В мире

По предварительной оценке Gartner Group, продажи компьютеров (включая серверы и ноутбуки) составили 218 млн штук, что на 15,3% больше, чем годом раннее. Вместе с тем основная динамика зависела все же от мобильных ПК, причем на всех рынках, как развитых, так и развивающихся. В целом в мире продажи ноутбуков увеличились на четверть. Реализация настольных ПК также росла, но более скромными темпами: по разным данным, от 5,3% до 10%. Всего же продажи настольных ПК и рабочих станций по всему миру в количественном выражении можно оценить как 145--153 млн штук.

Одним из итогов 2005 года стало то, что США утратили статус крупнейшего мирового рынка ПК. Теперь лидирует регион Европа -- Ближний Восток -- Африка (EMEA), где продажи компьютеров составили 33,2% от мировых. На США приходится 30,7% рынка ПК. Хотя Северная Америка в целом все равно лидирует.

Рис. Доли основных производителей по итогам 2005 года
в общемировом объеме продаж настольных ПК,
серверов и ноутбуков (в количественном выражении).

Как и в 2004 году, лидером рынка ПК оставалась Dell. Вместе с тем темпы роста отгрузок продукции этой компании несколько снизились во втором полугодии. Это связывают с усилиями, которые прилагает менеджмент Dell для поднятия прибыльности, пусть и в ущерб росту объемов поставок. По темпам роста отгрузок лидировала Acer -- 58,1%. В результате ее доля выросла с 3,4% в 2004 году до 4,6% в 2005. Большой успех -- сохранение позиций Lenovo. Обычно после слияний доля продукции объединенной компании уменьшается, но, когда Lenovo приобрела отделение Think, этого не произошло. Более того, темпы роста поставок даже превысили среднерыночные. Тем более что на рынок были выведены и системы собственно Lenovo, также находившие своего покупателя на рынках Америки и Европы.

В России

По предварительным итогам 2005 года, продажи настольных ПК в России разные агентства оценивают в 4,8--5 млн штук, что на 10,5--12% больше, чем годом раннее. Как видно, темпы роста заметно снизились с уровнем 2002--2004 годов, но все же вдвое превышают общемировые показатели. Снижение темпов роста, однако, обусловлено не столько насыщением рынка, сколько конкуренцией с мобильными системами, прежде всего ноутбуками, продажи которых растут существенно более высокими темпами. Этот процесс ведет к снижению доли настольных систем в общем объеме проданных компьютеров. Если в конце 2004 года на них приходилось три из четырех единиц продукции, то в аналогичный период 2005 -- уже две из трех, причем доля серверов держится приблизительно на том же уровне.

Основные игроки российского рынка ПК в целом, включая и потребительский сектор, -- отечественные компании (рис. 2). Из иностранных фирм отметилась лишь HP. Перечень крупнейших вендоров довольно стабилен, и принципиальных изменений нет уже несколько лет. Единственным исключением является Depo, которая практически сразу после своего основания в 2004 году, уже по итогам II квартала, вошла не просто в десятку, а в пятерку крупнейших вендоров ПК. В 2005 году позиции Depo еще более усилились. Компания прочно обосновалась в тройке крупнейших сборщиков и не покидала ее, а в отдельные периоды даже выходила на первое место. Это во многом обусловлено одинаково успешным продвижением своей продукции как в розницу, так и на рынке корпоративных поставок, в том числе в регионах.

Рис. Доли основных производителей в общем объеме
продаж настольных ПК в России по итогам
IV квартала 2005 года (в количественном выражении)

Но все же более явными были тенденции к концентрации рынка. Как видно, доля продукции компаний, не попавших в первую десятку, лишь немного превышает 50%. Еще год назад этот показатель был на 3 с лишним процента выше. Причем процесс концентрации рынка сопровождается попытками мелких компаний выдавать свою продукцию за изделия более именитых поставщиков. В декабре 2005 года, например, была пресечена попытка продажи оптовой партии "безымянных" ПК в фирменных коробках и с наклейками одной известной на рынке российской компании. Станет ли это тенденцией или так и останется единичным случаем? Время покажет…

Вместе с тем не исключено, что уже в этом году ситуация будет выглядеть иначе. В связи с принятием новых редакций соответствующих нормативных документов существенно изменяются правила игры на рынке поставок ПК для государственных и муниципальных нужд. На этот сегмент приходится минимум треть всего объема продаж компьютеров. Называются и более высокие цифры, вплоть до 50%. Если до 2005 года включительно на рынок госпоставок практически не допускались иностранные и совсем небольшие компании, то теперь большинство ограничений снято. Возможным последствиям попытки упорядочить проведение конкурсов (тендеров) мы посвятили отдельный материал в этом спецвыпуске.

Может изменить расстановку сил выход на рынок новых сильных игроков. В частности, довольно амбициозны планы Lenovo, которая, наряду с продукцией, доставшейся от IBM, выпускает на международный рынок, в том числе российский, и свою собственную. ПК Series 3000 вполне способны конкурировать по цене с продукцией российских компаний и при правильном продвижении могут рассчитывать на заметную долю рынка. Таким образом, совсем не исключено, что Lenovo попадет в первую пятерку в самом скором будущем.