Мы уже не раз говорили о том, из каких составляющих складывается стоимость владения сервером. По данным IDC, примерно 60-70% стоимости владения сервером связано с управлением (установка и настройка сервера, апгрейды и обслуживание, реконфигурация и миграция). Gartner Group считает, что расходы на сервис и поддержку функционирования сервера также самые высокие - они составляют 77% от общего ТСО сервера (см. рис.). По мнению ряда экспертов, это процентное соотношение составляющих совокупной стоимости владения соответствует официальной статистике. Но насколько западная статистика применима к российской действительности?

"Западная статистика вполне применима к нашей российской действительности, но есть небольшие отличия, - считает Алексей Алексеев, директор по маркетингу компании R-Style Computers. - Стоимость энергоресурсов и рабочей силы в России намного ниже, чем в Европе или США, поэтому и вклад в ТСО этих составляющих меньше. А вклад в обслуживание серверов может существенно различаться в компаниях с разной бизнес-структурой". Тем не менее практически все эксперты, с которыми мы обсуждали этот вопрос, согласны, что и в российских условиях эксплуатационные расходы сервера во много раз превышают стоимость его приобретения. "По сути дела, сервер является таким же средством производства, как станки, выпускающие продукцию, только продукция очень дорогая - информация, которая тоже классифицируется и имеет разную стоимость", - комментирует Алексей Алексеев.

С другой стороны, есть мнение, что основная составляющая стоимости владения сервером - стоимость его простоя при возникновении неисправности, а стоимость обслуживания (администрирования, апгрейдов, ремонта неисправного сервера) оказывается существенно меньше стоимости простоя. "На мой взгляд, то, что основная составляющая ТСО сервера - стоимость простоя, ошибочно, - говорит Леонид Глазов, технический консультант компании НР. - Безусловно, если купить, например, неграмотно ассемблированный "самосбор", который больше половины времени будет находиться в состоянии "восстановления работоспособности", эта составляющая действительно окажется основной. Но, полагаю, подавляющее большинство потребителей достаточно грамотно, чтобы не совершать подобных ошибок".

Среднее по больнице?

Понятно, откуда возникла точка зрения, что основная составляющая ТСО сервера - это стоимость его простоя. "Действительно, стоимость простоя сервера может перекрыть TCO, если сервер используется для критических приложений, таких как банковский процессинг, ERP-системы и прочее, - подтверждает Сергей Дронов, менеджер по продуктовому маркетингу, группы компаний "Аквариус". - Когда отказывает банковский сервер, и банк в течение хотя бы нескольких часов не может проводить платежи, финансовые потери огромны". Стоимость простоя в этом случае можно оценить по прямым потерям бизнеса.

Но если говорить не о столь критических для бизнеса приложениях? Здесь, увы, с оценкой стоимости простоя сервера все очень туманно. "Например, если не работает сервер электронной почты, то для поддержания бизнес-процесса остаются телефон и факс, - говорит Алексей Устинов, директор Intel European Technical Group в странах СНГ. - Поэтому не всегда ситуация настолько критическая, что заставляет задуматься и посчитать, чего это стоит компании. Есть еще и человеческий фактор. Простой сервера электронной почты может рассматриваться и как положительный момент, поскольку дает рядовым сотрудникам передышку и возможность сделать те дела, которые откладывались из-за нехватки времени в потоке работы с почтой. В таких случаях сотрудники не поднимают тревогу".

Означает ли все это, что детальную оценку стоимости владения Intel-сервером уровня отдела нельзя провести в российских условиях? Нет, дело в другом. "Детальную оценку стоимости владения сервером провести в принципе можно, но это крайне трудоемкий и вряд ли оправдывающий себя процесс, поскольку ТСО зависит от многих факторов, индивидуальных для каждого конкретного случая, - класс сервера, сфера его применения, средняя нагрузка, условия обслуживания и так далее", - утверждает Сергей Дронов ("Аквариус"). "Для детального расчета эксплуатационных расходов нужно знать все о бизнесе и структуре компании, в которой эксплуатируется сервер, - соглашается Алексей Алексеев (R-Style Computers). - Но очень часто примерной оценки для принятия решения о покупке сервера бывает достаточно, так как ошибка не превышает 25-30%".

