Автоматизация управления на российских производственных предприятиях, как правило, изначально охватывала отдельные участки. Несколько лет назад стало обязательным внедрение бухгалтерских систем. А параллельно с этим другие специалисты занимались автоматизацией систем управления производством. В результате решения локальных задач получалась информационная система, составленная из нескольких независимых друг от друга частей. Интеграция в приемлемом виде проходила только в мысленном представлении менеджеров высшего звена. Однако на определенном этапе развития производства даже самый мощный мозг руководителя не в состоянии справляться с переработкой растущего потока информации. Почувствовав перегрузку, производственники начинают задумываться над объединением разрозненных частей в единую информационную систему. И ставят перед внедренцами уникальные задачи, поскольку, как правило, приходится объединять в единое целое разработки, не имеющие аналогов.

По этому классическому пути шло и относительно молодое и динамично развивающееся предприятие «Порт Высоцк». Его информационная система состояла из двух частей. Одна отвечала за движение грузов (система управления производством), а другая — за бухгалтерию. Эти системы были построены на разных платформах и никак друг с другом не стыковались, поскольку внедрялись и поддерживались двумя автономно работающими компаниями.

Фирма «Анком+» занималась производственной частью. При создании системы использовалась СУБД Ingres, и работала она под управлением ОС Solaris (UNIX). Бухгалтерский учет автоматизировала компания «АСУ XXI век» на платформе «1С:Предприятие 7.7. Сетевая версия». Система функционировала под управлением Microsoft Windows NT. В то же время на предприятии не было бюджетного управления и контроля. Обе части ИС поддерживались разработчиками и постоянно дорабатывались с учетом требований заказчика.

Профиль клиента

Компания
ЗАО «Порт Высоцк»

Местонахождение:
г. Высоцк Ленинградской области

Число сотрудников:
430 человек

Руководитель:
Юрий Ярков, финансовый управляющий

Проблема:
Повышение управляемости предприятия при росте грузооборота

Профиль партнера

Компания
Консультационно-внедренческая фирма «Инталев»

Местонахождение:
Санкт-Петербург

Руководитель:
Алексей Целых, начальник отдела консалтинга по информационным технологиям

Решение:
Создание единой ИС на базе существующих на предприятии систем управления

Профиль партнера

Компания
ООО «Анком+»

Местонахождение:
Санкт-Петербург

Руководитель:
Геннадий Раксин, ведущий разработчик

Решение:
Интеграция в единую ИС системы управления грузами порта и ее совершенствование

Профиль партнера

Компания
ООО «АСУ XXI век»

Местонахождение:
Санкт-Петербург

Руководитель:
Виктория Меринова, ведущий разработчик

Решение:
Интеграция в единую ИС бухгалтерской системы и ее совершенствование

Требуется генеральный

Разрозненность систем автоматизации отдельно взятых областей (так называемая лоскутная автоматизация), отсутствие полного цикла управления предприятием вызывали беспокойство у руководства порта. Взамен существовавшей на предприятии ИС, состоящей из двух разрозненных частей, которые разрабатывались и поддерживались двумя узкоспециализированными компаниями, необходимо было выработать «генеральную линию», которая позволила бы оптимизировать систему управления, создав единую корпоративную информационную систему (ИС).

Руководство компании «Порт Высоцк» пришло к выводу, что услуги по оптимизации бизнес-процессов и их последующей автоматизации лучше получать из одних рук, поскольку это даст гарантии идеологической и технической совместимости решений, а, следовательно, снизит вероятность неудачи всего проекта.

В 2000 году «Порт Высоцк» выбрал генерального подрядчика по внедрению ИС — им стала Консультационно-внедренческая фирма «Инталев». Преимуществом этой фирмы перед другими внедренческими организациями послужило то обстоятельство, что, помимо услуг внедрения, клиенту требовались консультационные услуги по постановке бюджетного управления. А эти услуги «Инталев» могла предоставить.

«Инталев»
http://www.intalev.ru
Консультационно-внедренческая фирма «Инталев» основана в 1996 году группой экономистов. Основные направления деятельности: управленческий консалтинг, автоматизация управления предприятием, разработка и поставка типовых программных и методических продуктов, бизнес-обучение. Компанией разработан ряд готовых решений: «Инталев: Управление финансами», «Инталев: Бюджетное Управление», «Инталев: Корпоративные Финансы» и т. д. Кроме того, «Инталев» занимается поставкой, внедрением и сопровождением типовых решений фирм-партнеров: «1С», IDS Scheer AG, Microsoft, Navision A/S, Optima, «БИГ», «ИТРП».

В качестве субподрядчиков по рекомендации менеджеров порта компания «Инталев» привлекла фирмы, которые ранее занимались автоматизацией бухгалтерского учета («АСУ XXI век») и системы управления грузами порта («Анком+»).

Реализация проекта началась с выработки той самой «генеральной линии», позволяющей скоординировать действия всех участников проекта. Компания «Инталев» выполнила реструктуризацию системы бюджетного управления, оптимизацию бизнес-процессов предприятия с учетом их последующей автоматизации и постановку задачи на создание единой корпоративной информационной системы. Затем к проекту были привлечены фирмы-разработчики уже существовавших в порту систем.

