Внедрение ПО

В России услуги по внедрению корпоративного ПО являются самыми востребованными. Можно даже сказать, что в этом сегменте налицо бум: спрос на внедренческие услуги растет, по оценкам IDC, гораздо быстрее, чем рынок в целом. И здесь возникает проблема. ИТ-рынок России растет приблизительно на 20—30% в год, и примерно такими же темпами растет количество квалифицированных специалистов и консультантов. Но поскольку рынок услуг по внедрению растет быстрее, в некоторых динамичных сегментах наблюдается нехватка специалистов.

Этот дефицит пока покрывается за счет внутреннего распределения ресурсов. Вообще говоря, в качестве консультантов могут выступать специалисты в предметной области и специалисты по информационной системе. Как правило, при хорошем управлении проектом не обязательно совмещать эти функции в лице одного специалиста. Между тем во многих компаниях имеются сотрудники ИТ-департаментов, уже обладающие опытом нескольких проектов. Такие сотрудники могут выходить на рынок и заниматься консалтингом и управлением проектами. Квалифицированные системные аналитики и консультанты нередко вырастают из разработчиков ПО.

Среди нынешних тенденций можно отметить повышение уровня квалификации заказчиков. Консультант вкладывает определенные ресурсы в обучение сотрудников заказчика, и это со временем позволяет ему тратить меньше времени на работу с данным заказчиком. Появился даже термин "точечный консалтинг", обозначающий вызов консультанта на короткое время для решения основной сложной проблемы, при котором все остальные проблемы ИТ-отделы решают сами. Такую схему консалтинга во многих случаях следует признать целесообразной.

Однако точечный консалтинг в наибольшей степени подходит для технологических проектов. При внедрении же больших прикладных систем это не оптимальное решение, а скорее следствие нехватки ресурсов. Внедрение корпоративной системы безусловно требует постоянного присутствия консультантов в проекте. При этом их помощь должна охватывать не столько технологические проблемы, сколько вопросы организации бизнеса. Самостоятельное внедрение осуществляется "не от хорошей жизни". Как правило, квалифицированный внешний консультант обладает двумя важнейшими преимуществами: независимым взглядом и опытом аналогичных внедрений.

Но в отношении шагов, следующих за основным внедренческим проектом (например, при внедрении модуля CRM после установки базового модуля mySAP Business Suite), точечный консалтинг может применяться.

Немного особняком стоят услуги по обеспечению информационной безопасности. И здесь самый большой спрос ожидается на комплексную услугу информационной защиты. На самом деле речь здесь следует вести даже не об интеграции, а об аутсорсинге. Заказчикам необходимо, чтобы кто-то взял на себя ответственность за функционирование системы информационной безопасности в целом. А поставщиков таких услуг очень немного.

Аутсорсинг

Во многих странах аутсорсинг — наиболее востребованный вид ИТ-услуг. Основных причин его популярности две — усиление специализации компаний (концентрация на основных видах деятельности) и стремление к экономии. Снижение расходов при аутсорсинге может быть достаточно существенным. Правда, в России, где доля таких услуг тоже растет, с экономией дела обстоят пока не так хорошо. Здесь распространению услуг ИТ-аутсорсинга мешают такие факторы, как закрытость компаний и недооценка стоимости рабочего времени собственных сотрудников. С помощью аутсорсинга компании, как правило, пытаются решить проблему недостаточной квалификации собственного ИТ-персонала в определенных областях. Это вполне естественно: сначала сотрудников необходимо обучать, а потом нужно повышать им зарплату, иначе специалисты уходят. До последнего времени ИТ-специалисты уезжали на Запад, но с 2001 года эта тенденция почти незаметна. Но рынок аутсорсинга продолжает расти.

Вообще говоря, аутсорсинг делится на две категории, которые можно обозначить как "традиционный" и "сетевой" (более подходящего устоявшегося российского термина пока нет). К традиционному относятся индивидуальные контракты с заказчиками, а сетевой аутсорсинг — это более или менее стандартизованная услуга при массовом спросе.

Развитие сетевого аутсорсинга — очень важная тенденция. В сущности идея предоставления ИТ-мощностей как сетевых услуг появилась не менее пяти лет назад, и уже несколько лет эта тема фигурирует в отчетах IDC. Но сейчас на рынке ИТ-услуг идет смена ориентиров. Если раньше услуги, как правило, оказывались индивидуально, по принципу «один — одному», то сейчас большинство компаний стремятся перевести их в режим «один — многим». Это стремление не только к массовому сервису, но и к глобальной стандартизации услуг как продукта, — тенденция обусловлена промышленным развитием отрасли. Для сравнения: первые автомобили собирали вручную на заказ, но широкое распространение автомобили получили после того, как началось серийное изготовление. Просто автомобилестроители смогли построить технологию массового производства, провели определенную стандартизацию. Аналогично в области ИТ проявляется глобальная тенденция к стандартизации ИТ-услуг, и именно об этом сейчас говорят IBM, HP и другие крупные компании.

На рынке традиционного аутсорсинга кардинальных изменений не предвидится. Его объемы в России достаточно велики — более 100 млн долл. в год, и растет сегмент теми же темпами, что и ИТ-рынок в целом. Что касается сетевых вариантов аутсорсинга (в терминах IDC это ASP и SISP), то здесь картина другая: мы наблюдаем состояние неустойчивого равновесия. При этом действуют два фактора — готовность клиентов и возможности поставщиков. И с обоими факторами в России проблемы. Если бы клиенты "приняли" данную услугу, то поставщики подтянули бы свои возможности и стали эти услуги оказывать; если бы поставщики сами подтянули свои возможности и начали оказывать услуги, то тут результат не так очевиден, но, скорее всего, заказчики бы нашлись. Пока же в полном объеме нет ни существенного спроса, ни убедительного предложения.

В каком направлении будет развиваться эта ситуация? Объем услуг сетевого аутсорсинга будет расти во всех странах. В России IDC еще некоторое время не ожидает революционного прорыва — исключение могут составить очень крупные клиенты, имеющие хорошие взаимоотношения с поставщиками. Небольшие компании вряд ли резко поменяют отношение к ИТ-услугам (ведь приятно, когда к тебе подходят индивидуально!). Вообще же прогнозировать сроки перемен довольно трудно. В большинстве стран процесс займет несколько лет. Впрочем, по этому поводу хорошо сказал Роберт Фариш, глава представительства IDC в России и странах СНГ: «Мы не советовали бы вам задерживать дыхание в ожидании революции в ИТ-услугах».

Консолидация игроков

Очень важный фактор на нынешнем рынке ИТ-услуг — консолидация. В следующем году данная тенденция продолжится. Сейчас на рынке услуг идет бурный рост, но, по нашим оценкам, 2004 год будет не столь успешным, как 2003-й. Учитывая объем инвестиций, сделанных в 2003 году в развитие услуг, для компаний наступят тяжелые времена. Крупные компании переживут их легко, но небольшие окажутся перед определенным выбором. Кроме того, можно ожидать прихода на наш рынок западных поставщиков ИТ-услуг, которые пока лишь начинают работу с российскими партнерами. Рынок развивается медленно, и не очень понятно, что с ним будет дальше, с учетом политических факторов. Но можно с большой долей вероятности предположить, что слияния и поглощения на российском рынке ИТ-услуг неизбежны.

Дмитрий Кожевников — ведущий аналитик «IDC Россия».