От американской редакции Intelligent Enterprise

Вниманию читателей предлагается специальный аналитический обзор Intelligent Enterprise, опубликованный в 1-м номере Intelligent Enterprise за 2002 год. Авторами материала выступили главный редактор американского издания Intelligent Enterprise Джастин Кестлин (Justin Kestelyn), старший редактор Джанет Бурьески (Jeanette Burriesci), редактор Клаудия Уиллен (Claudia Willen), младший редактор Мишель Янг (Michelle Young) и редактор-ассистент Джанет Перес (Jeanette Perez).

Тенденции-2002

Джастин Кестлин

Бесперебойный бизнес. Атаки террористов 11 сентября 2001 года поставили современные предприятия — независимо от их масштаба — перед лицом новых рисков (ничуть не отменив при этом старые). Для любого интеллектуального предприятия стандартной станет процедура выработки плана обеспечения бесперебойности бизнеса — с точки зрения как собственно безопасности, так и аварийного восстановления, а также доступности информации.

Web-службы. Инфраструктура Web-служб уже появилась, ее поддержка со стороны производителей ПО усиливается, соответствующие спецификации становятся все более зрелыми. Наличие инструментов разработки Web-служб — прежде всего Microsoft Visual Studio .NET — подвигнет широкие массы Windows-разработчиков к созданию Web-служб для B2B. Не позднее IV квартала сего года мы станем свидетелями большого числа пилотных проектов, основанных на Web-службах.

ROI без компромиссов. К концу 90-х гг. организациям было не до расчетов возврата вложений в ИТ — речь шла о выживании в конкурентной борьбе, поэтому многие модели были построены на принципах "мягкого" учета вложений. Но 2002 год будет годом широкого распространения методологий, подразумевающих жесткий учет вложений с требованием обязательного возврата, и новых экономических инструментов, включая средства расчета ROI.

Информатизация органов власти и общественное мнение. Год за годом мы наблюдаем рост вложений в ИТ со стороны правительственных учреждений, министерств и ведомств. Следующий шаг — информатизация общества как такового, необходимость которой не только "подогревает" интерес к ИТ со стороны органов власти, но и побуждает ИТ-компании пропагандировать ИТ-проекты своих клиентов из властных структур.

У B2B все еще впереди. Десятилетия глобальной экономической и политической нестабильности научили нас всегда быть готовыми к изменениям, "держать руку на пульсе", искать новых поставщиков и клиентов, прогнозировать развитие событий и уточнять прогнозы. И здесь, несомненно, придется рассчитывать на интеллектуальные B2B-решения.

Новые технологии конфиденциальности и безопасности. Сегодня ведется столько разговоров об интеллектуальных новинках, таких, как биометрические технологии и средства добывания данных, что легко упустить из виду менее популярные, но не менее интересные приложения для сохранения конфиденциальности информации, распределенной по внутренним базам данных предприятий.

Пора делиться знаниями. Сегодняшний приоритет — совместная работа. Сотрудничество необходимо не только в рамках предприятия; ваши служащие должны работать совместно с партнерами и клиентами. Технический прогресс постепенно устраняет существующие барьеры, и мы продолжаем двигаться к интеграции разобщенных источников данных и приложений. Но препятствий пока хватает, как деловых, так и моральных, а во многих случаях — и связанных с безопасностью, и просто так от них не отмахнешься.

Все в "реальном времени"! Люди, вовлеченные в бизнес (будь то заказчики, партнеры или лица, принимающие решения), больше не могут ждать очередного обновления информации — они попросту должны всегда иметь последние данные. Словосочетание "реальное время", вне всякого сомнения, станет одним из наиболее часто встречающихся выражений в пресс-релизах компаний, выпускающих инструменты для CRM, бизнес-аналитики и интеграции приложений предприятия.

Вертикальные аналитические приложения. Чтобы ускорить цикл внедрения своих продуктов, разработчики средств бизнес-аналитики, такие как Business Objects, Sagent Technology и Hyperion Solutions, должны интегрировать в свои модели знания, полученные из собственного опыта работы с заказчиками. В 2002 году этот подход будет преобладающим.

Предприятия разгоняются до 64 битов. Микропроцессор Intel Itanium, первый представитель архитектуры IA-64, пока не вызвал бума на рынке. Но в 2002 году должны сыграть свою роль такие факторы, как распространение 64﷓разрядной версии ОС Windows XP, появление следующего члена 64-разрядного семейства микропроцессоров Intel (известного сейчас под кодовым названием McKinley) и выпуск 64-разрядного ПО уровня предприятия. "64-битовый" сегмент рынка будет расти.

Интеллектуальная доставка информации. Чем больше потребителей информации, тем более востребованной становится быстрая, а главное — персонализованная доставка данных. Растут запросы потребителей информации — а значит, растет и напряжение в цепочке доставки этой информации. Решения, которые позволят сделать приоритетной доставку данных и оптимизировать производительность приложений в соответствии с нуждами бизнеса, будут основаны на конвергенции сетевых технологий и технологий хранения данных.

