Любые изменения в бизнесе, если подходить к их организации серьезно, сопряжены с рисками. Их, как известно, необходимо учитывать. Смена информационных систем в этом случае не является исключением. Сама же дисциплина управления рисками на сегодня разработана весьма детально, и если рассматривать конкретный вопрос миграции с операционной системы Windows XP на более поздние поколения этой ОС (Windows 7 и Windows 8), его также можно поместить в контекст оценки рисков.

Одна их традиционных классификаций бизнес-рисков состоит в том, что последние делятся на финансовые, инвестиционные и операционные. Классифицируя данную область, специалисты также часто говорят о внутренних и внешних рисках, имея в виду соответственно риски, порождаемые ситуацией внутри предприятия, а также событиями внешней среды. При погружении вглубь проблемы, часто появляются такие понятия как риски, связанные с персоналом, технические или же репутационные риски. Ну и, конечно, оценка рисков по возможности должна иметь количественное выражение.

Возвращаясь к нашему вопросу, можно, наверное, заранее исключить финансовые риски, которые в данном случае просто неактуальны – операционные системы даже теоретически нельзя использовать как актив для последующей выгодной перепродажи.

Инвестиционные и операционные риски в данном случае тесно связаны. Последние в случае использования той или иной системы могут каким-либо образом реализоваться, приведя к срыву сроков или некачественному выполнению текущей бизнес-задачи. Инвестиционные же риски в таком случае, по сути, являются прогнозом ситуации, возникающей в результате накопления последствий операционных рисков, и соответственно отражаются в конкретных финансовых показателях, характеризующих, скажем, более быструю окупаемость нового продукта в некой долгосрочной перспективе.

Риски – это «плохие» прогнозы

Начнем с инвестиционных (или в общем случае долгосрочных) рисков, и говоря еще более конкретно, сошлемся на исследование IDC, проведенное еще в 2012 году в контексте актуальности вопроса перехода с Windows XP на Windows 7. На тот период времени было выявлено следующее.

По результатам тщательной работы с девятью организациями из различных отраслей, озабоченных проблемой перехода в течение некоторого времени, корпоративные заказчики тратили в среднем $712 на замену каждого ПК с Windows XP, включая аппаратное и программное обеспечение, и экономили $1685 за три года на ПК за счет сокращения расходов на ИТ-поддержку и обеспечения более продуктивной работы (таблица 1). Рассчитанный период окупаемости новой системы с Windows 7 составляла 12 месяцев. Окупаемость инвестиций при переходе с Windows XP на Windows 7 составляла 137% за три года (см. таблицу 1). Расчеты проводились при ставке дисконтирования (которую всегда принято учитывать при финансовых расчетах на долгосрочную перспективу), составляющей 12 процентов.


Таблица 1

К этим, озвученным IDC цифрам, хотелось бы кое-что добавить. Первое, раз уж мы говорим о смене систем, а значит о неком переходном периоде, то помимо ожидаемых, и возможно даже четко рассчитанных показателей окупаемости, должна быть обеспечена технологичная организация этого самого переходного периода, гарантирующая минимальные потери для бизнеса. Готовя предыдущую публикацию (см. http://www.iemag.ru/partnership/microsoft/detail.php?ID=31169), мы разделили решение этого вопроса на мероприятия, обеспечивающие плавность перехода между самими операционным системами, а также оперативность и надежность переноса всего накопленного «информационного багажа» в виде данных и приложений. В рассматриваемой ситуации, как мы уже отметили, все это решается в основном техническими методами. Известную роль в данном случае, конечно же, играет поддержка производителя, о чем мы, скорее всего, еще скажем в отдельной публикации.

Далее, поскольку упомянутое исследование IDC относилось к 2012 году, оно в меньшей степени касалось анализа возможностей Windows 8 в корпоративной среде, а также несколько изменившихся (а точнее ужесточившихся) требований к ведению бизнеса. Речь, прежде всего, идет об управленческих решениях реального времени, все сильнее проникающих в современный бизнес как таковой. Формулируя ситуацию предельно схематично, можно сказать, что проникновение во все слои управления бизнесом мобильных устройств и стремительно совершенствующиеся функции бизнес-аналитики создают возможность для гораздо более оперативной фиксации принятия решений, чем это было ранее. А для этого помимо прочего, желательно иметь:

  • единую среду программно-аппаратных систем клиентского уровня в масштабах всей компании
  • более оперативную работу всего парка клиентских устройств, даже если речь идет не о мобильной форме работы.

