Ретроспектива

В апреле 2001 года московский банк “Возрождение” отметил юбилей — десять лет назад он был зарегистрирован как акционерный коммерческий банк, имея к тому времени 34 филиала в Москве и Подмосковье. Вскоре к ним было присоединено еще 5 филиалов. В настоящее время МАКБ "Возрождение" — крупный банк, имеющий 62 филиала в Москве, Московской области и основных регионах России. Некоторые филиалы настолько велики, что по масштабу сами сравнимы с небольшим банком.

На момент создания банка "Возрождение" он практически не имел вычислительной техники — для необходимых расчетов использовались мощности вычислительного центра Госбанка. Однако это не удовлетворяло всех потребностей банка, и к концу 1991 года руководство решило создать собственную службу информационного обеспечения банковских операций. Сегодня такой отдел, численностью от 3 до 5 человек, имеется в каждом филиале банка. В сумме по всем филиалам это составляет около 200 специалистов, и весь производственный процесс компьютеризирован (процесс действительно можно назвать производственным, поскольку банк в каком-то смысле напоминает конвейер). В центральном офисе сегодня численность сотрудников управления информатики по всем подразделениям составляет около 110 человек.

Профиль клиента

Компания
МАКБ "Возрождение"

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Николай Голубев, начальник управления информатики

Проблема:
Потребность в комплексной информатизации деятельности

Примечательно, что для многих руководителей банков до сих пор характерна недооценка сложности внедрения и эксплуатации информационных технологий. Между тем речь идет о сложнейшей проблеме, требующей, помимо прочего, учета таких параметров, как трудовые ресурсы, время и риски. Усугубляется ситуация и дефицитом специалистов, связанным с тем, что подготовленные еще в советское время специалисты в области информационных технологий, знающие к тому же предметную область, ушли в реальный бизнес.

ИС для банка — непростая проблема

Так сложилось, что на отечественном рынке информационных технологий практически нет компаний, способных предложить банковскому сектору не просто программный продукт, а продукт, в котором ПО выступает как составная часть банковских процессов и технологий. Это, несомненно, повлияло на то, что уровень информатизации в банковском секторе до сих пор невысок. Одна из причин историческая: при централизованной, плановой экономике СССР многие типично банковские функции выполнялись государственными органами. В основном в банковской сфере проводились работы по автоматизации ручного труда и автоматизированному сбору статистической отчетности. По-настоящему сектор начал развиваться относительно недавно, в 1990—1992 годах; именно тогда на фоне образования России как самостоятельного государства стали создаваться многочисленные коммерческие банки.

Многие компании, предлагающие сегодня на рынке программные продукты для банков, ведут свою историю также с начала 1990-х. Однако на тот момент у них не было специалистов, хорошо знавших предметную область. В результате предлагавшиеся на рынке банковские системы часто не учитывали должным образом специфики банковской деятельности. Правда, со временем ситуация постепенно меняется к лучшему.

Во вновь образованных российских банках быстро стали появляться структурные подразделения автоматизации (отделы, управления и даже департаменты). Они занимаются сокращением доли ручного труда, автоматизируя зачастую даже не сами банковские операции, а лишь некоторые их составляющие. Однако следует понимать, что автоматизация банковских операций и создание информационной банковской системы — вовсе не одно и то же.

В силу названных выше причин наш банк проводил работы по созданию автоматизированной информационной системы во многом самостоятельно. Полагаю, что наш опыт может оказаться полезным многим коллегам.

Программная платформа

Уже в первые годы существования банка встал вопрос о создании информационной системы. В 1993 году решалась проблема выбора аппаратной платформы. В результате проведения опытно-исследовательских работ руководство банка остановилось на платформе фирмы Digital. Представительство компании в России только формировалось и само училось работать, в частности, приспосабливаться к российским условиям. Между банком и Digital сложились долгосрочные партнерские отношения.

После выбора техники мы начали строить свой центр обработки и в 1994 году подписали контракт на покупку банковской системы западного производства Abraxsys. Однако практически сразу стало понятно, что с западным поставщиком специализированного ПО разговаривать достаточно тяжело.

