Пищевая промышленность долгое время не шла в авангарде применения ИТ и не блистала интересными и масштабными ИТ-решениями. Однако несколько лет назад ситуация стала меняться, и в этой отрасли появились крупные проекты по автоматизации бизнес-процессов и созданию единой информационной среды.

Интересно, что хотя слова о создании единой управленческой платформы произносятся практически в любом мало-мальски крупном проекте по автоматизации бизнес-процессов, для предприятий пищевой промышленности это совсем не «маркетинговый» тезис. Большинство компаний, которые работают на этом рынке, состоит из нескольких производственных площадок, и подразделения продаж в них часто бывают выделены в отдельную структуру. В результате проект внедрения ERP-системы помимо автоматизации как таковой преследует еще и цель унификации и стандартизации процессов на разных предприятиях. Причем в некоторых случаях такие задачи оказываются более приоритетными, чем собственно поддержка бизнес-процессов, как это имело место в компании «Юнимилк» (см. интервью с Михаилом Плиссом в этом номере).

Какие же функциональные области актуальны для автоматизации на пищевых предприятиях, на каких направлениях ИТ могут пригодиться больше всего? На наш взгляд, первостепенных задач здесь три.

Самая первая и очевидная — это автоматизация продаж и, для симметрии, закупок. Продажи в пищевой отрасли — не просто входящий денежный поток, контроль которого безусловно важен. Взаиморасчеты с поставщиками и покупателями здесь весьма запутаны. Как правило, отношения с партнерами регулируются на основе долгосрочных договоров и предусматривают разнообразные формы расчетов по обязательствам (вплоть до бартера). Для предприятий пищевой промышленности характерно большое количество контрагентов, что, разумеется, существенно усложняет контроль исполнения обязательств и платежей.

Вплотную к ней подходит задача управления логистикой и доставкой товаров. При этом используется разный транспорт, собственный или принадлежащий сторонним организациям. Крупные торговые сети предъявляют очень жесткие требования к производителям и поставщикам. Молоко и хлеб поступают в магазины ежедневно. Динамичный характер бизнеса — ограниченный срок годности продуктов (которые нередко являются скоропортящимися) — требует четкого согласования действий при оформлении заявок, производстве и отгрузке продукции потребителю. И большая проблема возникнет, если «машины пошли не туда» (см. упомянутое интервью с Михаилом Плиссом). Конечно, не все продукты питания столь требовательны к срокам реализации, и тем не менее цикл отгрузки, как правило, бывает ограничен неделей. Следовательно, именно для этой отрасли важно оптимизировать движение товара, упорядочить транспортную и складскую логистику. Для обеспечения высокой интенсивности процесса отгрузки необходимо наладить складской контроль и резервирование товара.

Кроме того, возникает необходимость отслеживания и учета работы автотранспортных средств. Этот процесс требует выписки большого количества сопроводительных документов: путевые листы, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и т. д. Транспортировка продукции ведется строго по графикам, в соответствии с установленными маршрутами.
Наконец, третьей важной задачей является контроль себестоимости продукции. Как правило, на пищевых предприятиях производственный учет ведется вручную либо в Microsoft Excel. Затраты определяются не по ситуации, а посредством одинаковых расчетных нормативов, нет реального учета использования сырья, зачастую отсутствуют данные по его остаткам. Фактически производство планируется и учитывается вручную. Основной инструмент контроля себестоимости в этом случае — интуиция руководства.

Однако пищевые предприятия очень заинтересованы в снижении издержек. Это путь к повышению конкурентоспособности продукции по цене в условиях насыщенного рынка, ведь бoльшая часть населения по-прежнему выбирает товары исходя из их стоимости. Кроме того, для пищевой промышленности характерны большая номенклатура и сложные рецептуры, которые к тому же довольно часто пересматриваются. И здесь для принятия решений по снятию с производства или дальнейшему его продолжению очень важно знать реальную себестоимость произведенной продукции.

При этом надо отметить, что крупные предприятия пищевой промышленности выпускают не только продукты питания, но и тару для их упаковки. В таких случаях в рамках согласованного решения объединяется функциональность процессного и дискретного производства, а себестоимость продукции рассчитывается с учетом затрат на изготовление новой или обработку возвратной тары.
Нетрудно видеть, что все перечисленные задачи весьма сложны. И на ИТ-решения, которые будут покрывать эту функциональность, накладывается немало специфических именно для пищевых предприятий требований. И хотя внешне пищевое производство похоже на другие производства с непрерывным циклом, с точки зрения задач автоматизации оно существенно отличается, скажем, от химического, с которым его часто сравнивают.