Если такие требования к ведению бизнеса будут сохраняться и в дальнейшем (а, скорее всего, это так и будет), можно будет смело говорить о реализации внешнего риска, связанного соответственно с изменением требование к бизнесу со стороны внешней среды. Минимизировать последствия таких рисков, скорее удастся уже с помощью Windows 8, работающей, как известно, на большем количестве типов клиентских устройств, а также обладающей заметно более высокими характеристиками производительности и меньшим временем начальной загрузки. Численных выкладок, подобных приведенным выше мы в настоящий момент не имеем, но с качественной точки зрения этот тезис представляется очевидным.

И наконец, несколько слов о безопасности, о которой в контексте перехода с Windows XP на иные системы, наверное, говорят чаще всего, и о чем нам бы также хотелось бы поговорить отдельно. Все возможные последствия, связанные существованием уязвимостей, обычно относят к операционным рискам, так как они прежде всего препятствуют решению текущих задач. Однако (что, кстати, отмечается и в материале IDC) они могут также послужить поводом несоответствия организации требованиям законодательных и регулирующих органов. В том числе и тех вступление, которых в силу еще только ожидается. В такой постановке проблемы безопасности могут быть связаны, в том числе и с долгосрочными рисками.

Риски здесь и сейчас

Подчеркнем еще раз, что согласно классической трактовке операционные риски связаны с невозможностью выполнения тех или иных бизнес-задач. Надо сказать, что функционирование любых ИТ-систем в любом бизнесе в основном привязывается к группе операционных рисков, а причины по которым данные риски могут быть реализованы в основном связаны либо с техническими ограничениями функционирования ИТ-систем, либо с организационным несовершенством их поддержки и развития, либо так или иначе ассоциированы с работой персонала, который использует те или иные ИТ-системы.

Что касается внешней поддержки в случае Windows XP, здесь ситуация наиболее очевидна. С апреля 2014 года она прекращена со всеми вытекающими последствиями.

Технические риски тоже присутствуют. Достаточно стабильная работа XP и вполне приемлемая даже в сегодняшней бизнес-среде поддержка с ее стороны стандартов (что кстати и продлило ей жизнь фактически до тринадцатилетнего возраста), все равно уже недостаточны. В современных ПК реализованы более быстрые порты USB, имеется поддержка сенсорных экранов и мониторов высокого разрешения и некоторые другие функции, список которых будет только расширяться. Многие из них плохо поддерживаются или вообще не поддерживаются системой Windows XP. Также сегодня большинство ПК поставляется с 4 Гбайтами оперативной памяти и более, в то время как 32-разрядная XP не поддерживает адресацию такого объема.

Говоря о работе персонала, вернемся к уже упоминавшемуся исследованию IDC. В таблице 2 показаны некоторые показатели продуктивности работы пользователей, использующих к качестве клиентских ОС Windows XP и Windows 7.


Таблица 2

Помимо возможности финансового сравнения не стоит пренебрегать и трудноизмеримым фактором удовлетворенности пользователей работой с различными системами, и этот параметр на сегодня явно свидетельствует не в пользу Windows XP. Практически та же картина складывается и в отношении ИТ-персонала. Помимо чисто финансовых потерь, связанных с более трудоемкой поддержкой (в исследовании IDC для Windows 7 они оказались на 70 процентов меньше по времени, чем для Windows XP), это чревато неудовлетворенностью ИТ-специалистов, вынужденных тратить большое количество времени на рутинную работу, которой уже давно не занимаются их коллеги. Собственно, подобным образом и реализуются риски, связанные с неудовлетворенностью персонала компании, и как следствие, повышении я текучести кадров.

В заключение, ссылаясь на те же данные IDC, можно сказать, что по мере старения клиентских систем в масштабах двух-пяти лет затраты на поддержание производительной работы пользователей со стороны ИТ-подразделения растут по крайней мере на десятки процентов в год. Учитывая только один этот факт, на нынешнем этапе гораздо большее внимание корпоративные пользователи в отличие от 2012 года должны уже уделять Windows 8.