В небольшой городок Онега Архангельской области добраться нелегко. Сначала самолетом до областного центра, затем поездом —на дорогу из Москвы уходит больше полутора суток. Наверное, именно по этой причине главное предприятие города — ОАО «Онежский гидролизный завод» — довольно долго оставалось вне зоны внимания компаний, специализирующихся на автоматизации управленческого и бухгалтерского учета. Подумать только: вполне успешное промышленное предприятие, крупный гидролизный завод, к тому же занимающийся, помимо основной, десятком других разнообразных видов деятельности, еще в прошлом году вел весь учет вручную. На предприятии, правда, были установлены компьютеры (восемь из них в бухгалтерии), но использовались они крайне неэффективно: некоторая информация хранилась и обрабатывалась при помощи электронных таблиц, но основой бухгалтерского учета на предприятии была «ручная» отчетность с заполнением и контролем различных журналов.

Профиль клиента

Компания:
ОАО «Онежский гидролизный завод»

Местонахождение:
г. Онега Архангельской обл.

Число сотрудников:
1100

Руководитель:
Андрей Вепрев, бухгалтер и руководитель проекта по внедрению автоматизированной системы со стороны заказчика

Проблема:
Автоматизация учета на предприятии

Профиль партнера

Компания:
«МарКомп»

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Назар Маргам, директор

Решение:
Разработка системы автоматизации на основе «1С:Предприятие» 7.7 для Microsoft SQL Server 7.0

Однако со временем прогресс, как водится, взял-таки верх над стариной. В один прекрасный день на «Онежском гидролизном заводе» было принято решение, что предприятию все же необходима автоматизированная информационная система. Рассмотрев различные варианты, взвесив все «за» и «против», завод определил наиболее приемлемые для него предложения. На последнем этапе отбора победителем стала система «1С:Предприятие». Почему же именно она?

Комментируя этот выбор, Андрей Вепрев, сотрудник бухгалтерии завода, руководивший проектом внедрения автоматизированной системы со стороны заказчика, приводит вполне обычные критерии. В частности, в качестве главной причины, повлиявшей на окончательное решение гидролизного завода, он называет гибкость системы «1С:Предприятие»: «Это ПО после определенной доработки можно было максимально подстроить под особенности нашей отрасли и предприятия».

Другим немаловажным фактором стала цена продукта. «ПО от «1С» стоило всего около 20 тыс. руб.», — говорит г-н Вепрев. Правда, система «1С:Предприятие» потребовала от исполнителя проекта значительной доработки в соответствии с требованиями заказчика, что стоило не так уж мало: настройка и внедрение ПО обошлись заводу в 350 тыс. руб. (выплаченных, правда, в течение года).

В пояснениях представителя «Онежского гидролизного завода» прозвучал и совсем уж неожиданный мотив: «Другие участники конкурса — столичные фирмы не проявляли к нам большого интереса. Чувствовалось, что мы для них объект неудобный. Ездить далеко». Стоимость же проекта, по московским меркам, небольшая. Поэтому известные столичные производители ПО и не были особо заинтересованы в данном проекте. Местные же компании вообще не брались за автоматизацию такого крупного производства. «Мы попытались наладить контакты с местными продавцами ПО, — рассказывает Андрей Вепрев. — Но они после знакомства с техническим заданием сразу решили, что такой проект им просто не потянуть».

ОАО «Онежский гидролизный завод»
http://www.onega.ru
Один из крупнейших заводов Архангельской области, градообразующее предприятие для города Онега. Основной вид продукции — спиртосодержащие растворы. В 1998 году открыто собственное производство лимонада и пивоваренный цех. Предприятие занимается также выпечкой хлеба, обеспечивая около 70% потребности города в хлебобулочных изделиях. На гидролизном заводе работает своя ТЭС, снабжая жителей города теплом, а завод электроэнергией. Предприятию подчиняются кафе в Онеге и Архангельске, а также розничная сеть из примерно 20 магазинов.

