Жилищно-коммунальное хозяйство нельзя отнести к отраслям, идущим в авангарде применения новейших ИТ-технологий. Но и эта область деятельности требует автоматизации и поддержки соответствующими ИТ-решениями. Хорошим примером может послужить информационная система "Горком", предназначенная для учета оплаты жилья и коммунальных услуг. С января 2004 года она внедрена в городе Новоуральске Свердловской области.

Автоматизация жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в городе Новоуральске началась в 1991 году. Как раз в то время, с появлением персональных компьютеров, стали создаваться и локальные компьютерные сети. Поэтому естественным образом встал вопрос о разработке единого интегрированного решения для управления ЖКХ. Интегрированное решение должно было автоматизировать следующие процессы: учет объемов услуг, предоставляемых населению, расчет платежей по предоставлению услуг, учет оплаты услуг населением и возможность работы с возникающей задолженностью.

Предпосылки к модернизации

Естественно, что созданная тогда информационная система обладала серьезными недостатками. Прежде всего, она не была ориентирована на поставщиков коммунальных услуг. Поставщик видел информацию о платежах с большим опозданием (как правило, на бумажном носителе) и не мог оперативно вмешиваться в процесс предоставления услуг. Принимаемые решения были запоздалыми и не отражали ситуацию. Например, не было возможности оперативно прекращать оказание услуги, если у плательщика возникала задолженность. Или наоборот - клиент уже оплатил услугу, а поставщик еще об этом не знает и подает на него в суд или отключает "удобства".

Во-вторых, созданные локальные сети поставщиков услуг и специальной структуры - "Службы заказчика" - были разрознены, и информация передавалась на дискетах и бумажных носителях. Назрела необходимость в более совершенной системе.

Идея создания такой системы управления ЖКХ появилась еще в 1998 году. Однако денег на реализацию проекта не было, хотя руководство города и понимало важность вопроса. Когда началась реформа ЖКХ, провели независимое обследование новоуральского ЖКХ в части информационных и финансовых потоков. Были предложены пути совершенствования ЖКХ - выделение расчетно-кассового центра, более четкое определение функций поставщиков и так далее. Однако в рамках старой информационной системы реализовать эти предложения не представлялось возможным. Основной смысл всех рекомендаций заключался в том, чтобы перейти на учет работы поставщика, то есть ориентировать систему на поставщика услуг. Когда это стало ясно, дело сдвинулось с "мертвой точки".

Выбор СУБД

В качестве партнера в этом проекте была выбрана фирма "Про-Информ". Шел 1998 год, и Интернет-технологии уже начали бурно развиваться. Поэтому, с учетом перспектив, новую систему стали создавать на базе Web-приложений. "Планировалось, что каждый поставщик коммунальных услуг сделает свою сеть и вэб-узел. Эти узлы, в свою очередь, объединялись бы в городскую сеть, тем самым создавая корпоративную сеть города", - говорит Александр Деревенчук, ведущий разработчик фирмы "Про-Информ". Примерно тогда же было создано муниципальное предприятие "Электросвязь", которое занялось интеграцией всех муниципальных предприятий города в единую компьютерную сеть, что также послужило толчком к созданию единой системы управления ЖКХ. "Использование Интернет-технологий хорошо "ложилось" на эту сеть, не предъявляя особых требований. Лишь бы была приемлемая скорость обмена", - отмечает Александр Деревенчук. И конечно, специфика деятельности ЖКХ означала работу с большими объемами данных, необходимость эффективного доступа и надежности их хранения.

Эти пожелания и учитывались при выборе СУБД, на базе которой предполагалась разработка системы автоматизации ЖКХ. Александр Деревенчук говорит: "Мы выбрали СУБД Cache 5 и считаем наш выбор оптимальным. В рамках этой СУБД реализована технология Cache Server Pages, которая позволяет автоматизировать создание эффективных вэб-приложений. Как показал опыт разработки и эксплуатации системы, эта технология нас более чем устраивает".

Еще одним достоинством СУБД Cache, по мнению Александра Деревенчука, является возможность объектно-ориентированного подхода к проектированию, который был положен в основу построения системы. "Вся наша база данных - это объектные структуры, наделенные соответствующими данными и методами". При выборе обращалось внимание и на тесную интеграцию с широко используемым форматом представления данных XML. В СУБД Cache для унифицированного обмена есть возможность экспорта и импорта классов и объектов в XML, что существенно упрощает создание распределенных систем. Помимо этого СУБД Cache выгодно отличается простотой администрирования, что подтверждают отчеты аналитических компаний по трудозатратам на администрирование реляционных баз.

