В последнее время в России стал заметен интерес к системам бизнес-аналитики business intelligence (BI). На прошедшей в середине мая конференции "SAP Business Intelligence - 2004" мы смогли увидеть несколько тому примеров. Например, модули относящиеся к классу business intelligence внедрены на Тюменьтрансгазе, Вымпелкоме, Лукойле. Речь идет о модулях SAP BI, но даже для одного поставщика список предприятий выглядел внушительно.

Понятие business intelligence неоднозначно. В узком смысле оно включает в себя только класс инструментов, относящихся непосредственно к аналитическим приложениям и средствам технического анализа данных. Но в более широком смысле к этому классу относят и связанные с аналитическими приложениями OLAP-средства, data mining и генерацию отчетов и запросов. Например, для обозначения рынка аналитических систем бизнеса исследовательская компания IDC использует термин business analytics (BA), который включает в себя как традиционные системы business intelligence в узком смысле, так и хранилища данных, связанные с ними OLAP-средства, data mining и средства генерации отчетов и запросов, а также аналитические прилодения. Однако большинство экспертов все эти средства объединяют именно в класс приложений business intelligence, интерпретируя этот термин в широком смысле.

Применение средств бизнес аналитики помогает справиться с нарастающими объемами информации, сократить время принятия решений, спрогнозировать развитие бизнеса и обнаружить аномалии его развития, предсказать возможное поведение клиента на основе его клиентской истории, осуществить анализ тех или иных ситуаций.

Если системы ERP отвечают на насущные оперативные вопросы: "Каковы входящие денежные потоки?", "Оплачены ли поставки и каков уровень кредиторской задолженности?", "Каков процент загрузки производственных мощностей на заводе?" - и прочее, то системы BI помогают ответить на такие вопросы руководства, как: "Производство какой продукции нам не выгодно?", "С какими клиентами стоит работать?", "Разумно ли приобретать дополнительные производственные мощности?" - и т.д. В целом системы business intelligence обеспечивают понимание ситуации (связывание значимых фактов и игнорирование случайных данных), оценку рисков (выявление необходимых ходов или последовательности шагов для балансирования рисков и выгод), а также поддержку принятия динамичных решений.

Судя по отчетам исследователей рынка, российские компании, прежде не знавшие всех прелестей решений, помогающих в анализе бизнеса, разработке наиболее верной стратегии развития и решавшие данные задачи силами могучих умов топ-менеджмента или аналитиков, наконец созрели для применения BI-инструментов. И сегодня спрос BI-продукты на отечественном рынке растет. По прогнозам компании IDC, объем рынка BA в России за 2004 год составит 30 млн долл., т. е. вырастет на 36% (рис. 1). В настоящее время основными потребителями такого рода продуктов являются капиталоемкие отрасли, в частности нефтегазовая промышленность. Наряду с этим BI-продукты стали популярны в банковском/финансовом и страховом секторах. Также обратили внимание на BI и частично приступили к соответствующим проектам компании из розничной торговли, телекоммуникаций и транспорта. Компании из остальных отраслей пока еще не проявляют интереса к BI.

По результатам исследования, проведенного компанией IDC на основе опроса российских менеджеров ИТ-отделов, наибольшее число респондентов (около 29%) на вопрос: "Для чего, по вашему мнению, нужны системы ВА?" - ответили, что это прежде всего необходимо для подготовки данных руководителю, занятому стратегическим планированием (рис. 2). Отвечая на вопрос: "Кому в вашей компании нужна ВА?", более 30% опрошенных сказали "высшему руководству"; в меньшей степени заинтересованными оказались аналитики, руководители среднего звена и отдел продаж (рис. 3).

Серьезным аргументом в пользу BI-решений является и то, что по данным проведенного опроса компания IDC выявила, что по важности внедрения тех или иных технологий системы бизнес-аналитики стоят на третьем месте после систем центрального управления ИТ-инфраструктурой и систем хранения данных (рис. 4).

Заметим здесь, что, вообще говоря, подобные результаты можно трактовать как рост интереса к специализированным BI-продуктам, так и к BI-модулям в составе других прикладных систем. BI-решения поставляют как поставщики СУБД и ERP-систем, так и собственно компании, работающие только на рынке решений по бизнес-аналитике и смежных рынках. И на сегодня, судя по всему, каждое из этих решений имеет свои плюсы и минусы. Если остановить свой выбор на поставщике СУБД, то в этом случае экономятся средства, но приобретается ограниченная функциональность BI-решения. При выборе поставщика специализированных ВI-решений закзачик получает полную функциональность, но возрастает бюджет проекта, как на оплату самой системы, так и на ее интеграцию с базами данных, хранилищами данных и системами, собирающими оперативную управленческую информацию (например, ERP). Что касается основных поставщиков ERP-систем, то они либо уже имеют функциональность BI в своих продуктах, либо на верном пути к этому. В ряде случаев выбор BI-решения в рамках ERP-системы совершенно оправдан. Однако, в целом, вопрос выбора BI-инструмента зависит от массы факторов. К сожалению, российская практика подобных решений пока еще крайне мала. Но, судя по всему, скоро мы услышим о множестве реализаций BI-решений в российских компаниях.