Действительно, гидролизный завод в Онеге — предприятие довольно крупное. Разнообразие видов деятельности, начиная от производства алкогольных напитков и заканчивая розничной торговлей и общественным питанием, усложняют и внутренний учет работы предприятия, и составление отчетности для фискальных органов. При внедрении информационной системы следовало также учесть особенности работы предприятий данной отрасли.

В этой ситуации как нельзя лучше показала себя программа для партнеров компании «1С» — «1С:Франчайзинг». Правила участия в ней предполагают наличие в компании-партнере «1С» специалистов по системе «1С:Предприятие», способных качественно выполнить внедрение этого продукта. Производитель же берет на себя часть рекламных затрат, а также методическую и технологическую поддержку.

Фирма «МарКомп», к которой как к франчайзи «1С» обратился за помощью гидролизный завод, оказалась для предприятия идеальным партнером. В этой небольшой московской компании, с одной стороны, есть вполне грамотные специалисты, с квалификацией, достаточной чтобы успешно реализовать данный проект. А то, что фирма небольшая и «бережно» относится к своим клиентам, сыграло на руку ее новому заказчику. Лучшие специалисты «МарКомпа», включая ее директора, готовы были проводить недели в Онеге, отшлифовывая работу отдельных моделей системы. Это, собственно, не удивительно — ведь онежский завод стал одним из самых крупных клиентов фирмы.

Работа над проектом

Оценив ежедневный документопоток, циркулирующий на «Онежском гидролизном заводе», и изучив бизнес-процессы на предприятии, специалисты «МарКомпа» пришли к выводу, что лучшим решением для онежского завода станет система «1С:Предприятие» 7.7 в сочетании с Microsoft SQL Server 7.0. «Именно такой «дуэт» позволяет предприятию масштаба онежского завода построить реально работающую систему при минимальных расходах, — считает директор компании «МарКомп» Назар Маргам. — По-моему, для предприятия, где используется 30–40 компьютеров и рост системы до более 100 рабочих мест не предвидится (а гидролизный завод из их числа), такое решение просто идеально. С одной стороны, гибкость и возможность настройки в соответствии со спецификой работы конкретного предприятия, с другой — полное соответствие российским стандартам и законодательству. Внедрять более сложные, а значит, и более дорогие системы на предприятиях такого уровня — просто лишняя трата денег».

MarComp
http://www.marcomp.ru
Компания начала свою деятельность с февраля 1999 года; основное направление работы — автоматизация бухгалтерского, финансового и управленческого учета на предприятиях. В качестве платформы используется комплекс программ «1С:Предприятие». В марте 1999 года «Маркомп» стала франчайзи компании «1С». В фирме работает 10 человек,. среди них один сотрудник имеет сертификат MCSE (Microsoft Certified System Engineer), один -- CNE (Certified Novell Engineer) и четыре специалиста сертифицированы «1С».

Специалисты «МарКомпа» изначально стремились построить работу так, чтобы проводить в командировках как можно меньше времени. Основные разработки были проведены в Москве, для обновления ПО максимально использовались возможности передачи информации через Интернет (новые разработанные модули передавались на гидролизный завод через ftp-серверы). Вообще же работа была проделана немалая. Дело в том, что «1С:Предприятие» — это не готовое решение, а лишь удобный инструмент для организации автоматизированного учета на предприятии. Такой подход, с одной стороны, обеспечивает гибкость системы: клиент может перестроить ее в соответствии с собственными потребностями, но, с другой стороны, требуются довольно серьезные усилия для ее настройки. И в зависимости от сложности документопотоков некоторые модули приходится кардинально изменять.

Проект развивался сразу по нескольким направлениям. В первую очередь были запущены в эксплуатацию самые простые участки учета: касса, банковские операции. Понятно, что учет на «Онежском гидролизном заводе» имеет массу индивидуальных особенностей. Как считает Назар Маргам, «в стандартную схему это предприятие не вписывалось вообще». Северные надбавки, районные коэффициенты, принятые правила работы на данном предприятии, — все это нужно было учесть при реализации проекта. Вторая очередь внедрения системы включала запуск модулей учета основных средств и материалов.

