В России сегодня масса образовательных учреждений, готовящих ИТ-специалистов. Однако при этом все говорят о нехватке ИТ-кадров. Попробуем ответить на вопрос: почему же складывается такая ситуация? Где можно найти нужного ИТ-профессионала?

С тем, что сами ИТ-компании и ИТ-подразделения других компаний испытывают острый дефицит квалифицированных кадров, сегодня согласны все. Причем как сами ИТ-компании, системные интеграторы, так и ИТ-отделы любых других предприятий получают новые кадры из единого источника — формально это система высшего технического образования. Таким образом они оказываются конкурентами в борьбе за ИТ-профессионалов. Вопрос только в том, насколько критической считать эту проблему, которая коснулась всех без исключения.

«Кадров уже нет. Я говорю это с полной ответственностью. Создан искусственный дефицит, люди бегают из компании в компанию за растущими зарплатами. При этом, кстати говоря, теряют квалификацию. А такая гонка по зарплатам играет уже против компаний», — уверен Александр Калинин, первый вице-президент по корпоративному управлению НКК. «У крупных компаний проблема в том, что покупать уже некого. Это миф, что наша система готовит лучших специалистов, — убежден Виктор Никитин, декан факультета бизнес-информатики Высшей школы экономики. — Когда-то готовила — для ВПК. Сегодня уже не готовит. По крайней мере, для бизнеса».

Кого у нас не учат

Хотя ИТ-компании постоянно говорят о дефиците ИТ-специалистов, особенную нехватку в ИТ-менеджерах испытывают предприятия других секторов экономики. Специалисты по КИС, которые не умеют разговаривать с бизнесом и его руководителями, не способны эффективно решать задачи бизнеса. «Мы долго пребывали в иллюзии, что наши программисты и технические специалисты — самые лучшие. А оказалось, что между людьми бизнеса и технарями — просто яма. Отсутствует необходимый класс специалистов, который занимает смежную область, — считает Виктор Никитин, — Проектировщики, архитекторы ИС — количество таких квалифицированных специалистов по стране может исчисляться десятками. А нужны тысячи и тысячи». Кроме того, нужны специалисты, которые не только хорошо разбираются в какой-то определенной сфере ИТ, например, в ERP-системах, информационной безопасности, телекоммуникациях и т. п., но и способны анализировать и прогнозировать развитие ИТ на своем предприятии.

При этом выпускники должны проводить на практике не меньше половины своего учебного времени. Если этого не происходит, то получается, что студент учится два-три года на старших курсах практически впустую, а потом компаниям приходится его переучивать.

Мы впереди планеты всей?

Где найти специалистов для своего ИТ-отдела? В реальности далеко не всякий ИТ-менеджер поручит это ответственное дело кадровому агентству, в котором работают все-таки кадровики, а не ИТ-профессионалы. Специалистов ищут по знакомствам, личным рекомендациям и интернет-сайтам. И в резюме первым делом смотрят на образование — определенные вузы по прежнему считаются брендом, который говорит сам за себя. Действительно ли это так, можно ли считать факт учебы в таком институте или университете гарантией качества ИТ-специалиста?

По поводу качества подготовки ИТ-специалистов вузами мнения сильно расходятся. Многие считают, что российская система высшего образования отличается великолепной фундаментальной подготовкой молодых специалистов. «Если перед вами выпускник ведущего российского вуза, то вы можете быть уверены в том, что необходимый объем знаний для развития своих интеллектуальных способностей он получил», — уверен Игорь Морозов, ректор академии АйТи. Однако таких вузов — единицы. Кроме того, по мнению Георгия Генса, президента холдинга ЛАНИТ (в состав холдинга входит учебный центр), высокий уровень подготовки выпускников в этих вузах возникает не столько за счет правильно выстроенной, современной системы образования, сколько благодаря отдельным талантливым педагогам, впитывающим новейшие идеи и формирующим вокруг себя «очаги высокого интеллекта». При этом высшая школа по-прежнему ориентирована на подготовку студентов скорее к научной карьере, чем к практической деятельности, несмотря на то что 90% студентов идут работать в бизнес.

В целом отечественные компании не удовлетворены уровнем подготовки вузовских выпускников, которые должны заниматься вопросами автоматизации и эксплуатацией ИС. «Специалистов готовится больше, чем в советское время, а уровень этой подготовки стал беспрецедентно низким, — говорит Виктор Никитин. — Когда смотришь на программы ИТ-специальностей в вузах, то там намешан просто винегрет — что-то от разработки ИС, что-то от эксплуатации, что-то от проектирования. Дается все это студентам бессистемно, неглубоко. И в результате — он и не проектировщик, и не эксплуатационщик, и к консалтингу не подготовлен. На мой взгляд, это не академическое образование, а просто разрозненный набор программ. Например, если проектирование ИС читается в курсе 50 часов, это же просто ничто. Тут нет никакой фундаментальности».

