Лоскутная информатизация - проблема не только коммерческих предприятий, но и городских хозяйств. В Москве сейчас осуществляется проект объединения единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) в сфере ЖКХ.

Единые информационно-расчетные центры есть во всех районах Москвы (всего их 125). Именно там рассчитываются начисления за предоставленные услуги ЖКХ с учетом субсидий и льгот, обработка и учет жилищно-коммунальных платежей. В ЕИРЦ необходимо обращаться за различными документами, в том числе и для регистрации по месту жительства. Автоматизация сферы ЖКХ началась достаточно давно - к 2003 году везде уже были созданы силами различных поставщиков ИТ-услуг базы данных и информационные системы. Однако системы эти были никак не связаны друг с другом, их нельзя было интегрировать и обеспечить формирование единой общегородской базы данных по ЖКХ. В октябре 2003 года городской администрации стало ясно, что городу нужна единая система информации о городском хозяйстве. Уже в апреле 2004 года было разработано техническое задание на создание новой единой системы АСУ ЕИРЦ.

АСУ ЕИРЦ - часть единой информационно-расчетной системы городского хозяйства Москвы. С ее помощью автоматизируются процессы формирования начислений и обработки жилищно-коммунальных платежей, формирования для потребителей услуг единых платежных документов на оплату потребляемых услуг. АСУ ЕИРЦ позволяет автоматизировать расчеты с предприятиями - поставщиками услуг ЖКХ городского хозяйства, а также с арендаторами и собственниками нежилых помещений. Помогает АСУ ЕИРЦ и в быстром формировании различных документов, нужных, например, для регистрации граждан по месту жительства или аренды помещений.

Команда из бывших конкурентов

"Самым легким мог показаться путь создания новой системы определенной компанией и внедрения этой системы на местах силами самой компании, - говорит Александр Валюк, первый заместитель генерального директора ГУП "Московский городской единый информационно-аналитический центр". - Однако с учетом того, что в районных ЕИРЦ местные системы уже поддерживались рядом ИТ-компаний, вряд ли эти компании с легкостью сдали бы свои позиции. Они всеми правдами и неправдами сопротивлялись бы внедрению". Для многих из них создание систем для ЕИРЦ было важным, если не единственным бизнесом. Поэтому всем разработчикам местных систем предложили принять участие в разработке новой системы и затем обеспечивать ее внедрение и поддержку в своих районах. Приняли это предложение шесть компаний. "Программный комплекс, обеспечивающий работу ЕИРЦ, - это не коробочное решение, которое можно сделать один раз и отдать в массовую эксплуатацию. Для таких систем критичен этап внедрения. Именно поэтому было принято решение привлечь к работе несколько компаний-разработчиков таких систем, активно работающих в Москве", - поясняет Григорий Свердлов, директор отделения ИТ-консалтинга компании "ФОРС-Центр разработки". Таким образом возник консорциум из шести компаний, возглавленный ФОРС. "Для нашей компании это был первый проект такого рода. Сложность и особый интерес заключались в том, что до этого мы никогда не работали в консорциуме из семи компаний. Вначале возникали вопросы - а получится ли? - говорит Алексей Голосов, президент "ФОРС-Центр разработки". - Это ситуация, когда все идут в связке, и если у кого-то сложности, то ему надо помочь, иначе проблемы будут у всех остальных. Такие проекты, выполняемые большим количеством независимых разработчиков, конечно, бывали и раньше, но, как правило, в них разные участники отвечают за разные участки работы, а потом на последнем этапе все решения интегрируются. В данном случае мы все вместе разрабатывали одну систему. Поэтому для нас главный итог - уникальный опыт командной работы".

Архитектура системы

АСУ ЕИРЦ разделена на ряд подсистем, работающих в режиме on-line. Это системы пользовательского взаимодействия, обмена сообщениями, финансово-расчетная система, система оперативного хранения информации, хранилище данных и система информационной безопасности. Организационно АСУ ЕИРЦ обеспечивает автоматизацию процессов на трех иерархических уровнях - город, округ, район.

Город - это верхний управляющий уровень системы, на нем осуществляется централизованное администрирование, а также формируется единая нормативно-справочная информация для использования на других уровнях. Также на уровне города происходит информационный обмен с ИС финансового оператора (банка, через который совершаются соответствующие финансовые операции).

На уровне округа обеспечивается хранение и обработка информации по округу. Таким образом, основой системы являются окружные серверы. К серверу округа по волоконно-оптическому каналу связи подсоединены все рабочие станции районных ЕИРЦ. Сервер округа обеспечивает обработку и хранение данных и передает информацию для агрегирования в общую городскую базу данных. Районные ЕИРЦ, в которых происходит взаимодействие с клиентами (физическими и юридическими лицами), собственных баз данных не имеют, а с окружным сервером работают в режиме тонкого клиента.

Транспортной средой для построения системы стала Московская волоконно-оптическая сеть МВОС. "Коммуникационные каналы в Москве исторически очень развиты, - говорит Григорий Свердлов, - поэтому нам нужно было правильно поставить задачу по обеспечению связи между районными ЕИРЦ и окружными серверами для работы тонкого клиента".

Проблемы внедрения

В большинстве районных ЕИРЦ возникли сложности с внедрением новой системы из-за неготовности персонала к нововведениям. Всем известно, что работники ЕИРЦ - как правило, люди среднего и пожилого возраста, с небольшой заработной платой. Поэтому мотивировать их к изменению привычных схем работы крайне сложно. "Хотя указание по переходу на новую систему директивно, у нас все же не армия, - говорит Александр Валюк. - Когда на людей начинают давить, они просто уходят, потому что такими маленькими зарплатами никого не удержишь. А кто придет работать туда? Найти новых операторов сложно".

Проблемы с операторами на местах возникали самые разные - вплоть до того, что раньше они пользовались в работе только клавиатурой компьютера, а теперь им понадобилась мышь, но пользоваться ею они не умеют. Негативно воспринимают сотрудники ЕИРЦ и то, что информация по прошлым периодам работы выглядит теперь совершенно по-другому, изменились поля данных, не всегда можно самим вносить изменения. Потому новая система воспринимается как "плохо сделанная". Однако эти психологические проблемы преодолеваются работой с персоналом центров, разъяснениями преимуществ новой системы и принципов ее работы.

Кроме того, в состав консорциума по созданию новой системы вошли только шесть разработчиков, наиболее технологически подготовленных для разработки новой системы на выбранной программной платформе. При этом разработчики, не вошедшие в консорциум, которые считают, что они останутся и далее работать в сфере ЖКХ данного района, помогают разобраться со своей базой данной, конвертировать ее, объяснить структуру. А те, кто считает себя незаслуженно обойденными, этого могут и не делать. Причем если, например, в Северном округе работал один разработчик и база данных во всех ЕИРЦ этого округа одна, то в Восточном округе существовало 10 компаний-разработчиков и соответственно 10 типов баз данных, которые сейчас необходимо конвертировать. Тем не менее проблемы преодолеваются. Сейчас идет внедрение системы в Юго-Восточном округе Москвы, а в 2006 году на нее должен перейти уже весь город.