И наконец, зарплата и кадровый учет. Этот модуль оказался одним из самых сложных в системе. Более чем тысячный штат предприятия, при начислении зарплаты соблюдаются все существующие в нашей стране правила: оплата больничных листов, отпусков по уходу за ребенком и т.д. Но одна из основных проблем при разработке данного модуля была связана с отсутствием стандартного рабочего календаря практически у всех сотрудников предприятия, за исключением работников заводоуправления. Расчет зарплаты в «1С:Предприятии» построен именно по календарному принципу. А любой из сотрудников онежского завода может работать иногда полный рабочий день, иногда только три часа, а в некоторые рабочие дни вообще остается незадействованным. Начисление зарплаты происходит по определенным тарифам в соответствии с нарядами. В общем, готовый модуль расчета зарплаты «1С» пришлось переделать до неузнаваемости.

«Красивая получилась система, — любуется своим детищем Назар Маргам, руководивший проектом разработки системы для онежского завода. — По-моему, идеальное решение для гидролизно-спиртовых предприятий. Здесь используются все стандартные для данной отрасли, но вообще довольно редкие формы отчетности». Система, реализованная на «Онежском гидролизном заводе», охватывает, например, удобную для спиртовой промышленности форму работы — толлинг, или переработку давальческого сырья. Полностью задействован и модуль «Производство». На базе компонента «Оперативный учет» системы «1С:Предприятие» организован торговый и складской учет в сфере оптовой и розничной торговли. Поскольку завод не только продает свою продукцию дилерам, но и имеет около 20 собственных розничных магазинов и несколько кафе, возможность усиления контроля за этими вполне самостоятельными подразделениями оказалась весьма кстати.

Проект разработки и внедрения системы учета на «Онежском гидролизном заводе» длился около года. В мае 2000 года система была полностью запущена в эксплуатацию, и за истекшие полгода ни одного существенного сбоя в работе системы не произошло. А что изменилось на гидролизном заводе с внедрением автоматизированной системы учета?

Что изменилось?

Руководство предприятия не пошло по пути сокращения персонала, а перераспределило обязанности так, что теперь один сотрудник может вести сразу несколько участков и легко заменяет отсутствующего коллегу. Бухгалтерия завода просто стала все успевать; исчезли привычные раньше переработки и сверхурочные, которые работникам бухгалтерии никак не оплачивались. Вместе с ними ушли в прошлое нервозность и раздражительность. Если раньше расчетчики зарплаты постоянно запаздывали с ее начислением, что приводило к вечным задержкам с выплатой, то сегодня такая ситуация просто невозможна.

Изменился стиль работы, ее скорость и качество. Для бухгалтерии завода теперь не составляет труда сделать налоговую карточку за год, распечатать справку о доходах. В течение нескольких секунд можно сформировать отчет для Пенсионного фонда или налоговых органов. Раньше главному бухгалтеру, чтобы выяснить, не допустил ли кто-то из его подчиненных ошибку в учете, нужно было затевать глобальную проверку. Теперь все документы у него на рабочем месте — необходимый отчет по первому требованию генерируется компьютером.

Да и руководство гидролизного завода получает теперь полные отчеты о состоянии дел на предприятии в удобной и понятной форме, а значит, имеет максимум информации, необходимой для принятия бизнес-решений. Усилился контроль за дочерними предприятиями завода. В конечном счете совершенствование системы управления привело не только к сокращению издержек, но и к прямой выгоде. Правда, экономический эффект от внедрения системы никто не просчитывал: слишком сложно реально осуществить такой расчет. Однако Андрей Вепрев совершенно уверен, что затраты на внедрение автоматизированной системы учета уже сегодня полностью себя оправдали.

Ну, а партнерские отношения между производственным предприятием и московской фирмой, которые скорее можно назвать дружбой, продолжаются. «С нового года вводится новый план счетов, — говорит Андрей Вепрев. — И сотрудники «МарКомпа» раньше нас подумали о том, что систему нужно перенастроить в изменившейся ситуации. Позвонили, скоро будут у нас. Такой сервис нам нравится».