Там, где с наземными дорогами плохо...

Огромные территории и неразвитость дорожной инфраструктуры в Западной Сибири делают авиационный транспорт исключительно важным фактором развития региона, а авиакомпании — одним из столпов экономики, наряду с индустрией нефти и газа. Открытое акционерное общество "ТюменьАВИАТранс" было создано в 1992 году в результате приватизации подразделений территориального Управления гражданской авиации по Тюменской области. Основные виды деятельности этой авиакомпании — регулярные и заказные пассажирские перевозки, грузовые перевозки по долгосрочным и разовым заказам на внутреннем и международном рынках, аэропортовое обслуживание собственных и сторонних воздушных судов. Кроме того, авиакомпания предлагает различные виды дополнительных услуг (туристический бизнес, агентские услуги и пр.).

Профиль клиента

Компания:
"ТюменьАВИАТранс"

Местонахождение:
Тюмень

Число сотрудников:
около 4600

Менеджер:
Василий Морозов, помощник заместителя генерального директора по автоматизации производственных процессов

Проблема:
Потребность в недорогой и надежной корпоративной системе передачи данных

Профиль партнера

Компания:
LinuxLabs

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Владимир Моисеев, генеральный директор

Решение:
Организована корпоративная система асимметричного доступа с использованием канала спутниковой связи и фирменного спутникового маршрутизатора

Авиакомпания (АК) "ТюменьАВИАТранс" — одна из крупнейших в мире по вертолетному парку и располагает также мощным самолетным парком. На лето прошлого года численность персонала компании составляла 4590 человек. Она имеет ряд дочерних компаний, работающих в авиационном бизнесе. Основная деятельность "ТюменьАВИАТранс" в настоящее время сосредоточена в Тюменской области, в частности, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах. Самолеты АК выполняют регулярные рейсы в Москву, другие города и регионы России. Кроме того, по международным договорам осуществляются работы в ЮАР и в миссиях ООН в Центральной Африке и Западной Сахаре.

В настоящее время руководство "ТюменьАВИАТранс" проводит реорганизацию с целью повышения эффективности деятельности компании в целом. В качестве важнейшего инструмента для этого рассматриваются современные компьютерные и коммуникационные технологии. Задача высокотехнологического оснащения компании возложена на специалистов подразделения автоматизации производственных процессов.

Информатизация

По словам помощника заместителя генерального директора "ТюменьАВИАТранс" по автоматизации производственных процессов Василия Морозова, авиакомпания сейчас реализует целый ряд крупных проектов, связанных с разными аспектами информатизации — корпоративной системой финансового и бухгалтерского учета, системами передачи данных и информационного обслуживания технического состояния воздушных судов, комплексом бронирования и продажи авиабилетов "Сирена-3" и т. д. "В числе прочих проблем летом 1999 года перед компанией встала необходимость создания корпоративной системы документооборота, — рассказывает г-н Морозов. — Поиски приемлемого решения вскоре привели нас в офис молодой московской компании LinuxLabs, специализирующейся на поставках всевозможных решений на базе Unix-систем и продуктов фирмы Lotus. Нас привлек тот факт, что на счету генерального директора LinuxLabs Владимира Моисеева было около тысячи успешных внедрений систем документооборота, в том числе на основе технологии Lotus Domino».

Сотрудники LinuxLabs провели обследование компании и подготовили комплект документов по проекту корпоративной системы электронного документооборота, включающий в себя анализ состояния вычислительной техники, средств связи. Была составлена пограмма работ. «В настоящее время этот проект продолжается, —поясняет Василий Морозов, — но для нас важнее оказалось наличие в арсенале LinuxLabs множества других готовых оригинальных и принципиально новых решений, с помощью которых мы могли бы решить более приоритетные и перспективные задачи, например, проблему развития и усовершенствования корпоративной системы передачи данных, а также связи между отдельными функциональными системами, реализованными на разных платформах (различные версии Windows, OS/390, Unix-системы, локальные сети ПЭВМ, средства связи VSAT, Интернет и т. п.), причем за относительно небольшие деньги и в сжатые сроки". http:// www.webspace.ru
LinuxLabs
http://www.linuxlabs.ru
Образована в октябре 1999 года. Специализируется на разработке и продвижении комплексных Интернет-решений для малого и среднего бизнеса, использующих ОС Unix и технологии компании Lotus. Компания создала и поддерживает один из первых ASP-проектов в России — сервис "Интернет-офис" на базе хостинга Интернет-технологии коллективной работы Lotus QuickPlace. LinuxLabs имеет статус IBM Software Business partner.

Асимметричный доступ

Ознакомившись с широким ассортиментом продуктов, предлагаемых компанией LinuxLabs, руководство авиакомпании заинтересовалось оригинальной коммуникационной технологией, основанной на использовании спутниковых каналов связи. Технология обеспечивает организациям относительно недорогое подключение корпоративных локальных сетей к Интернету с помощью фирменного устройства — спутникового маршрутизатора.

