Лео Апотекер, член правления SAP AG, президент Global Fields Operations

Компания SAP — крупнейший в мире поставщик бизнес-приложений. Но сегодня одна из самых серьезных проблем информационных систем состоит в том, что компании тратят огромные деньги на интеграцию. И сегодня SAP смещает фокус в сторону интеграции приложений.

Мировые тенденции

Если взглянуть на то, что происходит во всем мире и, в частности, в Соединенных Штатах, то можно заметить, что инвестиции в информационные технологии начинают давать видимый результат только сейчас. В американской экономике снова наметился рост, причем достигается он не за счет создания новых рабочих мест или увеличения физических параметров компаний, а за счет использования ИТ. То же самое в известной степени происходит и в Западной Европе.

Вторая тенденция — все более насущной становится необходимость повышения прозрачности бизнеса и совершенствования корпоративного управления. И третий очень важный момент — от компаний требуется способность быстро реагировать на изменения в современном окружающем мире, достаточно неопределенном и труднопредсказуемом. Компании должны иметь возможность гибко и оперативно приспосабливаться к этой быстроменяющейся обстановке, к этой динамичной среде. Здесь встает вопрос о скорости реакции, гибкости и о самой возможности таких изменений.

Все эти три общемировые тенденции создают абсолютно новые условия для ведения бизнеса. Вместе они делают еще более острой для топ-менеджеров компании потребность в получении управленческой информации. И безусловно, все эти тенденции относятся и к России.

Раздвигая границы интеграции

Понимая и в некоторой степени предвидя эти тенденции, мы в 2003 году сделали, может быть, самый значительный шаг в истории SAP. Этот шаг — смещение фокуса в сторону интеграции приложений.

Стоимость владения — вот сейчас главный критерий. В мире нет ни одной компании, у которой была бы только одна система, и необходимо, чтобы все системы могли взаимодействовать друг с другом. Если в небольшой компании десять систем и каждая имеет интерфейс ко всем другим, то общее число интерфейсов равняется 100. В результате компании тратят огромные деньги на интеграцию: по оценкам экспертов, стоимость интеграции двух приложений составляет примерно 50—100 тыс. долл.

Этот вопрос мы рассматриваем как одну из самых серьезных проблем информационных систем. У нас есть такие заказчики, которые установили практически все, что разработано SAP, и не используют приложения других поставщиков. Однако таких примеров мало. У каждой компании уже установлены какие-либо приложения, и эти приложения невозможно выбросить, чтобы избежать проблем интеграции. Я полагаю, основная причина того, что иногда информационные системы плохо работают, заключается именно в интеграции.

Пакет NetWeaver — важнейший шаг в этом направлении. Мы считаем необходимым обеспечить интеграцию на трех уровнях — на уровне бизнес-процессов, информации и человеческих ресурсов. Интеграция на уровне информации проводится над слоем приложений, содержащих данные предприятия, и NetWeaver рассматривает все эти неоднородные данные как единое целое. На третьем уровне, уровне пользователей, интеграция осуществляется через интеграцию всех неоднородных гетерогенных систем в единый пользовательский портал.

В каком-то смысле это отказ от старой политики SAP. Корпорация переболела болезнью всех поставщиков — стремлением «подмять» все под себя и решить все проблемы заказчиков в одиночку. И теперь SAP идет к открытости и интеграции с другими приложениями. Мы готовы строить системы независимо от того, с какими еще поставщиками наши заказчики будут строить партнерские отношения.

Вместе с тем это естественное развитие. Пакет mySAP Business Suite — это интегрированный комплекс приложений, и платформа NetWeaver, придерживаясь идеи интеграции, переводит ее на новый уровень. Мы как бы раздвигаем физические границы интеграции, делая ее виртуальной. В результате становится возможным выбирать самый лучший функционал. Благодаря своей гибкости и интеграционным возможностям NetWeaver позволяет компаниям оперативно реагировать на изменения конъюнктуры. Проводя параллель с организмом человека, можно сказать, что такая информационная структура похожа на нервную систему. Нервные окончания реагируют на погоду, и без них человек не может жить, как не сможет жить и предприятие без такой гибкой информационной системы.

Европейский подход

Мы уже более 10 лет присутствуем на российском рынке, и я считаю, что Россия в ближайшей перспективе будет для SAP одной из самых интересных и привлекательных стран, вместе с Китаем и Индией. Мы считаем, что будущее информационных систем в России очень многообещающе. И поскольку мы компания европейская, мы верим в долгосрочные инвестиции, а не в быстрый наскок.

Для сравнения возьмем, например, недавнюю комедию с участием Oracle и PeopleSoft. Много рассуждений о том, состоится это слияние или нет, но практически ничего не слышно о том, почему это было бы хорошо для клиентов обеих компаний. К сожалению, эта комедия играется за счет потребителя. Нельзя просто так взять и слить воедино разные продукты. Мы придерживаемся принципиально иного взгляда. В самой сути бизнес-атмосферы американских и европейских компаний глубоко заложены основы ведения бизнеса в США и Европе. И правильное понимание того, что в каждой стране есть своя культура, — это главное отличие европейских компаний от американских. Европейским компаниям присущи органичный рост и большая осторожность в тех шагах, которые могут повлиять на два главных компонента успешного бизнеса — в европейском понимании. Эти два главных компонента: заказчики и внутренние ресурсы компании, а именно ее сотрудники. Эти компоненты всегда заставляют компании, европейские по духу, вести себя гораздо более взвешенно. И это различие регулярно прослеживается в поведении компаний по обе стороны океана.