Linux (отчасти) на предприятиях. ОС Linux, которую уже год как холят и лелеют IBM и ее партнеры, пока прижилась лишь в узком кругу предприятий-"адептов". Там, где работают критичные для бизнеса системы и базы данных, Linux и в 2002 году суждено оставаться на вторых ролях. Но в инфраструктурных приложениях, где применение Linux оправдано (Web-серверы, сетевые приложения, системы управления контентом), она наверняка наберет очки.

2001: разочарования...

Мишель Янг, Джанет Перес, Джанет Бурьески

Электронные торговые площадки должны были полностью изменить способы ведения дел торговыми компаниями. Но стоимость их внедрения стремительно выросла, ожидаемого возврата инвестиций не произошло... а тут еще экономический спад...

За что боролись? За конфиденциальность, за privacy? Звучит не очень-то приятно, но сегодня полезнее усиление власти, чем борьба за демократические свободы. Отказавшись от позиции своего предшественника (выступавшего за усиление законодательной деятельности в вопросе конфиденциальности online), новый председатель Федеральной торговой комиссии (FTC) США Тимоти Мьюрис (Timothy Muris) считает, что «…сейчас нужно не принятие новых законов, а более строгое применение существующих».

Кое-кому из лидеров высокотехнологичных компаний сегодня неприятно вспоминать о чересчур оптимистичных лозунгах прошлого года, к примеру "Полное управление отношениями с заказчиками — за три месяца". Широко разрекламированные пакеты бизнес-приложений для Интернета все еще не стали бестселлерами.

Только ветер гудит в проводах. Беспроводные диковинки пока остаются таковыми. Предприятия демонстрируют потрясающую выдержку, ожидая более совершенных приложений, устройств и стандартов, лучшего понимания своих выгод и «подводных камней», и вовсе не торопятся попасться на "бесхвостую" удочку.

Никто не любит синоптиков. Верный прогноз сэкономит огромные средства, говорили нам аналитики. Кто бы мог подумать, что и у этой медали найдется оборотная сторона! Оказалось, что неверный прогноз приводит к огромным потерям! А сами неверные прогнозы происходят от ошибок при внедрении и использовании неточных данных, и сегодня уже достаточно предприятий, которые испытали это на собственной шкуре.

UDDI — ждем-с... Многие производители поддержали спецификацию Universal Description, Discovery and Integration (UDDI), и что же? Конкурирующие стандарты электронной коммерции, проблемы с безопасностью и взаимодействием — все это сильно затормозило ее старт.

Крах "новой экономики". Пока было тепло и безоблачно, компании "новой экономики" были впереди и радовались жизни, как счастливые мотыльки. Когда все рухнуло, "дот-комы" и здесь были в «лидерах», смягчив падение "голубых фишек" старой экономики. Понятие "доходность" вновь становится важнее, чем "первичное размещение акций".

Осторожно, злая собака! Цепного пса трудно упрекнуть в отсутствии гостеприимства. Нет ничего удивительного в том, что бизнесменам, приученным беречь корпоративные секреты, трудно поменять приоритеты в духе времени и начать делиться информацией.

С лопнувшим «мыльным пузырем» B2C обесценились и ее «любимые игрушки» — "аналитика-на-лету" и персонализация. Вся эта «черная магия» пока не сумела достичь высокого уровня достоверности и уже начала терять своих приверженцев.

"Заманчивая" аренда. Компании, сдающие приложения в аренду (application service providers, ASP), безусловно, имеют большое будущее, но крупные предприятия пока не созрели, чтобы вкладывать серьезные средства в идею аренды приложений. Компаниям ASP недостает опыта работы на вертикальных рынках, и крупные предприятия не готовы отдать им контроль над своими приложениями.

CRM — потеря денег? Пока не зарегистрировано случаев сколько-нибудь заметной отдачи от вложений в CRM. Разочарование в CRM достигло крещендо, когда в результате сокращения вложений в ИТ многие незаконченные проекты внедрения CRM-систем были заморожены.

Нет в мире совершенства. Производители программного обеспечения для бизнеса, не так давно объявившие курс на универсальные пакеты типа "все включено" и "просто добавь компьютер", пошли на попятный и признали, что их продукты все-таки надо настраивать и интегрировать с другими приложениями.

...открытия...

Клаудиа Уиллен

Возвращение ERP. В то время как многие поборники ERP-систем переключились на CRM, электронные закупки, порталы, автоматизация цепочки поставок и collaborative commerce вновь вызвали рост интереса к ERP-пакетам.

