В швейной промышленности по сравнению с другими отраслями российской индустрии внедрение информационных технологий идет с некоторым запозданием. Тем не менее движение есть, а один из побудительных мотивов создания и совершенствования информационных систем (ИС) предприятий — усложнение оперативного учета, вызванное значительным расширением ассортимента. У компании «Фабрики одежды Санкт-Петербурга» за последние четыре года число моделей выпускаемой продукции увеличилось почти в четыре раза — таковы требования рынка. Уже в 1997 году неудобство ведения учета готовых изделий и комплектующих вручную или с помощью ПО, установленного на компьютерах, не объединенных в сеть, превратилось в серьезную проблему.

Профиль клиента

Компания:
«Фабрики одежды Санкт-Петербурга»

Местонахождение:
Санкт-Петербург

Число сотрудников:
1200 человек

Руководитель:
Борис Чумаков, главный бухгалтер

Задача:
Создание ИС для учета и контроля

Профиль партнера

Компания:
«Кубикс»

Местонахождение:
Санкт-Петербург

Число сотрудников:
50 человек

Руководитель:
Михаил Погребняк, генеральный директор

Решение:
Внедрена ИС на основе системы оперативного управления предприятием L2, использующей в качестве сервера баз данных Microsoft SQL 2000 под управлением Windows 2000.

Специфика отрасли

У швейных предприятий было несколько основных причин, по которым они не слишком активно внедряли ИТ. Первая — дефицит свободных денег даже по сравнению с российскими предприятиями других отраслей. Рентабельность отрасли относительно невысокая, основные фонды изношены. А сторонним инвесторам производство одежды не очень интересно — в России пока есть более подходящие для вложения денег отрасли. Поскольку в первую очередь средства идут на то, чтобы закупать новое швейное оборудование и развивать торговую сеть, внедрение ИТ финансируется, как правило, по остаточному принципу. «Внедрение ИТ для нас не было приоритетным направлением. Инвестиции шли в первую очередь в модернизацию производства», — говорит Борис Чумаков, главный бухгалтер ЗАО «Фабрики одежды Санкт-Петербурга».

Вторая причина состоит в том, что уже в 1997 году средний возраст работников на швейных фабриках был достаточно высоким. Им в большинстве своем никогда не приходилось использовать компьютерную технику.

Однако предприятия отрасли по мере возможности преодолевают эти препятствия. И пример тому — история создания современной ИС на ЗАО «ФОС-П», начавшаяся в 1997 году.

Проект

Прежде чем выбрать систему, на предприятии рассмотрели предложения десяти компаний, которые занимаются разработкой и внедрением ИС. Наилучшие условия и цены, по мнению руководства предприятия, предложила компания «Кубикс». Не последнюю роль сыграло то, что это петербургская фирма. Предложения филиалов московских компаний оказались не лучше, а при прочих равных условиях предпочтительнее иметь исполнителя, главный офис которого находится в пределах родного города. Так решили менеджеры предприятия «ФОС-П».

«Кубикс»
http://www.qbix.ru
Компания образована в 1995 году выпускниками петербургских университетов, которые объединились для создания автоматизированной системы управления сбытом ОАО «Комбинат им. Степана Разина». Основное направление деятельности — проектирование и разработка автоматизированных систем управления деятельностью предприятий, в том числе холдинговых структур. С начала 2000 года компания развивает новое направление — разработка информационных систем в Интернете по заказам западных партнеров.

Собственная разработка «Кубикс» — «Система оперативного управления предприятием L2». При реализации проектов в качестве сервера баз данных используется Microsoft SQL Server 7.0 и SQL Server 2000 под управлением Microsoft Windows NT 4.0, MS Windows 2000 или Sybase Adaptive Server Enterprise. «Кубикс» имеет статус Microsoft Certified Partner; в компании есть сертифицированные специалисты Novell, Microsoft. В числе заказчиков компании — многие предприятия пищевой и легкой промышленности Петербурга и Ленинградской области.

Компания «Кубикс», проведя обследование, предложила стратегический план развития ИТ на предприятии. Он был принят и в последующие годы кардинально не менялся. Создание и развитие ИС на «ФОС-П» и сейчас ведется согласно этому плану.

Автоматизация управления шла по классическому пути — начиналась она с бухгалтерии, а затем, учитывая ограниченность финансовых ресурсов, решались другие задачи.

Поскольку фабрика шьет изделия не только для отечественного рынка, но и по заказу зарубежных компаний (на эти заказы приходится около 40% выпускаемых изделий), требовалось соответствующее оформление документов по контрактам. Существовала проблема учета при наличии нескольких единиц измерения, ведь заказчики расплачивались не только рублями. Получение дохода, измеряемого различными валютами, курс которых постоянно меняется, усложняла контроль дебиторской задолженности.

Очередным этапом стала автоматизация учета материалов. ИС предприятия охватила участки подготовки производства, склад готовых изделий и отдел сбыта. Проблема, связанная с растущим ассортиментом выпускаемых моделей и комплектацией заказа, требовала незамедлительного решения. Сверка наличия остатков на складе готовых изделий занимала много времени и требовала значительных людских ресурсов.

