Пожалуй, не нужно доказывать, что именно свобода во всем ее многообразии наполняет жизнь смыслом. Конечно, всякая свобода имеет свои рамки и границы, но и их человек (или общество) всегда устанавливает себе сам. Вот и мы сузим рамки темы и поговорим о том, как бизнесмен, благодаря наличию современных услуг связи, обретает полную свободу перемещений не только по городу, но и по стране, и за ее пределами, не теряя при этом возможности полноценно вести свое дело.

С одной стороны, здесь нет ничего нового: уже тридцать лет, как существует в мире сотовая связь, а с возникновением протокола WAP с сотового телефона можно иметь доступ и к некоторым ресурсам Интернета. Однако проблема здесь все же имеется.

Проблема

Достаточно вспомнить, что большая часть контактов любой компании с внешним миром происходит по телефону. Обычно это телефон фиксированной связи, установленный в офисе. Он наиболее экономичен, поэтому именно его указывают на визитных карточках, рекламных буклетах и плакатах. Понятно, что все клиенты, в том числе и потенциальные, могут дозвониться до вас только по этому, официальному, номеру телефона. Но невозможно быть всегда привязанным к офису - менеджеры компаний зачастую заметную часть времени проводят вне его стен.

Конечно, руководство и коллеги могут в случае вашего отсутствия в офисе разыскать вас по сотовому телефону. Этот вид связи более технологичен, но и обходится компании заметно дороже. Поэтому номер вашего сотового телефона знает достаточно ограниченный круг лиц, в который никоим образом не попадают потенциальные клиенты. Соответственно, уехав из офиса, вы перестаете получать звонки, которые важны для вашего бизнеса. Безусловно, можно воспользоваться услугой переадресации звонка с фиксированного телефона на сотовый. Однако такой звонок обойдется компании дороже всего, что явно накладывает жесткие рамки на свободу использования этой услуги. А для делового человека очень важно постоянно быть на связи.

Решение

Действительную свободу использования сотового телефона дает решение FMC (Fixed-Mobile Convergence) - конвергенция фиксированной и сотовой связи, благодаря которой можно организовать постоянную линию связи со всеми клиентами и использовать единый телефонный номер, независимо от того, где вы находитесь. Иными словами, набрав номер телефона офиса вашей компании, клиент непременно дозвонится до вас, даже если вы будете в данный момент за океаном; при этом данная услуга не разорит вашу компанию.

Технически это выглядит так. В офисе, как правило, существует внутренняя АТС, что позволяет внутри компании пользоваться сокращенным номером. Многие офисные АТС позволяют звонящему из города после основного номера набрать в тоновом режиме внутренний номер нужного абонента либо воспользоваться услугами оператора. Решение, о котором идет речь, работает так, что сигнал с внутренней АТС сначала попадет на ваше рабочее место в офисе, а если вас там нет, то будет передан дальше, оператору сотовой связи и на ваш мобильный номер. Даже если вы в этот момент будете находиться в Нью-Йорке, вызов будет направлен туда. Такого рода связь можно настраивать и без вашего участия. Клиенту достаточно набрать известный ему городской номер, и сигнал всегда вас найдет. А коллега всегда сможет соединиться с вами, набрав короткий номер или прибавив соответствующий префикс к городскому.

Но сотрудникам, находящимся в командировке, также бывает нужно часто звонить в офис. Для этого технически реализована возможность с сотового телефона сразу попасть во внутреннюю телефонную сеть компании. При этом используется либо сокращенный номер, либо к обычному номеру добавляется трехзначный префикс. Понятно, что это экономит деньги компании на исходящих звонках с сотового телефона.

История услуги

Идея данной услуги зародилась во время кризиса 1998 года в компании "ВымпелКом" (http://www.beeline.ru), когда у многих клиентов не только этого, но и многих других операторов связи возникли финансовые проблемы. Тогда объединенная дирекция и группа разработчиков "ВымпелКома" приступили к созданию специальных технических решений для своих заказчиков с тем, чтобы оптимизировать их расходы на связь, нужда в которой и во время, и после кризиса никак не уменьшилась.

Тогда же появилась идея создания ведомственных сотовых сетей. Доступ на внутреннюю АТС с мобильного телефона был организован через так называемый шлюзовой стационарный сотовый телефон. На определенном этапе это сыграло положительную роль - "ВымпелКом" не только не потерял клиентов, но даже в условиях финансового кризиса приобрел новых. Однако это техническое решение было несовершенным, так как один стационарный сотовый телефон эмулировал всего лишь одну линию. А для того, чтобы иметь несколько линий доступа с сотовых телефонов на офисную АТС, компании нужно было приобретать несколько шлюзовых телефонов.

