Грузоперевозки — это отдельная и очень важная отрасль экономики в любой стране мира. Миллионы тонн груза ежедневно перемещаются по всему свету на авиалайнерах, морских и речных судах, в железнодорожных составах и на автомобилях. У каждого груза есть свой маршрут следования, свой отправитель и получатель. Конечная цена перемещаемого груза во многом зависит от того, насколько рационально организована его перевозка: подсчитано, что затраты на данную операцию составляют в среднем примерно 60% цены товара.

Открытое акционерное общество "Шереметьево-Карго" — компания, деятельность которой напрямую связана с организацией грузопотоков в крупном московском аэропорту Шереметьево. К борту каждого самолета перед вылетом точно в срок должен быть доставлен груз, топливо, питание для пассажиров, почта, багаж. Соответственно, каждый прилетающий самолет должен быть вовремя разгружен, доставленный груз — рассортирован, учтен и направлен далее получателю. И все это сопровождается своим комплектом документации: на каждый рейс по 2-3 страницы текста и еще столько же на каждую отправку. Понятно, что вести отслеживание и организацию движения груза "вручную" не только нерентабельно, но и попросту невозможно.

Профиль клиента

Компания:
ОАО “Шереметьево-Карго”

Местонахождение:
Москва, аэропорт Шереметьево-2

Руководитель:
Александр Грачев, заместитель генерального директора ОАО “Шереметьево-Карго” по информатике

Проблема:
Продолжение автоматизации внутренних бизнес-процессов

Профиль партнера

Компания:
Diamond Communications

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Константин Шарапов, начальник подразделения беспроводных средств связи

Решение:
Создание высокоскоростной беспроводной сети передачи данных на территории аэропорта Шереметьево

Автоматизация

Почти за 10 лет своего существования компания "Шереметьево-Карго" постепенно автоматизировала собственную деятельность. Была внедрена автоматизированная система управления перевозками, информационная система Russland Cargo, предназначенная для поддержки деятельности грузового таможенного терминала, и система Russland-Expeditor для автоматизированного оформления грузовых перевозок в соответствии с международными правилами (обе разработаны компанией “Интегпрог», http://www.integprog.ru), система собственной разработки Russland Airport для управления ресурсами обработки рейсов по грузу. Построен также корпоративный информационный центр, сетевой портал. Все это существенно улучшило организацию грузопотоков в аэропорту Шереметьево, осуществляемых “Шереметьево-Карго”.

ОАО “Шереметьево-Карго”
http://www.shercargo.ru
“Шереметьево-Карго” — головное предприятие системы предприятий RUSSLAND — образовано в 1991 году. Крупнейшее в России предприятие, предоставляющее полный комплекс услуг транспортной логистики. “Шереметьево-Карго” располагается в непосредственной близости к территории аэропорта Шереметьево-2. Этот район весьма благоприятен для развития транспортного бизнеса, поскольку расположен вблизи автомагистрали Москва-Петербург, Северного речного порта и железной дороги.

Однако до недавнего времени автоматизированная система использовалась только при подготовке груза внутри здания грузового терминала. Операции доставки и приема груза с борта самолета происходили как бы вне автоматизированной системы: сопроводительная документация обрабатывалась либо до, либо после доставки груза на склады. А поскольку при обработке груза под бортом воздушного судна нередко происходит его первичная обработка и частичное прохождение по ускоренной процедуре (без доставки на склад), это порой ведет к затруднению отслеживания его пути, рассогласованию, ошибкам и даже потере груза.

По словам заместителя генерального директора ОАО "Шереметьево-Карго" Геннадия Зубакова, задача управления ресурсами в аэропорту по важности находится на втором месте после аэронавигации. Поэтому перед компанией стоит общая задача создания интегрированной системы управления ресурсами. В рамках этого направления было намечено решить следующие вопросы:

  • продолжить автоматизацию внутренних бизнес-процессов;
  • обеспечить предоставление партнерам и клиентам информации о прохождении их груза в любой точке мира;
  • повысить эффективность работы по организации грузоперевозок с партнерами из других авиакомпаний.

