Программные продукты поддержки аналитических функций, не в последнюю очередь благодаря прогрессу программно-аппаратных платформ, в последнее время развиваются стремительными темпами. И все же, если говорить о российской практике, пока на фоне очень высокого интереса к оперативным методам управления выделить “чистый” эффект от внедрения систем аналитической обработки бывает довольно сложно. Как известно, и в составе ERP-продуктов аналитические модули внедряются вяло. Обусловлено это в числе прочего и тем, что развитие подобных технологий трудно отделить от процесса интеграции информационных пространств, который, приобретая все более ясные очертания, все же пока скорее попадает в категорию перспектив.

И об интеграции, и о важности аналитики говорят много — зачастую, однако, не связывая эти вопросы воедино. Проведенные компанией “ИНЭК” работы по автоматизации деятельности ряда структур Правительства Москвы интересны тем, что демонстрируют эту взаимосвязь на практике.

Профиль партнера

Компания
Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК»

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Александр Фишер, заместитель генерального директора

Решение:
Разработка комплексного решения автоматизации деятельности ряда структур Правительства Москвы.

Сила информации в ее единстве

Рассказывая о работах «ИНЭК», хотелось бы заранее расставить акценты. Речь идет о создании единого информационного пространства, охватывающего так называемый промышленный блок, который входит в Комплекс экономической политики и развития Правительства Москвы. Он включает Департамент науки и промышленной политики (ДНиПП), Комитет по реформированию оборонных предприятий (КРОП) и Комитет по делам о несостоятельности (банкротстве) (МКН) Правительства Москвы. Информационные системы (ИС) в этих органах городского управления были созданы в период 1997—2001 годов по заказу Московского комитета по науке и технологиям (МКНТ). ИС данных структур, в свою очередь, широко используют другие городские информационные источники, а также ведут активный информационный обмен с множеством столичных предприятий. Они принимают участие в управлении по крайней мере теми из них, чьи функции непосредственно связаны с обеспечением жизнедеятельности города, и в силу своего положения отслеживают их финансово-экономическое состояние.

Иными словами, создаваемый программный комплекс изначально проектировался с расчетом на широкую информационную инфраструктуру. Чем более зрелой становится такая инфраструктура, тем более сложные и значимые аналитические задачи она решает. В этом смысле развитие аналитического инструментария в подобных проектах оказывается гораздо более выигрышным направлением, чем наращивание функционала традиционной (оперативной — в смысле OLAP) обработки, где на основе большего объема многократно обрабатываемых данных просто решаются те же самые задачи. К тому же, говоря о системе поддержки аналитики, мы ведем речь именно о том функционале, который, если говорить о комплексных (корпоративных) системах управления предприятиями, в настоящее время в наибольшем дефиците.

«ИНЭК»
http://www.inec.ru
Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК» создано 26 декабря 1990 года. Фирма первой в России выпустила компьютерные программы по финансовому анализу и планированию деятельности предприятий. В настоящее время число пользователей ПО «ИНЭК» превысило 4,5 тыс. в 120 городах России. Среди них ГУ ЦБ РФ, АРКО (Агентство по реструктуризации коммерческих организаций), более 100 отделений Сбербанка РФ и многие другие. Сегодня основные направления деятельности компании — это внедрение и сопровождение учетно-аналитических программных комплексов для промышленных предприятий, коммерческих банков, страховых организаций; создание комплексных автоматизированных систем управления; консалтинг и аудит; обучение.

Информационная система для МКН

Концентрируясь на традиционной для нашего издания проектной проблематике, рассмотрим один из проектов, выполненный для Комитета по делам о несостоятельности (банкротстве). Затем постараемся сделать некоторые обобщения.

В создании автоматизированной информационно-аналитической системы (АИАС) для МКН принимали участие МКНТ, ООО «Научно-внедренческое предприятие ИНЭК», ЗАО “РДТеХ” и Информационно-технологический центр (ИТЦ) мэрии Москвы. В соответствии с Законом о банкротстве и соответствующим положением в задачи Комитета входит оценка текущего состояния предприятия и принятие решений о дальнейшей политике московских властей по отношению к нему. Это могут быть различные формы финансового оздоровления или инициирование процедуры банкротства. Иными словами, существует реальная необходимость в глубокой аналитической обработке данных о работе предприятий и организаций, находящихся в поле зрения МКН, для поддержки принятия решений.