Сейчас в России получают распространение средства индивидуального асимметричного доступа в Интернет, продвигаемые такими провайдерами спутниковых каналов, как "НТВ-Интернет", "Европа-онлайн" и "АзияСат". Однако для корпоративных клиентов подобные технологии в чистом виде плохо применимы: чтобы обеспечить, скажем, нормальный доступ в Интернет нескольким сотрудникам, требуется не одна спутниковая антенна ("тарелка") с комплектом сопутствующего оборудования.

Для решения проблемы корпоративного подключения специалисты из LinuxLabs разработали на стандартной элементной базе интеллектуальное устройство — спутниковый маршрутизатор, обеспечивающий асимметричный доступ к ресурсам Интернета (по протоколам HTTP и FTP) для связи локальной сети предприятия с внешним миром. Исходящие данные, объем которых, как правило, невелик, направляются по обычному, "наземному" каналу, соединяющему клиента с Интернет-провайдером (это может быть коммутируемая или выделенная линия). Входящий трафик принимается по высокоскоростному спутниковому каналу в соответствии со стандартом DVB-S. Пропускная способность входного канала составляет от 150 Кбит/с до 1,5 Мбит/с. Впрочем, весь трафик, помимо HTTP и FTP, скажем, электронная почта или сообщения системы ICQ, может приниматься и по наземным каналам.

Помимо основных функций, спутниковый маршрутизатор обеспечивает автоматический дозвон при подключении к местному Интернет-провайдеру, трансляцию IP-адресов, помогающую защитить локальную сеть от внешних вторжений, кэширование входящего трафика, работу по расписанию, ведение статистики фактического использования спутникового и проводного каналов — пользователь всегда легко может оценить эффективность и выгодность такого варианта подключения.

Стоимость внедрения и эксплуатации данного технологического решения складывается из следующих составляющих. Сам маршрутизатор стоит около 1300–1500 долл. (по словам Владимира Моисеева, аналогичное оборудование западных производителей стоит в 2–5 раз дороже, хотя полных аналогов этого устройства не существует), за антенну с учетом установки необходимо заплатить порядка 150 долл., оплата услуг Интернет-провайдера обойдется в 20–60 долл. ежемесячно, плата провайдеру спутникового канала составляет для корпоративных пользователей около 60 долл. Сумма немалая, однако объем информации, которую при этом получает клиент, оказывается практически неограниченным (что не влияет на размер оплаты), а связь — весьма устойчивой.

Компания LinuxLabs в настоящее время налаживает серийное производство спутниковых маршрутизаторов. По мнению Василия Морозова, спрос на них может быть достаточно велик. В частности, только у АК "ТюменьАВИАТранс", офисы и дочерние предприятия которой сильно удалены друг от друга, потребность в этих устройствах составляет около десятка.
ОАО "ТюменьАВИАТранс"
http://cssc.tat.ru
Создана в 1992 году в результате приватизации подразделений территориального Управления гражданской авиации по Тюменской области. Авиакомпания осуществляет регулярные и заказные пассажирские перевозки, грузовые перевозки на внутреннем и международном рынках, аэропортовое обслуживание собственных и сторонних воздушных судов. Одна из крупнейших в мире компаний по вертолетному парку, обладает также мощным самолетным парком. Имеет ряд дочерних компаний, работающих в авиационном бизнесе.

Один из партнеров АК "ТюменьАВИАТранс" — ОАО "Международная технологическая корпорация Сирена", предоставляющая на базе современных ASP-технологий ресурсы своего вычислительного центра, расположенного в Медвежьих Озерах под Москвой. Авиакомпания использует эти ресурсы для эксплуатации программного пакета "Руслан" — системы информационного обслуживания технического состояния воздушных судов (разработка ООО "Программпром"), — а также собственной системы бронирования и продажи билетов (АС "Сирена-3").

"Фактически LinuxLabs предлагает как готовое решение на базе своего маршрутизатора, так и целый модельный ряд решений, настраиваемых под нужды клиентов, — говорит Василий Морозов. — При работе с несколькими территориально удаленными объектами предоставленная нам система позволит оперативно принимать и реализовывать управленческие решения на основе актуальной консолидированной информации из разных функциональных систем. Например, я могу получить доступ к ВЦ в Медвежьих Озерах независимо от того, где я нахожусь — в Сургуте, рабочем поселке Березово или в Москве".

Коммуникационная инфраструктура авиакомпании представляет собой мозаику из разнородных сегментов, использующих телефонные, выделенные и спутниковые каналы. "Оборудование LinuxLabs мы планируем устанавливать далеко не во всех точках, — утверждает Василий Морозов, — но в отдельных офисах, таких, как территориально распределенные авиационно-технические базы авиакомпании, Центр реализации перевозок и услуг, филиалы, через которые проходит большой трафик, — там эта технология просто необходима".

Таким образом партнерство, зародившееся в ходе поиска решения проблемы документооборота, позволит, как считает руководство авиакомпании, решить целый комплекс проблем, в том числе построить систему взаимодействия разнородных вычислительных средств и организовать эффективную корпоративную систему обмена информацией.