Идея, потерпевшая поражение в 1990-х годах, вот-вот вернется, и это окажет огромное влияние на структуру расходов компаний на информационные технологии в следующие несколько лет. То, что называлось рынком аренды приложений (ASP, application service provision), получило сокрушающий удар, когда пользователи стали подвергать сомнению жизнеспособность и позиционирование компаний-пионеров в этой отрасли услуг. Но «утопить» действительно хорошую идею очень трудно, и основные сервисы, которые ASP-провайдеры пытались предоставлять корпоративным пользователям ПО, сейчас более уместны и жизнеспособны, чем когда-либо прежде.

Но прежде, чем стряхнуть пыль 90-х с идеи ASP и пустить ее в дело, важно извлечь уроки из прошлых ошибок. Сегодняшний рынок ASP возвратился к своим корням в аутсорсинге, а лучший кандидат для аутсорсинга — компания, которую вы уже хорошо знаете: поставщик вашего корпоративного приложения.

Старая игра под новой вывеской

ASP-провайдеры предлагали Интернет-версию старой концепции ведения компьютерного бизнеса — ИТ-аутсорсинга. Идея проста: возьмите часть своей ИТ-инфраструктуры, которая не играет особой стратегической роли, и отдайте ее на откуп компании, у которой есть нужное оборудование и ПО и которая готова предоставлять услуги по технической поддержке и обслуживанию.

Ранее, в 90-х, основной движущей силой ASP были затраты на персонал — многие компании, особенно располагавшиеся вдали от геоэкономических центров Интернет-бума, испытывали трудности с поиском и удержанием квалифицированных кадров, способных поддерживать сложные или развивающиеся корпоративные ИТ-системы. Появление ASP имело для предприятий особое значение в обстоятельствах, когда затраты на внедрение корпоративного ПО в 2—5 раз превышали стоимость самого ПО, а квалифицированные ИТ-специалисты требовали все более высоких зарплат или уходили в новые перспективные Интернет-компании.

Но обещанные преимущества модели шли намного дальше сокращения накладных расходов и совокупной стоимости владения, хотя и эти две возможности сулили огромную экономию средств. ASP-провайдеры предлагали намного более высокие уровни сервиса, существенно меньшее время простоев, лучшее управление затратами на ИТ, а также обещали избавить топ-менеджеров от заботы о нестратегических элементах бизнеса.

Где случилась промашка

История с ASP — урок того, как не нужно предоставлять стратегические ИТ-услуги. Многие ASP-провайдеры откровенно завидовали баснословным прибылям «доткомов» и создавали компании, которым для принятия пользователями не хватало основного: опыта и знаний, стабильности и доверия. Но заказчикам нужны были поставщики услуг, больше похожие на банк, чем на «софтверный старт-ап», и опасение финансового краха ASP-компаний — позже получившее подтверждение — отпугнуло многих в общем-то готовых на сотрудничество клиентов.

Другие ASP-провайдеры попытались охватить слишком много типов приложений и быстро обнаружили, что не в состоянии обеспечить масштабируемость собственного бизнеса. Приложения не обеспечивали одновременную поддержку множества «арендаторов», и потому каждому клиенту фактически приходилось предоставлять отдельное оборудование и ПО, что сводило на нет всю экономию. По иронии судьбы оказалось, что, чем больше клиентов привлекал ASP-провайдер, тем меньше прибыли он получал.

И, наконец, из-за того, что слишком много компаний с самыми различными моделями бизнеса начали называть себя ASP-провайдерами, в конце концов все перестали понимать, что, собственно, означает сей термин. Некоторые из ASP-провайдеров в действительности были поставщиками ПО, которые «сдавали в аренду» свое программное обеспечение, но не имели никакого реального опыта или знаний для настоящего аутсорсинга. И многие из этих компаний находились в еще более шатком финансовом положении, чем «настоящие» ASP-провайдеры, предоставляющие услуги аутсорсинга, — все это дополнительно затуманивало картину и отпугивало потенциальных пользователей.

Что было и что есть

Итак, на дворе год 2002-й, но изменилось немного. У компаний больше нет трудностей с нахождением и сохранением помощников — рынок кишит экспертами по корпоративному ПО, но теперь фирмы с трудом могут позволить себе содержать имеющихся специалистов, не говоря уже о найме новых людей для выполнения новых ИТ-проектов. Ряды менеджеров также поредели, и потребность строго следить за прибыльностью сделала одновременное управление компанией и удовлетворение ИТ-требований еще более трудным делом. А ASP-провайдеры практически исчезли или выродились — оставшиеся в живых все еще недостаточно крепкие, надежные компании, чтобы на них можно было положиться.