Первым этапом формирования комплекса было создание в МКН системы документооборота. Попытки автоматизировать процессы делопроизводства Комитет сначала предпринимал самостоятельно. Однако, как утверждает администратор АИАС МКН Анатолий Ефимов, после осознания необходимости в промышленной системе автоматизации совместно с ИТЦ мэрии были начаты работы в области управления документопотоками, охватывающие как методическую сторону вопроса, так и информационную поддержку производственных процессов Комитета. По мере решения традиционных задач (определение форм и маршрутов документов, порядка их регистрации и т. д.) в МКН постепенно перешли к задаче управления технологическими процессами. В данном случае под этим понимается четкий мониторинг организаций, с которыми Комитет работает в данный момент, и состояния процессов непосредственно в Комитете. Финансовое положение предприятий может быть различным, например, они могут числиться в списке должников или быть в критическом состоянии, близком к банкротству. Соответственно отношения с ними строятся по различным схемам, могут применяться как судебные, так и досудебные процедуры. По оценке Анатолия Ефимова, использование автоматизированной системы значительно упростило составление графиков работы сотрудников МКН с предприятиями, а также повысило обоснованность принимаемых решений. Это серьезное достижение, так как единовременно по различным и многоступенчатым схемам Комитет работает со значительной частью московских предприятий.

Упорядочение бизнес-процессов в организации и последующее внедрение системы управления документами справедливо рассматриваются сегодня как некий фундамент для последующего внедрения на этой основе специализированных решений для управления деятельностью организации, отсутствие которых рано или поздно начинает тормозить ее дальнейшее развитие.

Проект в МКН в определенной мере развивался именно по такой схеме. “От систем автоматизации документооборота мы неминуемо пришли к необходимости внедрения систем, позволяющих проводить детальный анализ положения дел на предприятиях и принимать обоснованные этим анализом решения”, — утверждает Анатолий Ефимов. Иными словами, автоматизация делопроизводства дала возможность значительно повысить эффективность решения формальных задач мониторинга, и узким местом в этой ситуации стал уже инструмент, который позволил бы столь же быстро и эффективно получать исходные данные для проведения экономического анализа деятельности предприятий и, если необходимо, общей макроэкономической ситуации в городе.

От многомерного анализа к построению моделей

В июле 2000 года в МКН была введена в эксплуатацию система, позволившая создать и вести базу данных о хозяйствующих субъектах (сегодня их свыше 27 тыс.), отслеживая финансовое состояние предприятий в динамике, номенклатуру продукции, сведения о персонале, сводные статистические показатели и т. д. Система реализована на платформе Oracle 8. Предусмотрена возможность построения нерегламентированных отчетов на основе Oracle Discoverer, а также разработана специализированная подсистема финансово-экономического анализа “Аналитик-МКН”. Последняя, в частности, позволяет оценить стоимость предприятия, определить его платежеспособность и эффективность, финансовую устойчивость и, наконец, рассчитать вероятность банкротства. В сочетании с системой управления производственными процессами (потоками работ) такой комплекс уже можно считать функционально полным для информационной поддержки задач, стоящих перед МКН.

Отметим, что на последующих этапах развития ИС решались проблемы, значительно сильнее связанные со спецификой деятельности МКН, нежели это имело место при автоматизации делопроизводства. Соответственно одной из первоочередных проблем внедрения стала проблема организации совместной работы заказчика, пользователя и разработчиков проекта. Выработать методически обоснованное решение с продуманными характеристиками пользовательского интерфейса для фактически уникальных задач оказалось не так-то просто. По крайней мере Анатолий Ефимов комментирует ситуацию так: “В начале нашей совместной работы разработчики получали от нас задания, а затем по прошествии отведенного времени представляли нам программный продукт, который часто нас не очень устраивал. Продуктивная работа началась тогда, когда сложилась единая проектная команда и мы стали взаимодействовать постоянно. Мы прониклись их подходами, а они, в свою очередь, поняли, что эффективного результата можно достигнуть, только систематически консультируясь с нами. Важную роль в процессах разработки и внедрения ИС сыграла и фигура первого руководителя автоматизируемой организации, постоянно и заинтересованно участвовавшего в работах”.

На сегодняшний день аналитический функционал АИАС МКН продолжает развиваться. Компания «ИНЭК» завершила разработку методического и программного обеспечения оперативного анализа отраслей и территорий, создаваемого на базе Oracle Express. Решение состоит из трех частей: стандартного инструментария обработки многомерных баз данных (по сути представляющей собой качественный анализ деятельности предприятий на основе информации из БД), построения статистических характеристик и распределений, а также средств построения моделей. Причем, как утверждает заместитель генерального директора “ИНЭК” Заур Котляр, первые два этапа используются как предварительные для построения эконометрических моделей. “Данная система является в первую очередь экспертной и призвана «ловить» качественные тенденции, выявляя которые можно воздействовать на финансово-экономическое развитие предприятий и отраслей московской экономики”, — говорит он. Опытная эксплуатация программного комплекса уже позволила выявить некоторые специфические особенности развития столичной экономики. В частности, явно проявились серьезные различия в значениях и динамике целого ряда ключевых показателей для крупных и всех остальных промышленных предприятий.