Частота решает все

Важным этапом решения поставленной задачи стала организация высокоскоростной беспроводной сети передачи данных на территории аэропорта Шереметьево. Это весьма существенная часть автоматизированной системы управления перевозками, создание которой позволило сделать качественный скачок в деле управления грузопотоками в аэропорту.

Ряд подобных "Шереметьево-Карго" организаций пытались внедрить у себя спутниковые системы слежения за подвижными объектами либо мобильную связь, однако в условиях аэропорта оптимальным решением оказалась организация беспроводной сети передачи данных. Первые эксперименты в этой области специалисты службы информатики ОАО "Шереметьево-Карго" совместно с сотрудниками компании Diamond Communications провели на территории аэропорта еще в 1997 году. Эксперимент прошел успешно: устойчивая связь была получена как со стационарными объектами, так и с автомобилем, перемещающимся по территории аэропорта и в зоне проведения погрузочно-разгрузочных работ.

В этом эксперименте для организации высокоскоростных каналов передачи данных было использовано оборудование RadioEthernet диапазона 2,4 ГГц. Положительный результат обусловил выбор именно этого оборудования для решения поставленной задачи. При принятии решения о развертывании беспроводной сети передачи данных учитывался и международный опыт: подобные сети сегодня успешно действуют в международных аэропортах Вены, Майами и Цюриха.

Однако для организации беспроводной сети нужна частота. Проблема же получения частотного ресурса в органах Госсвязьнадзора стала решающей для дальнейшей судьбы проекта и самой тяжелой. Дело в том, что в Москве свободные частоты практически отсутствуют. Тем не менее эта проблема была решена, и для построения беспроводной сети в аэропорту Шереметьево Госсвязьнадзор выделил полосу в 3 МГц.

Оборудование

Для работы в выделенной полосе частот подошло оборудование BreezeNET PRO, производимое израильской компанией BreezeCOM. Его уникальная возможность программного изменения рабочей полосы частот в диапазоне 2,4–2,5 ГГц как раз соответствовала выделенному частотному ресурсу.

Помимо требований высокой пропускной способности каналов, оборудование должно было удовлетворять еще ряду условий. Оно должно было обеспечивать:

  • надежность передачи информации круглый год, учитывая сложные погодные условия и рельеф местности;
  • высокую помехозащищенность сети;
  • возможность питания стационарных устройств от бортовой сети автомобиля (+12 В).
Кроме того, устройства должны были быть исполнены в корпусах, пригодных для промышленной эксплуатации, и иметь сертификаты Минсвязи России.

Оборудование BreezeNET PRO удовлетворяло всем этим требованиям. К тому же используемая в нем технология "скачков по частоте" (FHSS) полностью соответствует единому стандарту сетей передачи данных IEEE 802.11 и обеспечивает передачу информации со скоростью 3 Мбит/с в условиях сложной электромагнитной обстановки.

Для подключения мобильных абонентов были применены беспроводные устройства высокоскоростной передачи данных (High-Speed Wireless) ISM диапазона.

Монтажные работы

Аэропорт — это сложное инженерное сооружение с непростой электромагнитной обстановкой. При монтаже и развертывании сети необходимым условием было, чтобы реализуемая система не создавала помех.

Монтаж и настройку сети осуществляли специалисты подразделения беспроводных средств связи Diamond Communications и сектора сетевых технологий службы информатики ОАО "Шереметьево-Карго". На главном здании "Шереметьево-Карго" была смонтирована точка доступа беспроводной сети в комплекте с антенно-фидерной системой, секторные антенны которой обеспечивали устойчивое радиопокрытие зоны аэропорта. Территория терминала имеет сложную застройку, в ряде мест существуют так называемые мертвые зоны, поэтому в пределах перрона была установлена дополнительная точка доступа в сеть. При этом в зоне действия радиосети стала возможной устойчивая связь с объектом, движущимся со скоростью до 40 км/час. Чтобы предотвратить сбои системы в момент включения двигателя автомобиля, специалисты Diamond Communications разработали специализированный стабилизатор питания.

Diamond Communications
http://www.diamond.ru
Компания основана в 1991 году и работает на российском рынке средств передачи данных. Diamond Communications имеет богатый опыт построения ведомственных и корпоративных сетей любой сложности на базе выделенных и коммутируемых каналов различного качества, а также модернизации сетей заказчика с переходом на новые методы доставки сообщений, включая Frame Relay и АТМ.

