В декабре 1999 года санкт-петербургское НПП "Буревестник", разработчик и производитель рентгеновской аппаратуры, приняло решение о создании и внедрении комплексной системы бухгалтерского учета. Поскольку полная разработка собственными силами "от нуля" обошлась бы очень дорого (да и не было у нас необходимого штата сотрудников), было решено в качестве основы взять стандартный пакет. Принятию окончательного решения предшествовала большая работа по анализу существующего рынка тиражного делового ПО. Этим опытом нам и хотелось бы поделиться с коллегами - ИТ-специалистами многочисленных российских фирм.

Как правило, приобретение и настройка информационной системы для предприятия нашего масштаба обходится в десятки и даже сотни тысяч долларов. Но нам не пришлось сильно потратиться. Более того, деньги, сэкономленные на закупке ПО, мы смогли вложить в техническое перевооружение предприятия, полностью сменив устаревший парк компьютеров. В то же время внедрение информационной системы (ИС) позволило нашей фирме почти полностью избавиться от "бумажной" работы, повысить качество и быстроту обслуживания клиентов за счет увеличения оперативности обработки информации.

Профиль клиента

Компания:
НПП "Буревестник"

Местонахождение:
Санкт-Петербург

Число сотрудников:
около 700

Руководитель:
Вадим Козлов, заместитель главного бухгалтера по автоматизации

Проблема:
Создание и внедрение корпоративной информационной системы

Успех внедрения системы сегодня уже налицо, однако во многом он зависел от выбора партнера - разработчика тиражного ПО. В качестве главных критериев при принятии решения о выборе ПО были определены три: гибкость системы, цена, близость разработчика. В результате после анализа многочисленных тиражных систем была выбрана санкт-петербургская фирма "Компас" с пакетом "Компас+SQL" (версия для Microsoft SQL Server).

Фирма имеет 10-летний опыт работы и признание пользователей, тем не менее мы не были готовы положиться исключительно на репутацию. Поэтому перед принятием окончательного решения, в сентябре 1999 года, мы купили две лицензии, чтобы все посмотреть и попробовать самостоятельно. Тестирование проходило в течение трех месяцев. После него мы были уверены в своем решении. Ошибиться с выбором ПО мы не имели права - такие ошибки нам не по карману.

"Компас"
http://www.compas.ru
Основана в 1991 году. С самого начала специализировалась на разработке делового программного обеспечения для автоматизации бухгалтерии, складов, делопроизводства. Помимо автоматизации крупных промышленных предприятий, с 1992 года компания работает на рынке малых и средних частных предприятий. "Компас" оказывает услуги программного и управленческого консалтинга; на базе тиражного решения компания (самостоятельно и совместно с партнерами) разрабатывает специализированные отраслевые версии.

На конкурсе "Бизнес-софт 2001" пакет "Компас + SQL" стал победителем в двух номинациях: "Бухгалтерия среднего предприятия" и "Учет труда и заработной платы".

Поскольку система "Компас+SQL" - это легко настраиваемый программный продукт и, кроме того, он включает специальный механизм настройки и доработки (под названием "Мастера Компаса"), мы решили внедрять ее самостоятельно (добавим: и нам удалось это сделать, прибегая только к индивидуальным консультациям у разработчиков). Для этого в штате предприятия была введена специальная должность - заместитель главного бухгалтера по автоматизации.

До 1999 года автоматизация управления НПП "Буревестник" была на низком уровне - использовались компьютеры с 286 и 386-м процессорами, разные программы, отсутствовала локальная сеть. Это и понятно: перестройка экономики не лучшим образом отразилась на состоянии научных и производственных предприятиях. Единственным хорошо автоматизированным участком было бюро учета труда и заработной платы (там имелись и неплохие машины, и надежная программа).

Всего рабочих мест, нуждающихся в автоматизации на первом этапе, мы насчитали 15 (при числе сотрудников на предприятии около 700).

Начинать весь процесс автоматизации пришлось со смены оборудования и прокладки сети. Сроки ввода системы в эксплуатацию были установлены следующие - с января 2000 по июль 2001 года. Причем в эти сроки необходимо было не только внедрить ПО, но и провести техническое перевооружение (этим занимался отдел автоматизации производства). Сейчас, после окончания закупки и установки нового оборудования, на предприятии используются: сервер на базе процессора Intel Рentium III 500 МГц (256 Мбайт оперативной памяти, жесткий диск емкостью 15 Гбайт); резервный сервер на базе процессора Рentium II 450 МГц (256 Мбайт памяти, жесткий диск 10 Гбайт); рабочие станции от Рentium II 350 МГц (64 Мбайт памяти) до Celeron 533 МГц (128 Мбайт памяти).

Чтобы повысить эффективность от использования средств, затраченных на закупку и внедрение ПО, была выбрана тактика поэтапного ввода системы в эксплуатацию и разработан график последовательного ввода по автоматизированным рабочим местам. Как было сказано выше, на первом этапе таких мест было выделено 15. Вот их полный перечень.

  1. Управление финансовой деятельностью предприятия.
  2. Учет расчетов с подотчетными лицами.
  3. Начальник общего бюро.
  4. Касса.
  5. Учет готовой продукции.
  6. Расчеты с поставщиками и подрядчиками.
  7. Учет услуг сторонних организаций.
  8. Расчеты с разными дебиторами и кредиторами.
  9. Затраты на производство.
  10. Производственные запасы.
  11. Основные средства.
  12. Реализация готовой продукции.
  13. Реализация товарно-материальных ценностей.
  14. Реализация основных средств.
  15. Расчет заработной платы.