Эти проблемы у вузов возникают потому, что ИТ развиваются очень динамично. Для вуза так быстро менять учебный план, программу обучения — непростое дело. Технология формирования и согласования учебных планов требует огромного количества времени и сил, чтобы преодолеть многочисленные бюрократические препоны. Выход видится в том, чтобы сочетать лучшие качества российской высшей школы и ИТ-индустрии.

ИТ-бизнес и обучение: кто, если не они?

Сейчас сложилась такая ситуация, при которой максимальный практический опыт работы с ИТ имеют крупные ИТ-компании. Очевидно, что без их участия в подготовке ИТ-специалистов сегодня не обойтись. Вопрос в том, какие формы должно принимать такое участие.

Компании сегодня создают собственные учебные центры, которые иногда называют корпоративными университетами. Идея не новая. На Западе они уже давно заняли свою нишу, и опыт нескольких десятилетий подтверждает жизнеспособность и актуальность такой формы подготовки специалистов. Можно ли назвать корпоративный университет посредником между вузом и бизнесом? «Мы же не называем школу посредником между детским садом и институтом или техникумом. Человек учится на протяжении всей своей жизни, и формы обучения могут быть совершенно разными. Обучение в корпоративном университете — лишь одна из форм, которая помогает освоить технологии, необходимые в конкретной работе, приобщиться к корпоративной культуре, наконец, сделать карьеру на данном предприятии», — говорит Игорь Морозов. Корпоративные учебные центры ориентированы в первую очередь на подготовку и переподготовку персонала по продуктам и технологиям, уже использующимся в компании. Причем свои корпоративные учебные центры по ИТ есть не только у ИТ-компаний, но и в крупных банках, нефтяных компаниях.

По мнению Дмитрия Гудзенко, директора центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана, создание корпоративных учебных центров необходимо только в действительно больших компаниях. «Учебный центр компании — не посредник, а доводчик от вуза к бизнесу. Эта схема правильная, если она не абсурдная, — говорит он. — Естественно, что в вузе нельзя научить тонкостям и нюансам, им учат только на производстве». Дмитрий Гудзенко считает, что стандартным навыкам (skills) — например, умению работать с определенными версиями программ, с определенными серверами, с определенным оборудованием, — как правило, выгоднее обучить человека в группе на курсах независимого УЦ. А уникальным технологиям доучить специалиста уже потом непосредственно в компании — в рамках наставничества, тренингов и спецкурсов.

Более сложные и разнообразные программы могут быть предложены независимыми центрами обучения. Георгий Генс считает, что, обладая большой гибкостью при формировании учебных планов и программ, они взяли на себя задачу практического обучения тысяч ИТ-специалистов работе с новейшими продуктами и технологиями. Что касается авторизованного обучения, которое составляет большую часть программ учебных центров, то актуальность и полнота тематики учебных программ контролируются вендорами, непосредственно в этом заинтересованными. Интересно, что хотя организацией таких УЦ занимаются ИТ-компании, главным образом там обучаются как раз люди, которые потом попадут в ИТ-подразделения и ИТ-отделы самых разных предприятий.

Практики и теоретики

Многие крупные ИТ-компании напрямую взаимодействуют с вузами. Спектр такого взаимодействия довольно широк — от стажировки студентов в компании до создания собственных научно-технических лабораторий и базовых кафедр. Для вузов это жизненная необходимость. Потому что главная проблема — кто будет учить студентов ИТ-навыкам? Виктор Никитин, декан факультета ВШЭ, созданного специально для подготовки ИТ-менеджеров, рассказывает, с какими сложностями ему пришлось столкнуться: «Люди, обладающие реальной высокой квалификацией в ИТ, давно заняты в крупном бизнесе. Чтобы привлечь их к преподаванию, пришлось бы платить им больше, но это нереально. И ведь обучение ИТ — не тот случай, когда можно взять преподавателя-теоретика по вычислительным системам, сказать ему: прочти учебник по консалтингу и веди курс. Если человек не работал в этой сфере, ему нечего дать студентам».