Серьезное преимущество рассматриваемого нами проекта в том, что пользователю предоставляется практически полный набор аналитического инструментария. Мы уже говорили, что в составе интегрированных управленческих систем отдельных ведомств аналитические модули с возможностями многомерной обработки внедряются редко. Что касается последующего этапа — построения статистических распределений и моделей, то данную область в практике отечественной корпоративной автоматизации можно смело назвать белым пятном. И это несмотря на то, что инструментальные средства на сегодняшний день вполне развиты.

К числу основных причин, безусловно, относится тот факт, что пока в практике отечественных систем автоматизации немного крупных хранилищ данных, а отдельные БД слишком разобщены технологически. Кроме того, значительные трудности вызывает и методическая сторона. Методики здесь по большей части креативны, не стандартизованы и в значительной степени зависят от специфики клиента. И если уж говорить о необходимости тесной кооперации поставщика, консультанта и заказчика при разработке и внедрении классических управленческих систем, то в нашем случае это важно вдвойне. И здесь в наиболее полной мере проявилась организующая роль заказчика — Комитета по науке и технологиям. Кроме того, необходимо выходить на макроэкономический уровень, где подходы во многом качественно отличаются от привычных методик управленческого анализа. Подходы «ИНЭК» в этом направлении очевидны. “Сейчас мы активно по заданиям МКНТ занимаемся разработкой автоматизированных систем, в которых решения с элементами макроэкономики являются постоянными составляющими информационных систем”, — говорит заместитель генерального директора “ИНЭК” Александр Фишер.

Интеграции не бывает много

Использование аналитических процедур требует развитой информационной поддержки и обеспечивается в тех случаях, когда необходимо работать с блоками данных, принадлежащих зачастую различным ведомствам. Это в равной степени относится как к государственным, так и к коммерческим структурам. Проект для МКН не развивается изолированно, это одна из составляющих более масштабных работ, проводимых в Правительстве Москвы.

Департамент науки и промышленной политики Москвы с недавних пор выступает как государственный заказчик работ, связанных с информатизацией деятельности столичного правительства. Начальник отдела информационных технологий ДНиПП Дмитрий Якимов так комментирует общее направление работ: “Сверхзадача состоит в том, чтобы системы, создаваемые в отдельных структурах и проектах, могли бы формировать единое информационное пространство”.

Понятно, что построение информационных систем, объединяющих ресурсы разнообразных организаций Правительства Москвы, с каждым днем становится все более актуальным. По мнению руководителя МКНТ профессора Владимира Систера, это ключевой вопрос в разработанной среднесрочной Программе развития науки и технологий в интересах города на 2002—2004 гг. в разделе «Разработка информационных технологий».

В описываемом нами проекте идея интеграции вполне конкретизирована. Данные об организации, проходящей процедуру банкротства, могут быть оперативно востребованы, например, Департаментом науки и промышленной политики. МКН, в свою очередь, оценивая текущее состояние предприятия, может запросить информацию у Комитета по реформированию оборонных предприятий. Информационные системы должны дополнять друг друга и использоваться как в составе комплексов городского управления, так и в целом в масштабах города.

Единое информационное пространство предполагает унификацию информации не только на уровне хранилищ данных, но и в том, что касается методов ее обработки, о чем мы уже говорили применительно к МКН. А это отдельная задача. “Совместно с разработчиками мы стараемся унифицировать подходы к аналитике, методологию финансово-экономического анализа, стандартизуем подходы к разработке бизнес-планов, — продолжает свою мысль Дмитрий Якимов. — Это необходимо для того, чтобы не было расхождения в последующих аналитических выводах”.

Построение взаимодействия с информационной инфраструктурой вне промышленного блока — это также одна из ключевых задач, поскольку позволяет более точно определить потенциал московского региона. Анатолий Ефимов отмечает: “Я уверен, что помимо промышленности в городских информационных ресурсах должны быть обязательно представлены все профили деятельности, например, строительный комплекс”. Большую ценность, в частности, представляет информация Департамента государственного и муниципального имущества о собственности города, переданной во временное пользование предприятиям. Уже сегодня активно используются и данные московского городского Комитета по статистике. Все эти источники представляют собой базы данных разных форматов, работающие на различных платформах, и для организации взаимодействия между ними требуются индивидуальные конверторы данных. Поэтому в проекте остро стоит одна из наиболее типичных задач — объединение разнородных информационных ресурсов. Ведь цель проекта еще и в том, чтобы активно задействовать информационные ресурсы предприятий при решении вопросов городского управления. Например, при организации тендеров по городскому заказу столичные власти должны иметь полную картину не только технологических возможностей, но и финансово-экономического положения участников тендера.

