозирования сбоев и диагностики неисправностей позволяют техническим специалистам сохранять полный контроль над системой и гарантировать бесперебойное функционирование сервисов. Кроме того, в шасси IBM BladeCenter реализовано полное физическое резервирование линий питания и шин ввода/вывода. Это действительно уникальная инновация — такой возможности не предоставляет больше ни один производитель.

Типовая конфигурация для филиалов включала шасси IBM BladeCenter S с установленными в нем пятью blade-серверами и две системы хранения, каждая на шесть дисков по 300 Гбайт. Всякий раз выбирались компоненты с минимальным энергопотреблением, что соответствует также пониженному тепловыделению и уровню шума. Установка и настройка серверного ПО производилась в Москве, так что в филиалы оборудование доставлялось уже готовым к работе.

На blade-серверах IBM исполняются инфраструктурные сервисы, такие как единая служба каталогов (Active Directory), корпоративная почта (на базе Microsoft Exchange Server), Интернет-сервер, коммуникационный сервер Microsoft Office Communicator, который, возможно, будет интегрирован с медиасерверами Avaya. При этом для трех наиболее ресурсоемких задач выделялись целиком физические серверы, а все остальные службы развертывались на виртуальных серверах, организованных на кластере из двух оставшихся «лезвий» по технологии Microsoft Hyper-V 2.0. На этих машинах размещаются менее ресурсоемкие приложения. Для всех систем применяются единые политики безопасности, настроены функции централизованного мониторинга и управления, что позволит не держать в каждом филиале полный штат высококвалифицированных специалистов. Старые серверы остаются в распоряжении филиалов — они будут использоваться для индивидуальных, нетиповых задач, связанных, например, со спецификой грузов или подвижного состава.

Выбрав платформу IBM BladeCenter, ПГК обеспечила защиту своих инвестиций в оборудование. С момента создания blade-шасси IBM ни разу не меняла их конструкцию, поэтому они совместимы со всеми выпущенными для них серверами-"лезвиями", и производитель гарантирует такую же совместимость для будущих моделей. Как считают в IBM, приобретаемое клиентом решение должно поддерживать не только существующие на данный момент технологии, но и те инновации, которые будут доступны через несколько лет.