Все больше вузов склоняются к альтернативной схеме, когда преподаватель-теоретик работает в связке с серьезным ИТ-практиком. Штатный преподаватель, читающий большую часть лекций, общается с ИТ-практиками и начинает профессионально расти. Практик ставит задачи, проводит отдельные семинары или может прочесть какую-то спецтему. Как показал опыт, многим специалистам, успешно подвизающимся в ИТ, работа со студентами интересна и приносит большое удовольствие. «Для этих людей даже не имеет значения, сколько они получат. Бывает, что ведущий эксперт большой компании готов провести систему спецкурсов бесплатно. Потому это возможность для выхода творческой энергии», — говорит Виктор Никитин. Компании выгодно создать базовую кафедру на своей территории — ведь легче студентам приехать туда, нежели ИТ-специалистам в рабочее время находиться в вузе. Необходимо отметить и сложности с формальной стророной ИТ-образования в вузах: перечень ИТ-специальностей, который используется сейчас, очень мало соответствует рыночным реалиям.

При этом для подготовки ИТ-специалистов можно было бы задействовать далеко не только технические вузы. «У нас в стране почти миллион бухгалтеров, — приводит пример Александр Калинин. — При этом они почти все работают на 1С. А ведь кто-то должен эту программу установить, настроить. Но внедренцев бухгалтерских программ вообще нигде не готовят, в то время как эта специальность находится на стыке экономики и ИТ. И экономические факультеты могли бы готовить таких специалистов».

Пока связь между высшим образованием и остальными формами образования (дополнительное, авторизованное) довольно слаба. «Государству еще предстоит создать прозрачную инфраструктуру финансирования образования, обеспечить возможности выдачи кредитов студентам. А роль индустрии — платить достойные стипендии и зарплаты студентам-стажерам и выпускникам, чтобы те могли возвращать свои кредиты на образование, — говорит Георгий Генс. — Необходимо совершенствовать стандарты высшего образования, увеличивать количество часов на изучение новых технологий, в том числе и для непрофильных специальностей, ведь сегодня все отрасли испытывают дефицит даже в грамотных пользователях ИТ» .

Трехсторонняя схема

Помимо традиционной связки ИТ-компания — вуз, интересным примером взаимодействия ИТ-теории и практики можно считать трехстороннюю схему: ИТ-компания — вуз — клиент.

Именно так выстроена схема взаимоотношений Магнитогорского государственного университета, компании Computer Associates (СА) и Магнитогорского металлургического комбината (ММК). Университет готовит IT-специалистов для комбината, в рамках этой программы студенты изучают различные семейства программных продуктов СА. При этом помощь в освоении программных продуктов вузу оказывают специалисты ММК, поскольку эти продукты используются для автоматизации комбината. Сотрудники ММК не только проводят консультации с преподавателями МаГУ, но и выступают перед студентами на конференциях, проводят практические занятия. В рамках проекта в течение двух лет было подготовлено более десяти специалистов для ММК. Как показала практика, период адаптации их на рабочих местах значительно меньше, чем у других выпускников соответствующих специальностей.

По результатам совместных исследований участников проекта было решено в качестве эксперимента перейти от этапа использования решений CA только для изучения к этапу их использования в ИТ-управлении образовательным процессом в самом университете. В результате выпускники получили возможность уникальной практики. Например, ими был создан образовательный портал МаГУ. «Результат превзошел все наши ожидания, а главное — студенты решают абсолютно реальные задачи, с которыми они столкнутся в производственной деятельности», — говорит Эльмира Ипатова, декан факультета информатики МаГУ. Другим примером может служить разработанная силами студентов система мониторинга действий студентов во время учебного занятия.

Особым вкладом в подготовку IT специалиста, способного к реальной профессиональной деятельности, в МаГУ считают курсовые и дипломные работы, в которых студенты учатся анализировать бизнес-процессы самого университета. Те студенты, которые имеют опыт подобных разработок, уже сейчас активно используются руководством управления ИТ-инфраструктурой ММК для выполнения похожих проектов с использованием аналогичных программных средств.

Минусы менталитета

Какой бы ни была форма подготовки специалистов, в любом случае их обучение сталкивается с рядом проблем. Отечественные выпускники, как правило, не умеют работать в команде. «У нас в вузах воспитывают личностей, ученых-одиночек. А в бизнесе нужна в первую очередь командная работа, — говорит Игорь Морозов. — Здесь, конечно, в нашей вузовской системе нужно что-то менять». Нашим выпускникам нужно довольно много времени, чтобы понять простые истины — что не нужно все делать самому, что вряд ли именно сейчас, когда горят сроки проекта, кто-то заинтересуется твоим новым гениальным открытием, и что главное — хорошо и точно в срок делать ту часть работы, за которую отвечаешь. Кроме того, отечественным специалистам обязательно нужно залезть внутрь, чтобы посмотреть, «как же оно там работает». Если это оборудование, то хорошо бы разобрать до винтиков, вскрыв все пломбы. А если программа, то обязательно залезть в код. Понятно, что в подавляющем большинстве случаев этого делать не нужно. «А самое главное, на эти исследования, как правило, уходит очень много времени, — говорит Игорь Морозов, — и, к сожалению, рабочего».

