Информатизация охватывает все более широкие области человеческой деятельности. К сожалению, в здравоохранении - одной из самых важных сфер нашей жизни - этот процесс в России пока протекает очень медленно. Только этой весной принята концепция информатизации учета в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Создание концепции единого информационного пространства в области медицины находится еще в начальной стадии.

На этом фоне весьма радует тот факт, что пионерами в деле информатизации здравоохранения становятся региональные лечебные заведения, зачастую обгоняющие в этом столичные больницы и клиники. Один из ярких примеров - Центральная районная больница (ЦРБ) в старинном волжском городе Угличе, районном центре Ярославской области.

Количественные параметры деятельности о ЦРБ впечатляют, а цифры статистики напоминают обороты крупных предприятий: больница обслуживает более 50 тыс. клиентов, регистратура выдает 180 тыс. талонов в год, а годовое число обращений достигает 350 тыс.; за одну смену обслуживается от нескольких сотен до почти полутора тысяч посетителей. Стационарное отделение насчитывает 460 коек по 15 профилям, за год оно принимает 11 тыс. пациентов. При таких показателях одним из узких мест в работе медучреждения обычно становится система документооборота. И действительно, мало кто из пациентов районных поликлиник не сталкивался с проблемой очередей в регистратуру. Создание, заполнение и анализ (т. е. собственно использование) медицинских документов отнимает много времени.

Направления информатизации

На страницах специализированной прессы не утихают споры о методах эффективной организации вычислительных комплексов для медицины, об оптимальном соотношении цены и сложности медицинских информационных систем. На практике же чаще всего встречается простейший подход, что обуславливается недостатком как материальных средств, так и квалифицированных ИТ-специалистов. Этот подход состоит в том, чтобы автоматизировать основные службы (прежде всего регистратуру и статистическое отделение) и подключить их к банку данных больницы. Иногда возможности лечебного учреждения позволяют создать автоматизированные места (АРМ) врачей-специалистов.

В угличской ЦРБ компьютеризация началась с середины 90-х годов. Проводилась она силами информационного отдела, костяк которого составили специалисты из звена баз данных, насчитывающего пять сотрудников. Руководит отделом Михаил Введенский.

В основу информационной системы больницы легла база данных (БД) о пациентах, созданная на основе территориального регистра населения района. При его составлении использовались картотеки районных социальных служб и налоговой инспекции. Как утверждает Михаил Введенский, достоверность регистра - около 99%.

На основе этой первой базы данных в больнице были затем созданы и другие, специализированные БД: амбулаторного и стационарного приема, диспансерного наблюдения, флюорографии, неучтенных пациентов, детей-инвалидов, онкологических больных, льготников и т. д. Общее число БД сейчас составляет более трех десятков, а объем регулярно актуализируемой информации в них исчисляется сотнями мегабайтов. Для обработки данных используется СУБД Microsoft Access.

За последние годы специалисты информационного отдела создали компьютерные АРМ для автоматизации работы регистратуры, фельдшерского приемного отделения, статистических служб, служб диспансеризации. В общей сложности в ЦРБ разработано 13 АРМ.

OCR-система на службе у медицины

Когда объем информации, заносимой в базы данных, стал измеряться десятками мегабайтов и стало ясно, что обработка документов вручную не дает информационной системе нормально функционировать, было принято решение автоматизировать ввод информации. Для оцифровки заполняемых вручную бланков была использована система OCR (Optical Character Recognition - оптическое распознавание символов) Cognitive Forms московской компании Cognitive Technologies. Это специализированная программа для считывания и преобразования в текст содержимого однотипных бумажных документов - заполненных бланков и формуляров.

С точки зрения разработчиков из фирмы Cognitive Technologies необычность данного проекта состояла в языковой особенности распознаваемого текста: документы написаны на специфической смеси русского с медицинской латынью, что потребовало адаптации проверочных словарей. Гораздо проще оказалось адаптировать программу для работы с конкретными входными формами.

