Мария Суханова

Консолидация, при которой множество сравнительно маломощных устройств заменяются одним, но высокопроизводительным, означает переход к более рациональному использованию ресурсов. А чтобы каждая задача получала необходимый ресурс, применяется виртуализация.

Вычислительная инфраструктура предприятия обычно развивается в соответствии с потребностями прикладных задач, решаемых ИТ-отделом. К примеру, принимается решение о внедрении такой-то программной системы, и «под нее» приобретаются серверы, дисковые массивы, поддерживающая техника. А вот другая распространенная ситуация: оборудование закупается, чтобы обеспечить обработку в существующей системе увеличившихся (в связи с ростом бизнеса) объемов данных. Постепенно аппаратура накапливается, управлять ею становится все сложнее, и возникает вопрос о консолидации ресурсов, то есть о замене образовавшегося «зоопарка» (или, по крайней мере, значительной его части) мощным центром обработки данных (ЦОД), который будет выполнять задачи, ранее распределенные по разным машинам. Уменьшить трудности от перехода при этом помогает виртуализация — в принципе она позволяет создать виртуальную машину вместо каждой из прежних физических, хотя это, по-видимому, не всегда рационально. Впрочем, обратимся к примерам.

HP — Lufthansa Technik Logistik: сдвоенный ЦОД

Компания Lufthansa Technik Logistik (LTL), входящая в состав Lufthansa Technik Group, специализируется на обслуживании и ремонте самолетов; номенклатура деталей и оборудования, хранящихся на ее складах, насчитывает более 420 тыс. наименований — от реактивного двигателя до выключателя для кофеварки. В фирме используется несколько систем управления цепочками поставок, частью стандартных, частью разработанных на заказ; они охватывают процессы транспортировки, снабжения, хранения и обеспечения круглосуточной работы сервисов. Общее количество пользователей — около тысячи, набор используемого ПО включает стандартные модули ERP-системы SAP, СУБД Oracle со специализированными приложениями, интеграционные платформы (WebSphere DataStage, BEA WebLogic), ряд логистических программ, обслуживающих доставку и переадресацию грузов, прохождение таможни, работу складов. Программы выполнялись на множестве серверов (грубо говоря, каждая на своем), что приводило к неэффективному использованию ресурсов и высокой стоимости сопровождения, порождало определенные проблемы с масштабируемостью и доступностью. Напрашивалось решение в виде ЦОД высокой доступности с достаточными возможностями масштабирования — это позволяло поднять производительность ресурсов и одновременно снизить сложность управления.

В ходе проекта 18 старых серверов HP PA-RISC были заменены двумя HP Integrity Business Critical Servers (BCS), т. е. поставщик оборудования остался прежним, а архитектура изменилась. LTL приобрела также дисковые массивы HP EVA и ленточные библиотеки HP MSL для хранения и резервного копирования данных. Все это было скомпоновано в две полностью идентичные аппаратные конфигурации, дублирующие друг друга и связанные между собой через коммутаторы выделенной сети хранения (SAN). В качестве важнейших результатов в истории успеха HP отмечается значительное (до 300%) ускорение работы ряда приложений, появление у LTL мощной платформы тестирования (из двух «половинок» ЦОД одна используется как рабочая, а другая — как тестовая), а также то, что вся вычислительная инфраструктура в целом стала проще, гибче и улучшилась ее управляемость.

HP — «АвтоВАЗ»: гиганту нужен Superdome

Серверная инфраструктура завода «АвтоВАЗ», как рассказывается в истории успеха HP, не отвечала современным требованиям надежности и плохо справлялась с нагрузками, особенно под конец месяца, квартала и года, когда они возрастали из-за подготовки отчетности. Российский автомобильный гигант разработал информационную систему силами собственных программистов, и ею пользуется около 1200 сотрудников. При этом в старой инфраструктуре поддерживался одновременный доступ только для 200 пользователей, в то время как в часы «пик» он был нужен большему их количеству, и для работников приходилось составлять расписание.

Возможности наращивания инфраструктуры были практически исчерпаны, следовательно, требовалась ее модернизация. «Мы были в состоянии просто перенести наши программы с RISC-архитектуры на платформы Integrity с Itanium 2», — объясняет директор «АвтоВАЗа» по информационным технологиям Юрий Катьянов.

«АвтоВАЗ» приобрел два восьмипроцессорных сервера HP Integrity Superdome с процессорами Intel Itanium 2, которые заменили 29 старых RISC-серверов (PA-RISC и Alpha), и согласно информации HP многие транзакции, относящиеся к извлечению данных из базы, тут же ускорились на 250% и более. Ограничение по числу одновременно работающих пользователей снято (их теперь может быть более четырёхсот), вместе с ним исчезла и проблема одновременного обращения к базе в часы «пик». Отчетность доступна по запросу нескольким тысячам сотрудников.