Учтя эти обстоятельства, банк решил не делать ставку на полномасштабное внедрение именно западной системы. Мы хотели ее использовать, во-первых, чтобы научиться, во-вторых, чтобы наладить технологический процесс. Западный продукт должен был стать ядром нашей будущей собственной системы. Забегая вперед, скажу, что этот проект мы завершили успешно. Но сначала за доработку программного пакета поставщики выставляли нам дополнительные счета. А доработки требовались, в частности, в ситуациях, когда система не обеспечивала соответствия инструкциям Центрального Банка. Нам удалось уложиться в бюджет, поскольку многое мы сделали сами, многое отлаживали вместе с разработчиками. Имея доступ к исходным текстам, наши специалисты постепенно стали понимать систему на том же уровне, что и разработчики.

Для ведения корпоративной базы данных мы в 1993 году выбрали СУБД Oracle и успешно используем данный продукт до сих пор.

Телекоммуникационная эволюция

Известно, что телекоммуникации — это кровеносные сосуды любой территориально распределенной автоматизированной системы. При построении ИС в нашем банке основной трудностью было отсутствие телекоммуникаций. На определенном этапе проекта внедрение системы стало проблематичным именно из-за отсутствия каналов связи.

Важность телекоммуникационного аспекта для "Возрождения" усугублялась тем, что система должна была иметь централизованную структуру. Вся информация, обрабатываемая в филиалах, должна была поступать в центральный офис. Таков принцип управления финансами — этот процесс всегда централизован.

За 9 лет наш банк прошел все этапы развития телекоммуникационных технологий. Сначала филиалы передавали и получали информацию по телеграфным линиям, используя телетайпы, кроме того, часть информации на бумажных носителях доставлялась в центр автомашинами. Первым шагом на пути внедрения современной информационной технологии стала замена телетайпов телеграфными модемами и компьютерами. Эти средства уже позволяли начать регулирование скорости обмена информацией, повысили возможности подготовки документов, изменили интерфейс взаимодействия филиалов и центра.

Следующим этапом стало внедрение электронной почты. Банк “Возрождение” был одним из первых клиентов системы СПРИНТ. Мы заказали услугу “Дивизион”, что позволило нам самим открыть столько электронных почтовых ящиков, сколько было нужно. Филиалы получили удобный доступ к нужной информации.

Дальше развитие шло с точки зрения стандартов передачи данных. Кстати, стандарты, разработанные нами в 1992—1993 годах, действуют в банке до сих пор. По всем филиалам началось внедрение автоматизированной системы “Операционный день”, а это потребовало повсеместно создать подразделения информационного обеспечения. Однако сначала пришлось решить чисто организационную задачу: многие управляющие восприняли новшества “в штыки”. Тем не менее спустя 2,5 года внедрение “Операционного дня” в филиалах было завершено.

Хотя в то время был колоссальный дефицит в телекоммуникациях, мы пытались везде, где возможно, организовать каналы связи. Еще в 1992 году было решено отказаться от непосредственного подключения каждого филиала к центральному офису по схеме “точка-точка”. Мы обеспечили филиалам доступ к сети общего пользования. Это позволило избежать многих проблем в дальнейшем. К примеру, нам сейчас не нужно беспокоиться о качестве связи, потому что этим занимаются специалисты — операторы, провайдеры и другие специализированные компании.

В 1996 году мы создали достаточно большой фрагмент сети, используя услуги многих провайдеров, в том числе операторов космической связи (этот вид связи особенно востребован нашими филиалами в Мурманске, Махачкале, Петрозаводске и Волгограде). Многие компании, уже проложившие и прокладывающие оптоволоконные линии связи, готовы к оказанию сетевых услуг, цены на которые уже не столь высоки. Кроме того, на рынке предлагаются цифровые каналы с хорошим быстродействием.