Все, о чем говорилось выше, небезынтересно и для самих предприятий. Ведь, по утверждению Анатолия Ефимова, деятельность МКН во многом связана с привлечением кредитных ресурсов, и объективная картина деятельности предприятий может повысить обоснованность принимаемых решений по привлечению инвестиций и повышению их эффективности.

Если проанализировать все вышесказанное, становится понятно, что речь в конечном счете опять идет о развитых аналитических методах работы с информацией. И снова мы убеждаемся в том, что объединение информационных ресурсов как задача, связанная с доступностью и обеспечением логической целостности данных, и совершенствование аналитического инструментария как средства их обработки есть две стороны одной проблемы. Особенно отчетливо это проявляется именно тогда, когда мы начинаем говорить о едином информационном пространстве не в общем плане, а в контексте решения конкретной задачи. Рассматриваемый нами проект демонстрирует это.

Теперь рассмотрим некоторые аспекты технологической реализации. Базы данных хозяйствующих субъектов внедренных систем разработаны на единой платформе СУБД Oracle 8.05 Enterprise Edition, функционируют под управлением Sun Solaris, на основе единых принципов и с применением единой системы классификации и кодирования. Обеспечение информационного взаимодействия сегодня заключается в использовании единой архитектуры БД, составляющих хранилище информации промышленного блока. В дальнейшем, по словам специалистов «ИНЭК», для этих целей предполагается использовать язык XML и связанные с ним технологии.

Необходимо подчеркнуть, что база данных каждой из структур даже внутри промышленного блока представляет собой отдельный информационный ресурс. По мнению специалистов «ИНЭК», такой подход имеет определенное преимущество. Александр Фишер, к примеру, считает так: “Один департамент или комитет не в состоянии ни закупить, ни использовать подобный программно-аппаратный комплекс автономно. Его эксплуатация требует высококвалифицированного и высокооплачиваемого персонала, который целесообразнее сосредоточить для централизованного обслуживания. Повышается оперативность, снижается трудоемкость, исключается повторный ввод данных и лишняя конвертация, а также ошибки. К тому же немаловажную роль играют вопросы безопасности и защиты информации”.

Каждое ведомство структуры столичного правительства имеет свои серьезные особенности. И для каждого из них база данных дополняется теми структурами данных и процедурами анализа, которые необходимы в его конкретной рабочей среде. В результате у пользователя появляется возможность смотреть на информацию, содержащуюся в хранилище, через призму собственных проблем, не жертвуя при этом возможностями динамичного обмена данными между отдельными БД. Кроме того, как мы убедились на примере МКН, каждый из проектов имеет свою историю, свои проблемы и свою логику развития.

Сам программно-аппаратный комплекс функционирует на базе информационно-технологического центра мэрии Москвы. Автоматизированные системы структур столичного правительства подключены с помощью территориальной сети мэрии.

Таким образом, ключевой идеей технического исполнения можно считать подход, при котором единые стандарты формирования ИС сочетаются с возможностями дальнейшего развития отдельных тематических информационных ресурсов в качестве вполне самостоятельного проекта. В контексте ее практической реализации мы пока говорим о Москве. Однако эта популярная ныне концепция относится не только к столице. Специалисты «ИНЭК» совместно с МКНТ рассматривают проделанную работу как серьезный этап и определенную заготовку для последующей адаптации и внедрения в регионах.

Ясно также, что интеграция всех имеющихся в городе информационных ресурсов и стандартизация методов их анализа придают более явные очертания понятию единой информационной среды экономики города и позволяют реально работать с ней.

Московский Комитет по науке и технологиям
http://mknt.icsmir.ru
МКНТ — открытое акционерное общество, основной пакет акций которого принадлежит Правительству Москвы. Его политика направлена на поддержку фундаментальных и прикладных исследований, проводимых учеными московских научных и учебных институтов. Победитель конкурса на право выполнения городского заказа в области науки и технологий. Руководитель – Владимир Систер, профессор.

Структуры Правительства Москвы
http://www.mos.ru
Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы. Государственный заказчик по Плану развития науки и технологий в интересах городского хозяйства. Руководитель – министр Правительства Москвы Евгений Пантелеев.

Комитет по делам о несостоятельности (банкротстве) Правительства Москвы. Руководитель — председатель Комитета Николай Бадаев.