Но остальные аргументы в пользу аутсорсинга никуда не исчезли: в большинстве случаев аутсорсинговая компания может выполнять нестратегические ИТ-функции лучше и дешевле, чем внутреннее ИТ-подразделение. В отношении нестратегической части ИТ-среды (она разнится от бизнеса к бизнесу) экономические предпосылки для аутсорсинга никогда не выглядели лучше, чем сейчас.

Лучшее доказательство возможности возвращения аутсорсинга — компания Oracle, которая единственная среди поставщиков ПО продолжает продвигать эту концепцию, несмотря на плохие времена и прессинг. В настоящее время Oracle поддерживает корпоративную ИТ-среду (естественно, на платформе Oracle 11i) приблизительно 300 клиентов, причем 100 из них подписали соответствующие контракты в течение последнего квартала.

Экономические выгоды для клиентов практически сказочные: в независимом обзоре заказчиков аутсорсинговых услуг Oracle, выполненном компанией International Data, сообщается о сокращении на 44—66% общих затрат на ИТ. Oracle заявляет, что она способна обрабатывать запросы на обслуживание на 50% быстрее, чем большинство внутренних ИТ-отделов, и может предлагать аутсорсинг как способ снижения затрат и времени на внедрение, а также — что особенно важно для Oracle — как метод сокращения затрат на обновление ПО.

Что пошло. как надо

Почему же Oracle преуспевает там, где ASP-компании потерпели неудачу? Прежде всего в Oracle знают свое ПО лучше, чем кто-либо, и специалистам подразделения аутсорсинга доступна информация о настройке и методах повышения производительности, предоставляемая специалистами консалтингового и исследовательского отделов компании. Во-вторых, Oracle поддерживает приложения и базы данных только собственной разработки, что обеспечивает намного более глубокие знания и опыт, а также большее количество специалистов, чем у ASP-провайдеров, которые пытались поддерживать несколько различных приложений масштаба предприятия. В-третьих, Oracle отвечает за свои слова — клиенты знают, что в любой момент могут прекратить платить, если что-то пойдет не так, как надо. И, наконец, речь идет об Oracle — это не какая-нибудь компания-однодневка, которая исчезнет в тумане, когда придет время возобновлять контракт.

Oracle не одна «играет» в аутсорсинг (термин ASP предлагаю навсегда похоронить). SAP и PeopleSoft все еще предоставляют услуги аутсорсинга самостоятельно и в партнерстве со сторонними компаниями, однако ни у одной компании нет того же отношения к рынку и видения, что у Oracle. Естественно, никуда с рынка не исчезли «дедушки» аутсорсинга — Electronic Data Systems, Computer Sciences и IBM Global Services, — хотя этим компаниям и не хватает узкой ориентации на одно приложение, которая делает такую компанию, как Oracle, столь привлекательной в глазах клиентов.

Рост числа клиентов и экономия, демонстрируемые Oracle, показывают, что идею аутсорсинга — при правильном отношении — не сломить. Но она годится не для всякой компании: многие все больше связывают свой стратегический рост с тонко настроенной и сконфигурированной ИТ-средой. Хотя вы вправе отдать в аутсорсинг все что угодно, все же будет лучше, если внутренняя ИТ-группа возьмет на себя обслуживание уникальных и/или стратегических ИТ-систем. Но рутинные или нестратегические приложения — такие, как регулярный расчет зарплаты, а не суперсекретные сведения — почти наверняка можно поручить кому-то другому.

Приятно сознавать, что некоторые идеи, появившиеся в 90-х, все еще на что-то годны. Мы можем никогда больше не увидеть подъема рынка Интернета или NASDAQ таким, каким он был в 2000 году, но мы надеемся увидеть все больше аутсорсинговых услуг. Эта модель вернулась, и надолго.

Джошуа Гринбаум (Joshua Greenbaum) — руководитель компании Enterprise Applications Consulting. Занимается исследованиями корпоративных приложений и электронного бизнеса. С ним можно связаться по e-mail: josh@eaconsult.com.