Поэтому следующим этапом, по словам начальника отдела внедрения услуг АО "ВымпелКом" Артема Толкунова, был уход от стационарных телефонов, выступавших как связующее звено между сетью "Би Лайн" и офисной АТС. Для этого офисная АТС заказчика соединялась с коммутатором "Би Лайн". Количество линий, соединяющих сотового абонента с офисной АТС, увеличивалось, а сотовым телефонам стало возможно присваивать сокращенный номер. Внутри АТС происходило автоматическое переключение с одного номера на другой - эта операция входит в число ее "продвинутых" функций. Соответственно с любой сотовой трубки стало возможно дозвониться в офис заказчика и наоборот.

Но и это не стало окончательным вариантом решения проблемы, потому что количество соединительных линий коммутатора "Би Лайн" с коммутаторами заказчиков резко возросло, а ресурсы оператора имеют свой предел. К тому же каждый ресурс можно было задействовать с большей пользой и для клиента, и для "Би Лайн". Тогда "ВымпелКом" пришел к такому выводу: поскольку его клиенты - это, как правило, одновременно и клиенты одного из операторов фиксированной связи, логичнее организовать сотрудничество с этим оператором, которому легче выстроить внутри собственной сети необходимую маршрутизацию.

Такое решение имело очевидные плюсы для клиентов. Во-первых, у операторов фиксированной телефонной связи уже есть свои каналы, а наращивание еще одного канала - это просто установка еще одного маршрутизатора, поэтому капитальные вложения для клиента минимальны. Это важный момент, так как исключается необходимость прокладки новых кабелей (самая дорогая часть организации связи компании). Кроме того, одна и та же услуга обогащается рядом уникальных черт в зависимости от оператора, в содружестве с которым она будет поставляться.

Во-вторых, чтобы удешевить звонки между сотовыми телефонами и офисной АТС, "ВымпелКом" предложил переадресацию по специально выделенным каналам между "Би Лайном", оператором фиксированной связи и клиентом. Так как количество подобных звонков естественным образом возрастет, цены на них снижаются. В результате клиент за одну и ту же сумму сможет сделать больше звонков. Это выгодно и ему, и компании-оператору.

В-третьих, у мобильного абонента появляется уникальная возможность совершать междугородные и международные звонки, используя ресурс и цены того оператора, чьими услугами фиксированной связи он пользуется. Иначе говоря, сотовый телефон выходит в эфир через оператора фиксированной связи и соответственно по его расценкам. Это опять-таки заметная экономия, так как международные и междугородные звонки с сотовых телефонов довольно дороги.

Сегодняшний день

Сегодня уже вступило в действие соглашение между компаниями "ВымпелКом" и "Комбеллга" (http://www.combellga.ru); соглашения с "Совинтел" (http://www.sovintel.ru) и Global One (http://www.global-one.ru) находятся на этапе отладки технического взаимодействия. Поясним, что, прежде чем начать оказывать совместную услугу, необходимо провести испытания, которые позволят выявить слабые моменты, а также отладить совмещение биллинговых систем, поскольку клиенту в результате выставляется консолидированный счет - он платит за все услуги одному оператору, независимо от того, сколько операторов его обслуживает. А услугу FMC оказывают совместно разные юридические лица. При испытаниях и тестировании также решаются вопросы совмещения программно-аппаратной и бизнес-логики.

За то время, пока услуга FMC совершенствовалась, ею уже начал пользоваться ряд компаний: "Тройка-Диалог", "ЛУКойл", "Русский алюминий", "ПромсвязьБанк", JTI Marketing & Sales, Global One. Все эти компании, благодаря тому, что их менеджеры постоянно на связи с клиентами, смогли заметно нарастить клиентскую базу.

Услуга FMC, предоставляемая совместно с Global One, даст возможность удаленного доступа к почтовым серверам и базам данных. Это означает, что в любой точке света, где поддерживается услуга передачи данных в сетях GSM и протокол WAP, вы, имея сотовый телефон, обладающий соответствующими возможностями, сможете прочитать сообщения и отправить электронную почту любому адресату. Этот этап сотрудничества с Global One пока находится на стадии проекта, но будет реализован в ближайшее время.

В заключение отметим, что FMC, по словам генерального директора "Комбеллги" Александра Кожанова, "...лишь первая высокотехнологичная услуга из большого пакета", который вскоре будет предложен корпоративным клиентам.