Своими руками

Что же можно посоветовать сегодня тем, кто хочет найти хороших ИТ-специалистов для своего ИТ-подразделения? Самый простой совет звучит довольно банально — «растить» их самим. Без необходимой практики выпускник одинаково малопригоден как для ИТ-компании, так и для ИТ-отдела любой другой. В то же время воспитывать начинающего специалиста под свои конкретные условия и принципы работы значительно проще. Повышать его квалификацию можно, отправляя его на различные тренинги и курсы, однако реальный опыт применения этих знаний он будет иметь в своем ИТ-подразделении, став через определенное время «заточенным» именно под ИТ-нужды своей компании.

Если оценивать плюсы и минусы перекупки чужих айтишников без излишнего морализирования, то, с одной стороны, опытный ИТ-профессионал высокого уровня стоит того, чтобы побороться за него с конкурентами. Чтобы вырастить такого человека, понадобятся, может быть, годы, а нужен он уже сейчас. С другой стороны, важно иметь большую уверенность в его последующей лояльности — знающий себе цену профессионал вряд ли станет встраиваться в неподходящую корпоративную культуру. Когда он востребован, ему проще найти другое место работы. Являются ли здесь ИТ-компании объектом в конкурентной борьбе? Специалист, внедривший не одну ИС, может оказаться таким же профессионалом и в обслуживании какой-то определенной КИС, вопрос только в том, насколько ему будет интересно сосредоточиться на автоматизации конкретного предприятия. Для кого-то это может быть вариант «выхода на творческую пенсию», а кто-то, наоборот, увидит в такой смене ориентиров новые горизонты.

Учиться, учиться и учиться

Подводя итоги, можно сказать, что система ИТ-образования должна быть разнообразной. В ней есть место и вузам, и корпоративным учебным центрам, и независимым образовательным учреждениям, и тому, что на Западе называют Workshop. «По сравнению с Западом мы гораздо меньше учимся, — говорит Дмитрий Гудзенко. — На наших предприятиях, если человек проучился раз в два-три года, то это уже прогресс. А на Западе люди обязательно учатся раз в полгода». И, как показывают успехи западных компаний, вложения в обучение своих специалистов себя оправдывают.

Контрмнение

Александр Заровский, директор негосударственного образовательного учреждения «Институт индустриального программирования»

За предыдущие три года рынок вырос как дрожжевой пирог, а главный ресурс на нем — люди. Людей не хватает и не будет хватать. И здесь не поможет ни государство, ни вузы, ситуация критическая. Я много раз слышал, как обсуждается партнерство между вузами и ИТ-компаниями. При этом вузы упрекают коммерческие структуры в том, что они «уводят» мозги из науки. Организуется спецкурс, для студентов это дипломная практика, и компании под видом такой деятельности просто отсеивают лучших для себя. В итоге компания «присасывается» к вузу и пытается вытянуть тех, у кого есть высокий интеллектуальный потенциал. Как правило, это 20—30% общей аудитории. Однако у студентов сейчас никаких проблем с трудоустройством нет. Любой выпускник, особенно престижных вузов и факультетов, требует сразу серьезный заработок даже без опыта. И из такой компании-«пылесоса» через год-полтора он уйдет уже с нужной ему строчкой в резюме. Причем, может быть, вовсе не в ИТ-компанию. Например, крупный коммерческий банк может дать своим айтишникам вдвое больший заработок, чем любая ИТ-компания.

Сейчас много говорят о создании в вузах базовых кафедр ИТ-компаний. Очевидно, что эти кафедры появляются часто только за счет личных связей с ректорами и финансовой помощи вузу со стороны компании. Да, выпускникам необходимо обеспечить практику на площадках ИТ-компаний. Компании могут создавать на базе вуза свои научно-исследовательские центры. Но не надо пускать ИТ-бизнес в саму систему высшего образования — это не его дело. Единственная причина — нищенское состояние вузов, и эту проблему со временем могло бы решить платное образование.