Подводя итог, можно выделить основные технологические принципы реализации системы, созданной на базе СУБД Cache. Это применение вэб-технологий, объектное построение базы данных и XML. "Все эти моменты удачно реализованы в СУБД Cache"- отмечает Александр Деревенчук .

Система "Горком"

В результате на базе СУБД Cache была разработана и внедрена система "Горком", предназначенная для реализации основных функций управления ЖКХ. В системе "Горком" реализована так называемая распределенная обработка данных, когда конкретная задача решается в рамках не одного, а нескольких подразделений. Например, прибытие или убытие квартиросъемщика фиксируется сразу у всех поставщиков. Однако самым главное - то, что система платежей ориентированна именно на поставщика коммунальных услуг. Сделано единое платежное окно, которое позволяет человеку прийти и заплатить за все услуги сразу. Можно выбрать отдельную коммунальную услугу и заплатить только за нее или частично произвести оплату. Все это оперативно отслеживается поставщиками коммунальных услуг. Поставщик имеет возможность оперативно посмотреть задолженность, определить неоплату, предупредить, произвести отключение и по мере оплаты оперативно проконтролировать данные и восстановить подключение.

Отметим, кроме того, что система "Горком" позволяет вести персонифицированный учет, предоставляет возможность частичной оплаты услуг и оплаты конкретных видов услуг, например электроэнергию, телефон и.т.д. Все данные о состоянии счетов потребителей услуг доступны в оперативном режиме как сотрудникам расчетно-информационного центра, так и сотрудникам компаний - поставщиков услуг. Финансовые потоки стали прозрачными и выведены из-под влияния субъективных факторов.

Создание и внедрение системы "Горком" - тот редкий случай, когда можно говорить о прямом экономическом эффекте проекта автоматизации. Например, начала реально снижаться задолженность квартиросъемщиков перед коммунальщиками. По словам Алексея Кудрявцева, первого заместителя главы города Новоуральска, "одним из основных достоинств системы является возможность ведения персонифицированного учета. Это позволило оптимизировать процедуру сбора недоимок и работать с каждым злостным неплательщиком индивидуально".

Скорость работы системы также на уровне. Система "Горком" на основе СУБД Cache позволяет производить операцию по приему платежа за 10-15 секунд, и большую часть этого времени занимает распечатка кассового чека, что не связано со скоростью работы программного обеспечения. При этом у СУБД Cache очень низкие требования к аппаратному обеспечению. Если говорить о технических деталях, то в качестве сервера базы данных системы "Горком" в Новоуральске используется Compaq ML 530 с двумя процессорами Xeon 800 МГц и объемом ОЗУ 2 Гб. С сервером работают 50 пользователей одновременно. Для работы автоматизированных рабочих мест достаточно персональных компьютеров на основе Celeron, в кассах в составе комплексных АРМов используются фискальные регистраторы "Штрих-ФР-К".

Стоит отметить и компактность хранения данных. Лицевых счетов в Новоуральске 38 тысяч, количество населения - более 90 тысяч человек. Объем базы данных по расчетам с населением за год и должникам за предыдущие годы составляет 12 Гб, объемы баз данных с информацией о населении города и учету жилья занимают по 1 Гб.

Перспективы

На сегодняшний день подготовлен ряд проектов направленных на дальнейшее развитие системы и приведение ее в комплексный вид. В первую очередь в Новоуральске была создана база данных всего населения (кто где проживает, паспортные данные, учет всех перемещений) и база данных жилищного фонда, отражающая его состояние. Эти базы также созданы на базе Cache с использованием Интернет-технологий. "Таким образом, наша задача заключается в том, чтобы объединить все три базы данных в единую структуру", - говорит Александр Деревенчук. К примеру, если происходит смена квартиросъемщика, то изменения данных, зародившихся в ЖЭКе, куда человек обратился, должны пройти по всей цепочке и отобразиться в базе, предназначенной для учета коммунальных платежей и расчетных начислений.

Систему "Горком" предполагается внедрить и в ряде других городов Свердловской области, но с учетом местной специфики. Существуют различные местные льготы, и платежи за содержание и ремонт жилья начисляются по-разному. Поэтому в системе "Горком" реализованы средства разработки, позволяющие подстраивать ее под конкретные условия.