«Внедрение ИС в легкой промышленности связано с решением специфических задач. В этом виде производства существует большое количество наименований комплектующих. Кроме того, само изделие (пиджак, брюки или костюм) отличается одно от другого по размеру, цвету, фактуре ткани и прочим характеристикам. Отличия порой совсем незначительны и на первый взгляд незаметны. Например, все одинаковое, а пуговицы разные. Процесс учета расхода материалов при множестве вариантов раскроя ткани также тяжело поддается формализации», — рассказывает Михаил Погребняк, генеральный директор компании «Кубикс».

«С 1997 по 2001 год количество выпускаемых фабрикой моделей выросло со 114 до 418. А за прошедшее десятилетие резко изменился состав партии, поставляемой заказчику: в нем появилось больше наименований, вместо 4—5 моделей одного изделия заказывается до 10—12. Следовательно, количество отправляемых изделий увеличилось. Отслеживать движение комплектующих и готовой продукции стало намного сложней, требовало дополнительных людских ресурсов. Однако благодаря внедренной ИС с задачей складского учета стали справляться без привлечения дополнительных сотрудников, и притом лучше, чем прежде», — считает Борис Чумаков.

Для упрощения пользования компьютерной техникой, ускорения ввода информации и повышения достоверности учета специально для «ФОС-П» компания «Кубикс» разработала и внедрила систему штрихкодирования с использованием ручных сканеров и накопительных терминалов.

С включением склада в ИС предприятия инвентаризацию проводят менее чем за сутки. Раньше этот процесс занимал около недели и требовал участия многих сотрудников. Сократилось и количество ошибок. Следовательно, риски, связанные с человеческим фактором, снизились. Стало возможным ежедневно отслеживать движение готовой продукции.

Поскольку подразделения фабрики находятся в разных частях города, компания «Кубикс» разработала и внедрила, согласно имеющемуся плану, подсистему удаленного доступа. С ее помощью решается проблема автоматизации объединенного склада («ФОС-П» имеет два удаленных друг от друга склада). «Кубикс» разработал и внедрил систему, позволяющую вести единый учет одновременно на двух точках.

Сейчас компания «Кубикс» постоянно следит за состоянием дел на «ФОС-П», фактически занимаясь обслуживанием внедренной ИС вместе с отделом ИТ фабрики, состоящим из трех специалистов.

В планах компании — автоматизация управления сети фирменных магазинов. С появлением новой производственной площадки потребуется включить и ее в единую информационную систему.

Система

«Когда мы пришли на фабрику, то увидели старинные вычислительные машины СМ-1420», — говорит Михаил Погребняк. По словам Бориса Чумакова, на фабрике были также ПК с 286, 386 и 486-ми процессорами. Была сеть, проложенная коаксиальным кабелем. Работало автономное ПО для учета изделий (на складе) и материалов (в одном из цехов, технической кладовой, материальном отделе бухгалтерии), а также программы для финансового и расчетного отдела бухгалтерии, таможенной группы, маркетинга, отдела кадров, производства. Существовали готовые алгоритмы, которые были переданы компании «Кубикс».

На первом этапе было автоматизировано 10 рабочих мест и создана локальная вычислительная сеть (СКС 5-й категории). Она построена на основе ОС Microsoft Windows. Сейчас ЛВС объединяет несколько десятков компьютеров, установленных в бухгалтерии, отделе сбыта, управлении, производственных цехах и на складах готовой продукции. ИС построена на основе «Системы оперативного управления предприятиями L2», которая разработана специалистами компании «Кубикс». При ее создании использовались алгоритмы, работавшие ранее на предприятии.

ИС предприятия обслуживает три сервера с числом процессоров от 2 до 4. В качестве основы выбраны программные продукты Microsoft. Поскольку для компании «Кубикс» использование этих продуктов означает единый подход к автоматизации управления на всех предприятиях-заказчиках, стоимость разрабатываемой системы для «ФОС-П» относительно невысока. Кроме того, по словам Михаила Погребняка, ИС на базе продуктов Microsoft легко перенастраивается, что в условиях постоянных изменений бизнес-процессов на российских предприятиях — явный плюс.

«Популярное ПО Oracle в качестве платформы в 1997 году было слишком дорогим для нас решением. Поэтому этот вариант был отклонен. Другие системы также нас не устраивали — по разным причинам. На тот момент нас волновало, чтобы ПО относилось к классу клиент-серверного, проводилась его доработка под наши задачи, осуществлялась послепродажная поддержка», — говорит Борис Чумаков.

Установленная информационная система позволила решить поставленные задачи. Предполагается ее совершенствование и охват новых участков в соответствии с перспективным планом и дальнейшим ходом развития предприятия в ближайшие годы.

ЗАО «Фабрики Одежды Санкт-Петербурга»
Фабрика основана в 1919 году. До 1992 года называлась ЛПТШО им. Володарского. Крупнейший производитель мужской одежды (пальто, костюмы, пиджаки, брюки) в Петербурге. Имеет шесть фирменных магазинов и около 30 фирменных секций в основных универмагах города. Продукция фабрики поставляется более чем 280 оптовым покупателям почти во все регионы России. За последние несколько лет предприятие значительно расширило ассортимент выпускаемой продукции. В 2001 году было выпущено 418 моделей мужской одежды.