Diamond Communications является членом общественно-государственного объединения Ассоциация документальной электросвязи, входящей в Европейскую ассоциацию электронных сообщений (ЕЕМА) и ISODE, где возглавляет рабочую группу "Организация каналов доступа к сетям передачи данных и Интернет".

Монтажные работы заняли два дня, и 20 сентября 2000 года началась опытная эксплуатация первой очереди проекта. В настоящий момент в работах "Шереметьево-Карго" задействован один мобильный терминал. В дальнейшем будут введены в действие еще два мобильных и 12 ручных радиотерминалов. Общая стоимость проекта, по словам г-на Зубакова, составляет 60–70 тыс. долл.

Технологический процесс

В настоящее время радиосеть передачи данных интегрирована в автоматизированную систему учета грузопотоков "Шереметьево-Карго". Система работает следующим образом. Когда груз поступает на терминал, стандартная информация о нем, помимо сопроводительных документов, представляется в виде штрих-кода, размещенного непосредственно на грузе. Код считывается радиосканером, которым оснащен оператор или грузчик. При этом вводятся временные отметки о выполнении технологических операций. Затем информация со сканера по радиосети передается в центральную базу данных учета грузопотоков.

Такая технологическая цепочка дает ощутимый выигрыш по времени, а также исключает возможность ошибок на всех этапах грузоперевозки. При этом персонал "Шереметьево-Карго" получил дополнительную возможность связи и контроля за удаленными объектами непосредственно из Центра управления. Кроме того, более рациональная организация учета грузопотоков позволила уменьшить количество используемой техники и грузчиков.

С организацией беспроводной сети передачи данных была налажена работа с системой штрихового кодирования непосредственно под бортом воздушного судна с использованием ручных терминалов, поставленных компанией «Оптима». Это дает выигрыш по нескольким направлениям. Первое — использование штрих-кодов позволяет оперативно загружать в информационную систему данные о грузе непосредственно под бортом обслуживаемого воздушного судна. Полученные данные становятся доступными в информационной системе "Шереметьево-Карго" в реальном времени. Второе — возможность дополнительного контроля за правильностью обработки груза и выполнением технологических операций, что в конечном счете помогает избежать потерь. Третье — частичное решение вопросов безопасности: ввод в систему кодированной информации помогает в разрешении ряда конфликтных ситуаций. И четвертое — это сокращение времени погрузочно-разгрузочных работ. Другими словами, использование системы штрихового кодирования способствует ускорению работы терминала и полному отсутствию потери грузов на всех этапах перевозки.

По словам заместителя генерального директора ОАО "Шереметьево-Карго" по информатике Александра Грачева, первый этап проекта уже окупил себя, так как с внедрением новой технологии организации грузопотока изменился имидж компании. Повышение качества услуг, уровень которых теперь не уступает мировому, начало привлекать больше клиентов и партнеров, как отечественных, так и западных.

Перспективы

В перспективе беспроводная сеть связи ОАО "Шереметьево-Карго" будет охватывать всю территорию аэропорта Шереметьево, в том числе удаленные склады. Для этого к уже установленным двум ретрансляторам будет добавлено еще два или три.

Эта беспроводная сеть обладает высокой универсальностью, поэтому ее ресурсы можно использовать для передачи разнородного трафика без серьезных дополнительных капиталовложений. Такая мультисервисная сеть позволит в дальнейшем организовать работы терминалов в зоне аэропорта Шереметьево-2, подключение удаленных стационарных постов, организацию телефонной связи и системы видеонаблюдения. С помощью каналообразующего оборудования возможно соединить эту сеть с сетями других компаний и организаций, работающих в аэропорту Шереметьево, однако это дело будущего.

“Можно надеяться, что беспроводная сеть высокоскоростной передачи данных ОАО “Шереметьево-Карго” даст толчок к внедрению на авиационных предприятиях России современных систем обработки грузопотоков,” – отметил Геннадий Зубаков. – “Это позволит поднять до мировых стандартов уровень обслуживания оператором своих клиентов.”