В рамках того же проекта заводом была закуплена партия ноутбуков HP с поддержкой беспроводного доступа (Wi-Fi), чтобы сотрудники управления могли входить в локальную сеть «АвтоВАЗа» из любой точки на его территории (беспроводной сегмент сети организован с помощью точек доступа компании Cisco).

IBM — RTV Drenthe: консолидация для SMB

Субсидируемая правительством Нидерландов небольшая студия RTV Drenthe ведет радио- и телевещание в Дренте — провинции на севере страны, насчитывающей 450 тыс. жителей, — а также предоставляет местному населению услуги доступа в Интернет. В консолидации в данном случае нуждалось некомпьютерное оборудование — управляемые вручную ленточные видеомагнитофоны, на которые записывались передачи для целей архивирования. Задача была связана с выходом правительственного распоряжения, согласно которому коммерческие ролики не могут занимать более 12 минут в час, причем контролирующие органы должны иметь возможность это проверить, для чего всем вещательным компаниям предписывается сохранять радио- и телевизионный контент на устройствах с легким доступом.

Руководство RTV приняло решение провести более масштабную модернизацию и обеспечить хранение всей своей информации — видео- и аудиоконтента, а также базы данных Lotus Domino — в едином автоматизированном цифровом архиве. Таким путем компания не только выполняла распоряжение правительственных органов, но и расширяла собственные возможности по подготовке новых программ (в которых часто используются архивные материалы).

В ходе проекта, выполненного бизнес-партнером IBM — местным системным интегратором IT Alignment Associates (ITAA), в студии было установлено комплексное решение, которое называется Spider DataGuard. Специально разработанное ITAA для нужд малых и средних предприятий, оно включало систему хранения IBM TotalStorageR DS4400 емкостью 5 Тбайт, коммутатор выделенной сети хранения (SAN), ленточную библиотеку IBM TotalStorage Ultrium Scalable Tape Library и управляющий сервер IBM eServer xSeries 346. На компьютере интегратор установил ОС SUSE Linux Enterprise Server с файловым сервером Samba и ПО IBM Tivoli Storage Manager for Space Management. Благодаря Linux платформа получилась недорогой, надежной и стабильной. В результате реализации проекта время, необходимое персоналу для обслуживания архива, сократилось на 10%.

IBM — PC Connection: для имиджа
и для практики

Американский реселлер компьютерного оборудования PC Connection, работающий на рынке с 1982 года, недавно обнаружил, что определенные ресурсы его центра обработки данных полностью исчерпаны. Необходимо было строить новый, причем не только более производительный, лучше поддерживаемый и т. п., но и производящий должное впечатление на клиентов. Как объяснил директор PC Connection по системным операциям Пол Дегиз: «Когда работаешь на рынке высоких технологий, люди хотят знать, что стоит у тебя в ЦОД, поэтому у нас имеется неявное требование следовать за модой». Запросы многих программ, впрочем, тоже были весьма высокими, так что и по имиджевым, и по практическим соображениям компания искала «серверы архитектуры x86, укрепленные до уровня мэйнфреймов».

Первым проектом PC Connection с IBM стал перенос критически важного приложения базы данных на восьмипроцессорный сервер IBM System x (ранее IBM eServer xSeries). Показатели производительности, по словам Дегиза, превзошли все ожидания. Затем компания установила еще пять System x, развернув на каждом до тридцати виртуальных машин с помощью ПО VMware ESX. Используя управляющее ПО IBM Director и IBM Virtual Machine Manager, системный администратор PC Connection может управлять всеми физическими и виртуальными серверами с одной консоли. И, как рассказал Дегиз, если раньше ИТ-персоналу требовалось от одного до трех дней, чтобы развернуть новое окружение, то сейчас вся работа занимает меньше часа.

Следующим проектом стал перенос ПО Web-сайта компании с онлайновым магазином на новую платформу — кластер из двух четырехпроцессорных System x. Параллельно программисты из PC Connection работали над реинжинирингом основной программы управления продажами, рассчитанной на одновременную работу семисот пользователей. После проработки аппаратных требований ее было решено развернуть на комплексе, включающем несколько устройств IBM BladeCenter с двух- и четырехпроцессорными блейд-серверами и несколько кластеров на базе четырехпроцессорных System x.

Fujitsu Siemens Computers — налоговое
управление земли Бавария: консолидация
клиентов на сервере

Налоговое управление земли Бавария (Германия) создано в результате административной реформы, при которой существовавшие ранее офисы в Мюнхене и Нюрнберге были объединены с ЦОД баварского налогового ведомства (в функции этого учреждения входит обеспечение связи между министерством финансов земли Бавария и местными налоговыми управлениями, а также поддержка технических решений для налоговиков).

