По каким параметрам нужно согласовывать оформление помещения с характеристиками устанавливаемой там аудиовизуальной (AV) и иной аппаратуры? На практике их «взаимоувязывание» осуществляется далеко не всегда (интерьер может быть «дан заранее»), но мы предложили экспертам рассмотреть идеальную ситуацию. На наши вопросы о том, как дизайн должен учитывать особенности оборудования и наоборот, отвечали специалисты компаний «ДеЛайт 2000», «Оптима­интеграция», Polymedia и «РТА ТехноИнжиниринг».

В проектах, предполагающих установку аудиовизуального комплекса, функции взаимоувязки дизайна помещения и аппаратуры могут быть возложены как на специализированную организацию, так и на архитектурное бюро, строительную компанию или AV­интегратора. В «идеальном» случае все исполнители выбираются на начальном этапе проекта, получают исходные данные и начинают совместную работу. В частности, AV­интератор рассказывает дизайнеру о технических устройствах, позволяющих выполнить пожелания заказчика, сообщает их размеры и другие характеристики, а уже задача дизайнера — вписать выбранные модели в существующий или проектируемый интерьер.

Тем не менее начальник коммерческого отдела компании «РТА ТехноИнжиниринг» Михаил Зернов считает, что именно AV­интегратор «должен суметь удержать спасительную золотую середину, когда требуется гармонично объединить желания заказчика, предложенный дизайн и высокотехнологичное оборудование». Однако с этой точкой зрения согласны не все. В любом проекте, отмечает начальник департамента комплексных решений «ДеЛайт 2000» Владимир Иванов, существует генеральный подрядчик (проектировщик), отвечающий за координацию действий всех исполнителей работ.

Чего хочет заказчик...

Как же заказчик может (должен) формализовать свои пожелания к оформлению для дизайнера? Константин Барсуков, начальник отдела систем технологического управления компании «Оптима­интеграция», обращает внимание на то, что простор для фантазии здесь отнюдь не безграничен: «Основные параметры дизайна определяются существующими требованиями к эргономике, зафиксированными в стандарте ISO 11064 (Ergonomic design of control centers). По сути этот стандарт задает набор того, что должно быть реализовано в помещении, и список необходимых работ. С заказчиком обсуждаются лишь особенности его работы (влияющие на компоновку помещения), цветовая гамма стен, оборудования, специализированной мебели».

Тем не менее российские поставщики услуг сталкиваются с существенными нюансами в пожеланиях заказчиков. Владимир Иванов приводит примеры пожеланий, актуальных для конференц­залов и переговорных: вид встроенных в столешницу конструктивов с разъемами, места расположения точек подключения внешней аппаратуры (ноутбуков, видеокамер и т. д.), размещение системы управления. Заказчик может заявить, что проектор или громкоговорители в зале должны быть вообще не видны, и тогда дизайнеру придется проработать вариант скрытого размещения устройств.

...и что могут дизайнер и интегратор

Требования (пожелания) к дизайну со стороны AV­интегратора носят более формализованный характер. «Если заказчику, — поясняет Владимир Иванов («ДеЛайт 2000»), — достаточно указать, что он хочет разместить в зале, например, пятьдесят человек, то AV­интегратор указывает требуемый размер экрана, место его установки, возможную зону расположения проектора. В этом случае в точках крепления не должно быть декоративных элементов, желательно заранее предусмотреть закладные устройства. То же самое касается акустики, устройств управления и другого оборудования».

Главное ограничение, с которым должны считаться все участники проекта, — это размеры помещения: достаточны ли они для нормальной работы проекционного оборудования и его обслуживания, а также для размещения рабочего места оператора в соответствии с эргономическими нормативами. По мнению Константина Барсукова («Оптима­интеграция»), по возможности стоит выделить специальную зону под комплекс инженерных систем, обеспечивающих климатические условия для работы как персонала, так и используемого оборудования.

Борис Переверзев, директор по стратегическому развитию компании Polymedia, приводит пример учета эргономических требований в лекционной аудитории (с наклонным полом). «Для слушателей­ зрителей, сидящих в первом ряду, экран и лектор должны находиться внутри угла в 40—50°, а в наихудшей точке экран должен быть виден под углом не более 45° по горизонтали (от нормали к экрану). Не следует располагать экран слишком высоко: в кинотеатре можно откинуться назад, а в аудитории, где предполагается одновременная работа с материалами, находящимися на столе, направление взгляда лежит в интервале 15—30° вниз при вертикальной посадке человека. Проектировщики исходя из первичного задания строят линии, описывающие направление взгляда зрителей на разных рядах, отсюда получается высота нижнего края экрана. Это общие геометрические параметры для любой системы, включающей экран коллективного пользования».

Дальнейшее зависит от способа проекции. Для обратной проекции нужно обширное смежное помещение, для прямой проектор допустимо установить прямо в аудитории, но лишь когда она сравнительно невелика. Большое помещение требует мощного проектора, а тот, в свою очередь, — отдельной «кинобудки», так как выделяет много тепла и шумит. Геометрические зависимости экран — проектор довольно жесткие, механическая и электронная коррекция искажений лишь ненамного облегчают задачу, так что серьезные отклонения места установки проектора от расчетного недопустимы. Отдельный вопрос — доставка жесткого экрана: не исключено, что он не пройдет ни в дверные, ни в оконные проемы.

Кроме дизайнера, нужно обязательно согласовывать исполнение проекта со строителями. Подвесной потолок, указывает Владимир Иванов, следует смонтировать так, чтобы встроенные в него колонки не дребезжали, находящийся над ним бетонный — надлежащим образом обработать (иначе он будет пылить, что пагубно скажется на работе проектора, расположенного в межпотолочном пространстве), если пол выложен плиткой, то под ним во избежание резонанса необходимо убрать все пустоты, даже небольшие, и т. д. Должны учитываться технологические требования к материалам отделки: скажем, на тонкий гипсокартон нельзя повесить 70­килограммовую плазменную панель, а вошедшие сейчас в моду стеклянные перегородки, по замечанию Михаила Зернова, губительны для акустики.

Практически все эксперты отметили, что для систем отображения первостепенное значение имеет «правильное» освещение. Следует исключить появление на экране бликов от светильников и окон, избегать насыщенных ярких цветовых решений на больших плоскостях, способных создавать рефлексы на экране или трудности для адаптации зрения к изображению. Необходимость зашторивать окна означает, что нужно уделить больше внимания вентиляции — проветривать зал при работе системы отображения, скорее всего, будет невозможно.

Яркий свет нежелателен, но в лекционных аудиториях, переговорных комнатах и т. п. уровень освещенности на местах слушателей должен соответствовать нормативам для офисных рабочих мест, а для систем видеоконференцсвязи действуют принципы студийного телевизионного освещения (по замечанию Бориса Переверзева, практически несовместимые с прямой проекцией). Во многих случаях освещение целесообразно зонировать и разработать схему управления зонами, которая может стать элементом светового дизайна.

Резюмируем сказанное словами Владимира Иванова: «Если какие­то требования заказчика или предлагаемые AV­интегратором технические решения не совпадают с дизайнерским замыслом либо неосуществимы по другим причинам (бывает и такое), то начинается непростой поиск компромисса, к которому все стороны в итоге приходят, предлагая и реализуя оптимальный в существующих условиях проект».