В три пятерки

В соответствии с разработанной схемой действий после предпроектного обследования консультанты компании «Инталев» регламентировали систему бюджетного управления. Затем был определен функционал, который требовался от автоматизированной системы, составлен план и бюджет проекта.

Работы по автоматизации распределились следующим образом. Внедрение системы оперативного планирования и системы учета договорных отношений с контрагентами в полной мере взял на себя генеральный подрядчик. За автоматизацию бухгалтерского учета и подсистемы расчета заработной платы отвечала компания «АСУ XXI век». Внедрение системы управления операционными процессами проводила фирма «Анком+», специализирующаяся на сложных наукоемких системах обслуживания порта.

Специалисты компании «Инталев» осуществляли контроль над процессами внедрения на всех этапах -- от согласования технического задания, разработанного субподрядчиками, до сдачи ими законченных работ.

«Одна из основных задач, которую предстояло решить, — обеспечение передачи данных (импорт-экспорт) между двумя системами в рамках функционирования единой двухплатформенной КИС», — говорит Алексей Целых, начальник отдела консалтинга по информационным технологиям компании «Инталев».

Генеральный подрядчик скоординировал действия партнеров так, что все системы, полученные в результате автоматизации, были интегрированы в единую комплексную информационную систему, позволяющую производить планирование деятельности компании и получать оперативную информацию по всем подразделениям в виде текущих отчетов.

Осуществление проекта заняло около полутора лет. От каждой из трех компаний, занимавшихся созданием единой ИС, в работах принимало участие в среднем по 5 человек. Заказчику создание новой ИС обошлось примерно в 100 тыс. долл. (в эту сумму не входит стоимость закупленной техники).

Груза больше — контроль легче

В результате использования партнерской схемы автоматизации на предприятии «Порт Высоцк» был внедрен комплексный программный продукт. Новая ИС осталась двухплатформенной. Бюджетирование, бухучет, зарплата и кадры, снабжение и склад, реализация, ремонты и строительство, внутреннее перемещение материалов, работа с договорами — все это функционирует на платформе «1С:Предприятие 7.7» под Microsoft SQL. За погрузо-разгрузочные работы, склад временного хранения грузов, перемещение судов и вагонов отвечает система Ingres под управлением Solaris. Созданная локальная сеть позволяет передавать данные со скоростью 100 Мбит/с. Система учета стала соответствовать международным стандартам.

Количество автоматизированных рабочих мест на предприятии возросло почти вдвое — с 15—20 (в сумме по двум системам) до 35. Это повлекло за собой закупку и установку нового оборудования и потребовало значительных изменений в локальной вычислительной сети.

Часть «железа» закупил сам порт. Компания «Анком+» поставила четыре сервера (Intel, Sun), 25 рабочих станций (на основе Pentium II и III под управлением Microsoft Windows 98), коммутаторы (Intel, Cisco), принтеры HP и другое оборудование.

«Существующие блоки были усовершенствованы и объединены в единую КИС. Кроме того, в рамках осуществления проекта появились новые модули, в том числе «Бюджетное управление», — это готовое решение, разработанное компанией «Инталев». В результате мы получили более высокую степень управляемости предприятием. Если раньше руководители и акционеры оценивали ситуацию на предприятии по фрагментам, отражаемым частями ИС, то сейчас — в целом», — говорит Юрий Ярков, финансовый управляющий ЗАО «Порт Высоцк».

За полтора года грузооборот вырос более чем в два раза. Если в начале работ порт обрабатывал около 70 вагонов в день, то сейчас 160—180 вагонов. Правда, увеличению грузооборота способствовали различные мероприятия, проводимые руководством порта, и внедрение ИС — только одно из них. Однако, по словам Юрия Яркова, со старой ИС вряд ли можно было достичь таких результатов. Могли бы быть большие сложности с оформлением сопроводительных документов, со слежением за процессом перевалки и принятием правильных оперативных решений.

По словам представителей заказчика и исполнителя, работы велись в плановом режиме, без неожиданностей. Особенность проекта в том, что объект находился достаточно далеко от офисов исполнителей и в не самой доступной части Ленинградской области. Это создавало некоторые сложности.

С объединением двух несвязанных частей ИС закончился только один из этапов совершенствования системы управления предприятия. Компания «Инталев» продолжает сотрудничать с портом и сейчас готовит техническую документацию для последующих работ. Параллельно она готовит созданную систему к тиражированию для того, чтобы можно было ее использовать на других портах.

ЗАО «Порт Высоцк»
Градообразующее предприятие, специализирующееся на предоставлении портовых услуг перевозчикам насыпных и навалочных грузов. Порт в г. Высоцке построен в 1994 году на базе портпункта Выборгского порта. В 2000 году обработал почти 3 млн т грузов, а в 2001 году планирует обработать не менее 3,5 млн т. По своему потенциалу порт способен выполнять перевалку 8 -- 10 млн т грузов в год.