Для автоматизации всего списка рабочих мест были приобретены лицензии на следующие стандартные подсистемы пакета "Компас + SQL": "Управление финансами и документооборот" - 15; "Управление закупками, запасами и продажами" - 8; "Учет производственных затрат" - 8; "Управление персоналом" (в том числе расчет зарплаты) - 5; "Учет основных средств" - 6. На начало ноября 2000 года в промышленную эксплуатацию уже было введено 7 рабочих мест.

"А проблемы были?" - резонно спросит читатель. Конечно!

Нас не устраивала гибкость поставляемого в составе "Мастеров" генератора отчетов (сейчас с каждой новой версией пакета, устанавливаемой в соответствии с договором об абонементном обслуживании, гибкость увеличивается, нареканий у нас все меньше и меньше). Пришлось дорабатывать почти все отчетные формы по балансу предприятия. Это также неудивительно, потому что специфика учетной политики на каждом предприятии велика, в одних и тех же целях используются разные счета и субсчета, изменения в законодательстве подкидывают все новые "задачи". Благодаря "Мастерам" всем этим отчетам и формам мы смогли придать тот вид, который был нам привычен.

В самом начале были проблемы с обновлением (заменой старых версий модулей системы на новые), но после сдачи разработчиками пакета в эксплуатацию специальной утилиты процесс обновления проходит гораздо легче. Вообще надо сказать, что все возникающие проблемы решаются очень быстро и четко, чувствуется внимательное отношение фирмы к клиенту. А ведь проблемы возникают с любой программой, ошибки есть в любом ПО. Поэтому время реакции информационного партнера - один из важнейших параметров его оценки.

Два слова о возможностях, которые дают "Мастера" ИТ-специалистам клиента. С их помощью мы самостоятельно смогли внести изменения в меню программы (его просто не узнать); в экранные и табличные формы, предназначенные для визуализации информации; создать свои и доработать существующие справочники ("Страны мира", "Аналитика по счету", "Аналитика по прибыли и услугам"...) и отчеты ("Справки по проводкам", собственный вид "Журнала-ордера"); включить в систему новые типы документов ("Паспорт сделки", "Поручение на продажу валюты", "Отчеты для банка" и т.д.). Документы вводятся и распечатываются в виде бланков, к которым наши бухгалтеры привыкли за много лет "ручной" работы.

Более того, с помощью "Мастеров" мы включили в состав ИС "Буревестника" подсистему, не предусмотренную разработчиками, а именно "Финансовое планирование", в которую вошли принципиально новые для пакета процедуры: "Платежный календарь", "График платежей", "Выполнение графика платежей" и т.п.

Мы довольны тем, что выбрали именно это тиражное ПО, потому что в нем заложен высокий потенциал самостоятельной настройки и доработки.

И еще один момент. Операторы, непосредственно работающие с пакетом, - это сотрудники в возрасте от 30 до 60 лет. Известно, что последние, как правило, весьма консервативны и с трудом приспосабливаются к компьютерному учету вообще, да и перейти с одной программы на другую для них совсем не просто. То, насколько легко они приспособились к новым программам, говорит в пользу стандартного интерфейса системы, возможностей его настройки.

Следует отметить, что мы полностью избавились от дублирования ввода документов, легко и быстро справляемся с расчетами с поставщиками (а их более 2000), работаем с десятками тысяч наименований номенклатуры на складе. Несмотря на наличие хорошей работающей программы, учет заработной платы мы тоже решили перевести на "Компас", поскольку хотим иметь все данные в едином комплексе. Более того, наше сотрудничество с разработчиками этого пакета, как мы считаем, имеет высокий потенциал дальнейшего развития (после завершения проекта в августа 2001 года мы будем и дальше расширять функции своей корпоративной ИС).

В заключение хотелось бы еще раз перечислить те моменты, которые, как мы считаем, позволили нам получить значительный эффект от внедрения комплексной системы автоматизации на НПП "Буревестник":

  • тщательный анализ рынка тиражного делового ПО;
  • принятие решения о выборе гибкой тиражной системы;
  • принятие решения о внедрении и доработке ПО собственными силами;
  • выбор партнера, оперативно реагирующего на наши запросы и быстро исправляющего замеченные нами ошибки;
  • предварительная закупка ограниченного состава ПО для проведения полноценного тестирования;
  • продуманное планирование процесса внедрения с последовательным вводом в эксплуатацию автоматизированных рабочих мест.
Вадим Козлов - заместитель главного бухгалтера по автоматизации НПП "Буревестник". С ним можно связаться по e-mail: vadim_u_kozlov@mail.ru

НПП "Буревестник"
http://www.bourevestnik.spb.ru, http://www.bourevestnik.com
ОАО "Научно-производственное предприятие "Буревестник" (ранее ленинградское НПО "Буревестник") - крупнейшее в СНГ предприятие по исследованиям, разработке и производству рентгеновской аппаратуры для промышленных и научных целей. Ведет свою историю с 1959 года, с момента создания СКБ рентгеновской аппаратуры, в подчинение которому был передан завод "Буревестник", выпустивший в 1928 году первый отечественный рентгеновский аппарат.

Разработки и продукция предприятия использовались в космических программах по исследованию излучения Солнца, материала поверхности Луны и Венеры, на орбитальных космических аппаратах. Предприятие принимало участие в работах по проекту "Энергия-Буран". Четыре программы, реализованные с участием сотрудников НПП "Буревестник", отмечены Государственными премиями. Предприятие более 30 лет работает на мировом рынке (с 1986 года - самостоятельно).