Во вновь созданном управлении было внедрено клиент-серверное приложение, называемое UNIFA (UNIverseller Finanzamts-Arbeitsplatz — универсальное рабочее место для финансового учреждения), и планировалось его распространение на сотрудников, работающих дома. Однако пропускная способность каналов связи (ISDN) в ряде случаев была недостаточной, так что пользователи испытывали трудности при работе с базой данных (Oracle 9i). Кроме того, специалистам ИТ-отдела было сложно обновлять ПО. Рассмотрев возможные варианты, заказчик остановился на терминальном доступе, который было решено реализовать на базе систем Citrix. Действительно, информация, передаваемая по каналу связи, при этом минимальна (в одном направлении идут данные о нажатиях на клавиши и движениях мыши, в другом — об изменениях на экране), так что требования к полосе пропускания у терминала самые скромные. Оценка, выполненная по заказу налогового управления техническим университетом Мюнхена, показала, что Citrix обеспечивает «домашним» сотрудникам восьмидесяти местных налоговых управлений Баварии возможность продуктивной дистанционной работы и печати — по впечатлениям некоторых из опрошенных пользователей, скорость оказалась даже выше, чем в офисе.

Поскольку клиентская программа при терминальном доступе фактически установлена на сервере и существует в единственном экземпляре, ее обновление достаточно выполнить один раз, и при этом можно не заботиться о том, чтобы для нее хватило мощности пользовательских ПК (ведь они должны поддерживать только терминал Citrix). В дальнейшем на Citrix запланировано перевести и офисы: «Серверное решение для нас представляет единственную альтернативу по отношению к децентрализованной инфраструктуре», — говорит глава одного из отделов управления Лео Фляйнер.

Система была развернута на стандартных серверах Primergy с процессорами Intel. В качестве ОС для серверной фермы, поддерживающей Citrix terminal server, использовали Windows Server 2003. Компания Fujitsu Siemens Computers обеспечила систему автоматической установки и конфигурирования ПО, включая развертывание Terminal Server. В настоящее время в терминальном режиме поддерживается UNIFA, вскоре к ней должны добавиться приложения для доступа в локальную сеть налогового управления, а также в Интернет (через ведомственный сервер). В конечном итоге решение должно охватить около 20 тыс. рабочих станций, установленных в местных налоговых управлениях Баварии, а при подключении сотрудников, работающих дистанционно, оно уже доказало свою эффективность.

Fujitsu Siemens Computers — университет Ростока: неисчерпаемый пул

В будущем у ЦОД университета Ростока не будет абсолютно никаких проблем с тем, чтобы обеспечить около 17 тыс. студентов, преподавателей и сотрудников надежными централизованными сервисами, удовлетворяющими при этом специфическим потребностям всех факультетов, — и все благодаря переходу на консолидированную инфраструктуру.

Исходная ситуация представляла собой картину, типичную для крупных ЦОД, особенно университетских: большое количество пользователей с очень разными потребностями, множество подразделений, постоянно выступающих с новыми запросами, и технические разработки, которые необходимо как можно скорее сделать доступными для пользователей. В результате обычно происходит разрастание и переусложнение инфраструктуры, сопровождаемое множеством нежелательных последствий. Что касается университета Ростока, то для предоставления централизованных ИТ-сервисов в нем использовалось 35 серверов и 43 разных приложения. Сотрудник ЦОД Юрг Малецки приводит такой пример: «Из-за все время возраставшей потребности в производительности наш университет должен был в течение года выделить три новых компьютера для одной и той же обучающей платформы. Если учесть все, от стоимости оборудования до администрирования и технического обслуживания, то любое изменение требований к сервисам выливается в огромные затраты времени и денег». Желанным выходом представлялась консолидация: «Было очевидно, что это единственный рентабельный способ обеспечить пользователям высококачественный сервис в долгосрочной перспективе и удовлетворять новые требования различных университетских подразделений быстро и эффективно», — объясняет заведующая ЦОД Криста Радлофф.

В качестве новой аппаратной платформы в ЦОД установлен виртуализированный серверный пул Primergy BladeFrame производства Fujitsu Siemens Computers BF400 S2. Решение включает также систему хранения NetApp FAS3020 HA, подсоединенную к серверам через SAN-сеть и iSCSI. На серверах установлены операционные системы Microsoft Windows Server 2003 и Linux, в дальнейшем запланировано добавить также Solaris; доступны службы Active Directory Domain Controller, DHCP, DNS, обновления антивирусного ПО, централизованной установки пользовательских программ, ряд баз данных, интернет-сервисы (Web, новости и почта) и другие.
Приложения получают необходимые им ресурсы из серверного пула по требованию в том количестве, в каком им нужно, а по окончании использования освобождают их. Серверное ПО, операционные системы и прикладные программы совершенно независимы друг от друга, интерфейсы ввода-вывода являются виртуальными и используются всеми серверами совместно. Масштабируемость Primergy BladeFrame также на высоте. Для наращивания достаточно добавить к пулу необходимое количество серверов (pBlade), причем это может быть сделано без дополнительных портов к коммутаторам LAN/SAN и соответствующих кабелей.
Унификация резко снизила сложность инфраструктуры и в то же время обеспечила возможность быстрого реагирования на любые изменения в потребностях как ИТ, так и собственно учебного процесса и научно-исследовательской работы.