По данным различных западных источников, ежемесячное обслуживание Intel-сервера обходится компаниям от 2500 до 5000 евро. Суммы, конечно, имеют большой разброс, но порядок тем не менее задают. Насколько эти суммы адекватно отражают ситуацию в России? "Поскольку детальная оценка ТСО сервера зависит от многих индивидуальных факторов, 2500-5000 евро - это очень обобщенная оценка, в духе "средней температуры по больнице", которая вряд ли обладает какой-то практической ценностью", - считает Сергей Дронов ("Аквариус"). "2500 евро в месяц - многовато для среднестатистического российского сервера, - подтверждает Алексей Устинов (Intel).

Однако, по мнению Алексея Алексеева (R-Style Computers), эта оценка верна для верхнего класса серверов. "Стоимость обслуживания сервера уровня предприятия вполне может быть сопоставима с европейскими оценками, - утверждает он. - Но для серверов уровня отдела TCO будет на порядок меньше, поскольку там существенную часть расходов составляют расходы на закупку".

Пути снижения ТСО

Как же снизить ТСО сервера? Вендоры активно пропагандируют уменьшение стоимости обслуживания серверов через технологические инновации. Однако есть ли количественные оценки уменьшения стоимости владения сервером вследствие применения тех или иных технологических инноваций? "Объективно общей для всех вендоров методики подсчета уменьшения ТСО благодаря применению технологических инноваций нет. Однако существуют общепризнанные факторы, влияющие на уменьшение ТСО, например повышение отказоустойчивости серверных продуктов за счет резервирования основных компонентов (зеркалирования памяти, установка двух сетевых адаптеров)", - говорит Сергей Дронов ("Аквариус"). "Большинство оценок снижения ТСО посредством технических инноваций основано на предположении высокой стоимости труда квалифицированных инженеров (около 50 долл. в час), - считает Алексей Устинов (Intel). - Тогда, действительно, возможность администрирования всех компьютеров сети из ИТ-центра экономически оправданно, поскольку исключает потери времени инженеров на физическое передвижение между компьютерами пользователей. Этому также способствуют различные технологии и мероприятия в области информационной безопасности, позволяющие снизить затраты от простоев и восстановительных мер, вызванных компьютерными вирусами".

Тем не менее ряд оценок сделать можно. "Например, сейчас благодаря технологическим инновациям Intel в новых серверах энергопотребление может быть снижено на 50%, - считает Алексей Алексеев (R-Style Computers). - Даже при цене для промышленных потребителей около 1,40 р. за кВт/час - это существенная экономия. Средний сервер потребляет в день энергии примерно на 1 евро. На отвод тепла выделяемого сервером (кондиционирование), расходуется еще около 1,5 евро. Итого - 912,5 евро в год, что при 50% снижении энергопотребления экономия составит 450 евро в год".

В целом пути снижения ТСО сервера остаются традиционными. Снижение ТСО идет за счет снижения эксплуатационных расходов: расходов на обслуживание (запчасти, материалы, ПО), повышения производительности труда ИТ-сотрудников (эффективность расходов на зарплату), расходов на электроэнергию и кондиционирование, снижения затрат на восстановление после сбоев и отказов (материалы, зарплата за сверхурочные). "В первую очередь ТСО необходимо снижать организационными мерами в компании, - резюмирует Алексей Алексеев. - Для подавляющего числа компаний путь снижения ТСО сервера - инвестиции в персонал, как в технический, так и в управленческий". Стоимость развертывания и сопровождения сервера гораздо ниже в компаниях с обученным персоналом, чем в компаниях, которые экономят на обучении специалистов.