При содействии программистов из Cognitive Technologies система Cognitive Forms была настроена на обработку нескольких стандартных медицинских бланков - талона амбулаторного пациента, статистической карты выбывшего пациента и ряда других. В сочетании с автоматизацией работы регистратуры это обеспечивает скорость и единообразие обслуживания пациентов при высокой степени достоверности обрабатываемых данных.

При первом обращении пациента в ЦРБ ему выдается пластиковая карта с индивидуальным штрих-кодом, а сведения о нем заносятся в больничный банк данных. Каждому пациенту выдается талон, который врачи в ходе осмотра заполняют от руки по упрощенной формализованной схеме. Заполненные талоны передаются в отдел статистики, где сканируются в потоковом режиме; данные автоматически верифицируются. Если при вводе этих данных вручную доля ошибок составляла около 5%, то при автоматической обработке она сократилась до 0,5%. Сканированные данные экспортируются в формат DBF и интегрируются в информационную систему.

За два года эксплуатации система обработала 15 тыс. бланков. Все это время она адаптировалась и совершенствовалась; в результате сейчас, по оценке Михаила Введенского, автоматически правильно распознается более 90% всей сканированной информации. Для обеспечения достоверности данных оператору приходится прибегать к ручной верификации.

Оснащение вычислительными средствами

Вычислительный комплекс больницы включает сегодня около 50 ПК, в том числе центральный сервер, работающий под управлением Windows NT, и две рабочие станции сканирования форм. Это недорогие (в пределах 1000 долл.) компьютеры отечественной сборки. Для обработки бланков применяются также весьма недорогие (в пределах 50 долл.) сканеры Mustek.

С мэрией больница связана выделенным каналом, с региональными учреждениями - при помощи модема по коммутируемой линии.

Разумеется, приобрести даже такое, относительно дешевое оборудование бюджетным организациям зачастую не по силам. Чтобы решать финансовые вопросы, руководителям больницы требуется изрядный управленческий и дипломатический талант. В угличской больнице основная часть расходов на приобретение вычислительной техники - 350 000 руб. - была покрыта за счет фонда ОМС. Городские власти выделили ЦРБ 200 000 руб. Существенную помощь оказала городская страховая компания "Арсенал", предоставившая 50 000 руб.

Что дала информатизация

Сейчас в поликлиниках ЦРБ функционирует автоматизированная регистратура, оснащенная БД записей на приемы к врачам. Ведется также БД вызовов на дом, автоматизировано ведение журналов врачебных вызовов, а также создание электронного расписания работы врачей.

Проект продемонстрировал, как внедрение относительного недорогого программно-аппаратного комплекса позволяет упорядочить документооборот, разгрузить отдельные службы медицинского учреждения (в частности, регистратуру) и, что немаловажно, обеспечить существенный экономический эффект.

Разумеется, в такой ответственной сфере, как медицина, тесно связанной со здоровьем людей и финансовой отчетностью, полностью отказаться от бумажного документооборота нельзя, и внедренная система не решает всех информационных проблем больницы.

Тем не менее автоматизация документооборота с применением технологии OCR всего на двух компьютерах, по словам Михаила Введенского, очень быстро дала поразительный экономический эффект - более полутора миллионов рублей в год. Как утверждает г-н Введенский, это составляет 7-10% общего объема финансирования учреждения. Освободившиеся компьютеры, которые ранее, до 1998 года, использовались для ввода данных вручную, сейчас задействованы в других подразделениях ЦРБ.

Информатизация статистического отдела позволила упорядочить учет медикаментов и за счет этого сэкономить 60% средств на них - грубо говоря, удалось сократить воровство. Для пациентов же самым заметным результатом стало исчезновение очередей в регистратуру и в приемное отделение больницы - регистрация пациента, включая печать и выдачу талона, занимает всего полминуты.

Пример угличских медиков поучителен и интересен. В России насчитывается около 20 тыс. лечебно-профилактических учреждений, поэтому успешный опыт одного из них может оказаться очень полезным и важным в масштабах всей страны.