СПРИНТ остался у нас в качестве резервного средства связи на случай непредвиденных обстоятельств. Отказ от этого средства как основного вызван увеличением трафика (документооборот растет в банке очень быстро). Мы посчитали, что в будущем плата за трафик станет так велика, что доход от бизнеса будет не в состоянии возместить затраты на связь. Сэкономленные деньги мы инвестировали в новую сетевую инфраструктуру, тем более что это были необходимые инвестиции. Затраты окупились практически через год.

Несколько слов о доступе в режиме реального времени. Практика последних лет показывает, что филиалам и подобным подразделениям банка, обслуживающим юридические лица, а также население, вовсе не нужен доступ в режиме реального времени, хотя клиенты обслуживаются в этом режиме. Но дело здесь не в нормативных документах, а в сложившихся традициях. Реальное время и централизация нужны в тех подразделениях банка, которые управляют ресурсами, отвечают за ликвидность, работают с рисками, работают на международных финансовых рынках и рынках ценных бумаг — там, где заключаются реальные сделки. Понимание этого позволило нам создать оптимальный вариант сетевой инфраструктуры банка.

Унаследованное — не значит плохое

Развитие центрального комплекса сейчас идет в банке естественным образом. Время показало, что технику мы выбрали правильно: все, что мы приобретали в разные годы, находится в рабочем состоянии (даже первые машины VAX). С увеличением числа решаемых задач мы приобретали последние модели Digital, на базе которых собран кластер, а сейчас запланировали приобретение техники Compaq, унаследовавшей технологии Digital. Другими словами, мы никогда не делаем больших экспериментов с техникой и продолжаем реализовывать системный подход, рассматривая технику как часть проекта. Центр обработки нашего банка работает на базе операционной системы Open VMS.

В настоящее время мы занимаемся переоснащением рабочих мест сотрудников банка. В этом нам помогает компания “ФОБОС ПЛЮС” (http://www.fobos-plus.ru). Штат банка насчитывает 3,5 тыс. сотрудников и постоянно растет. Поэтому стоимость проекта существенно зависит от стоимости рабочих мест. Так как ядро в центре постоянно наращивается, при прямом соединении возрастают требования к компьютеру, стоящему на рабочем месте. Мы эту проблему решили путем создания промежуточных центров обработки. Сначала в них использовался файл-сервер под управлением Novell NetWare. Но данное решение нас вскоре перестало удовлетворять, потому что файл-серверная архитектура не давала возможности строить перспективные решения.

Появление на рынке платформы Microsoft Windows 2000 позволило создать еще один уровень нашей системы — терминальный сервер. Это дает возможность не наращивать оборудование в центре, а на рабочие места поставить ограниченные по мощности компьютеры с далеко не самыми новыми версиями Windows. В результате на конечном устройстве (даже если это 386-й компьютер) можно получить быстродействие терминального сервера и функциональность последней версии Windows. Это, с одной стороны, продлевает жизнь уже имеющейся в нашем распоряжении технике, с другой — дает возможность на сэкономленные средства оснастить новые рабочие места.

Этот момент очень важен, так как нам, как, впрочем, и большинству организаций, приходится развивать систему в рамках ограниченного бюджета. В современной действующей системе мы с успехом используем приобретенные ранее компьютеры. За счет этого мы и смогли высвободить средства на построение промежуточного центра обработки. Сейчас мы запланировали приобрести для оснащения рабочих мест серию недорогих, неприхотливых в эксплуатации компьютеров Compaq, которые дают возможность работы с СУБД и пользования современными электронными услугами.

О сетевом оборудовании

В каждом филиале нашего банка сначала было установлено несколько телефонных станций Siemens. Мы выбрали именно это оборудование, потому что в начале 90-х Siemens была единственной компанией на российском рынке, предлагающей и широкую гамму оборудования по доступной цене, и хороший сервис. В качестве прототипа мы после детального изучения выбрали систему, работающую в Deutsche Bank. Все оборудование Siemens соединено каналами связи в едином телефонном пространстве, благодаря чему в любой филиал можно позвонить по внутреннему четырехзначному номеру. А программируемая АТС позволяла выйти на любого сотрудника.