Реквием по "новой экономике". В 2001 году общественность стала свидетелем споров евангелиста "сетевой экономики" Дона Тапскотта (Don Tapscott) и бизнес-стратега Гарвардского университета Майкла Портера (Michael Porter) о последствиях вымирания "дот-комов", в ходе которых Портер серьезно приуменьшал значение Интернета. Дебаты идут по всем фронтам.

Извлечение данных — великан-невидимка. Экономические, политические и технологические вехи 2001 года вели все организации, как коммерческие, так и государственные, к одному — нужно совершенствоваться в извлечении данных и бизнес-аналитике.

Деньги на Linux. В 2001 году корпорация IBM инвестировала миллионы в разработку Linux-технологий и исследования, главным образом для того, чтобы подразнить Microsoft и Sun Microsystems, но все же и ради возможных выгод работы с открытым кодом. Последователи не заставили себя ждать.

А тем временем корпорация Microsoft представила инициативу Web-сервисов в .NET под эгидой "совместно используемого кода" — с явным стремлением внести смятение в ряды сторонников Linux.

Начинающие компании, попавшиеся на удочку электронной коммерции, в 2001 году боролись за выживание в условиях спада экономики, перестраивая свои бизнес-модели. Те, кто не сделал этого, проиграли традиционным компаниям.

11 сентября 2001 года показало неповоротливость современного общества. Америка увидела, насколько важна координация между частными и правительственными организациями, гражданскими и военными службами, поставщиками транспортных услуг, энергии и связи, медицинскими учреждениями... И всеми-всеми остальными.

Спецификация XML for Analysis, выпущенная совместно Microsoft и Hyperion, может составить конкуренцию стандарту Java for OLAP, продвигаемому Hyperion, IBM, Oracle и Sun Microsystems.

Федеральные проекты. Дискуссия относительно обязательных удостоверений личности, которая с подачи руководителя Oracle Ларри Эллисона возобновилась в США, может принести серьезные дивиденды всей американской ИТ-индустрии — если воплотится в проект государственного масштаба. Здесь можно провести параллели с государственными ИТ-проектами многих стран мира, включая Россию, — см. например, материал "Чтобы не пропасть в Истории" (Enterprise Partner № 23'2001).

"Умные" устройства. Приход клиентских смарт-карточек и других "умных" устройств и продуктов открывает целый мир возможностей, связанных с бизнес-аналитикой, CRM, управлением цепочками поставок и т. п. (идеи конфиденциальности, увы, здесь пока не в ходу).

...и идеи на будущее

Клаудиа Уиллен

И все-таки — privacy. Конечно, война сместила приоритеты. Но к вопросам конфиденциальности личных данных мы еще вернемся, не стоит об этом забывать.

Web-службы. Взаимодействующие через Интернет программные компоненты, основанные на стандартах, стали одной из самых "горячих" технологий 2001 года — не в последнюю очередь благодаря массированной поддержке таких производителей, как Hewlett-Packard, IBM, Microsoft и Sun Microsystems.

И опять электронные ярмарки. Они пока не приносят много денег, но их потенциал в самых разных отраслях промышленности огромен.

EbXML. Этот глобальный стандарт электронного бизнеса может унифицировать многие технологии и сферы деятельности. EbXML поддерживают многие организации по стандартизации и ИТ-компании, хотя препятствий на его пути, разумеется, хватает.

Не пропустите Всеобщий Разум! Microsoft, PeopleSoft и Alphablox — в числе производителей, внедряющих сложные аналитические инструменты в бизнес-приложения; такие компании, как IBM, вкладывают миллиарды в создание технологий извлечения данных из неструктурированного текста, изображений и мультимедиа-файлов. Владение инструментами бизнес-аналитики явно становится признаком интеллектуального предприятия; тем временем аналитики предсказывают рост популярности инструментов управления неструктурированным контентом.

Систематизация контента. Открыв информационные шлюзы, порталы вызвали необходимость в программных инструментах систематизации информации — так называемых таксономизаторах.

Google. Поисковая система Google продолжает удивлять пользователей. Она все индексирует и индексирует миллионы Web-страниц, поддерживая практически все языки и форматы файлов, предлагая при этом такие возможности, как беспроводной доступ и кэширование страниц. 11 сентября, когда "упали" CNN.com и многие другие сайты, Google держался.

Стратегии восстановления. В военное время выживают те, кто заранее продумал, как уберечь сотрудников, ресурсы и другие ценности. Поэтому планировать стратегии восстановления при катастрофе никогда не поздно.

Еще раз о совместном использовании информации. Да, еще раз. Потому что никогда еще совместный доступ к информации не был так важен, как теперь. То, что в Forrester Research назвали "динамическим сотрудничеством", неминуемо станет единственным способом добиться успеха в B2B.

Управление эффективностью предприятия. И еще одно предсказание аналитиков — внедрение средств управления эффективностью (продуктивностью) способно положительно сказаться на всех сторонах деятельности интеллектуального предприятия.

Под редакцией Камилла Ахметова