Однако прогресс в области технологий и бизнеса ушел вперед, и нас перестала устраивать предоставляемая нам провайдерами скорость передачи данных. На первое место выступила необходимость качественной связи с центром. Сейчас мы выбрали стандарт 128 Кбит/с и решили полностью поменять аппаратную платформу, перейдя на оборудование Cisco. Это повлекло за собой следующую проблему — проблему управления сетью. В данном проекте нам помогают несколько фирм-партнеров. При этом мы берем на себя часть риска, раньше начинаем эксплуатацию. Такие взаимоотношения с интеграторами для нас оптимальны: реальная жизнь проекта начинается раньше.

Сейчас у нас проводится достаточно хороший мониторинг сети. Для обеспечения надежности мы применяем различные схемы резервирования. Схема сети разработана таким образом, что в случае сбоев автоматически включаются резервные связи. Где возможно, задействованы резервные элементы. Поэтому контролировать приходится уже не саму сеть, а работу оконечных устройств.

Тендеры или опора на опыт?

Один из принципов работы банка "Возрождение" — ориентация на прототипы. Мы смотрим, как работают те или иные системы в других банках, и выбираем прототип своей будущей системы. Так мы создавали собственную корпоративную сеть, выбирали банковскую систему. Речь при этом идет не о прямом копировании, а о творческом воплощении определенной понравившейся нам идеи.

Конечно, можно организовывать тендеры. Мы их проводили неоднократно, но в результате тратили много времени, а удовлетворения не получали, потому что не были убеждены, что выбрали лучшее. Ведь любую систему нужно опробовать, нельзя, просто заглянув внутрь, понять, как это действует. А тратить по году на изучение каждой системы невозможно. В выборе приходится опираться на собственный опыт и консультации соответствующих специалистов и коллег.

Наш банк, как я уже отмечал выше, стремится оптимальным образом делить функции с партнерами — интеграторами и разработчиками. Мы не отдаем им полностью всю работу по проекту, а поручаем только те задачи, которые они могут выполнить лучше. Понятно, что отношения между любыми двумя фирмами имеют свою специфику. Случается, что компании-партнеры вообще неправильно понимают предоставленное им техническое задание и делают все в соответствии со своим пониманием. На первом этапе работы (а зачастую и на более поздних) заказчику трудно сформулировать ТЗ правильно — на это, как правило, просто не хватает ресурсов. Партнерство по нашей схеме подразумевает более тесное общение, что благоприятно сказывается на разработке, внедрении и дальнейшем сопровождении проекта.

При поиске партнера встречаются и другие проблемы: одним фирмам интересны только крупные проекты, другим — быстрое внедрение. Нам, конечно, тоже важно, чтобы проекты не затягивались на годы, здесь нужен оптимальный срок, не влияющий отрицательно на работоспособность банка. Для нас важно, чтобы у партнера было то, чего нам самим не хватает, — дополнительная документация, консультанты, свежий профессиональный взгляд. При этом подчеркну, что мы всегда рады контактировать с различными компаниями и сами тем более открыты для сотрудничества.

Николай Голубев — начальник управления информатики МАКБ "Возрождение", член-корр. МАИПиТ, к. т. н.

МАКБ "Возрождение"
http://www.vbank.ru
Открытое акционерное общество «Московский акционерный коммерческий банк "Возрождение"», зарегистрированное в ЦБ РФ в апреле 1991 года, — универсальное финансово-кредитное учреждение, обслуживающее индивидуальных и корпоративных клиентов различных форм собственности и направлений деятельности.

Банк "Возрождение" — член Ассоциации российских банков, Московского банковского союза, член международных платежных систем Europay International и Visa International, участник проекта развития финансовых учреждений (FIDP) Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка.

"Возрождение" — уполномоченный банк Правительства Москвы и Правительства Московской области. Имеет более 60 филиалов (и 30 дополнительных офисов), из которых 4 расположены в Москве, 37 — в Московской области и 19 — в других регионах России. "Возрождение" поддерживает корреспондентские отношения с банками в 45 странах мира и обеспечивает расчеты практически во всех свободно конвертируемых валютах.