Установка и эксплуатация ПО недешевы, но что можно предложить взамен? Как ни привлекательна идея ограничить пользователей функциями программной системы, а поддержку и обслуживание возложить на профессионалов, ее практическая реализация наталкивается на серьезные преграды. Модель предоставления ПО как услуги (Software as a Service — SaaS), похоже, обещает эффективное решение проблемы.

Давайтезадумаемся, каков коэффициент полезного действия ИТ в бизнесе. Понятно, что он невысок. Известно, что свыше половины эксплуатируемых нами вычислительных ресурсов большую часть времени занято преобразованием электрической энергии в тепловую. Мы слишком много денег тратим на непродуктивные задачи и реализуем лишь малую часть потенциала ИТ для своих компаний.

Объясняется это копившимися годами проблемами отрасли ИТ. Никто не предпринимал самого ценного, на мой взгляд, исследования структуры рынка ИТ, хотя ничего сложного в его осуществлении, казалось бы, нет. Достаточно перевести принципы сегментации рынка с продуктовых областей (серверы, системы хранения, прикладное ПО, заказное программирование, внедрение и т. п.) на виды деятельности (разработка, производство, маркетинг и продажи, посредничество всех видов, внедрение, эксплуатация), а затем просуммировать расходы на каждый из этих видов по всей цепочке образования ценности — от самого первого звена (разработчика) до самого последнего (клиента).

Такое исследование показало бы, что совокупные расходы на перспективные исследования и разработку в области ИТ существенно уступают финансированию деятельности маркетологов, продавцов, инженеров по предпродажному обслуживанию, дизайнеров, типографий и т. д. — всего того, что призвано склонить клиента к приобретению результатов этой самой разработки. В целом по ИТ­рынку бюджет расширенных административных расходов более чем вдвое превышает бюджет исследований и разработок. Виной всему нараставший годами разрыв между функциональностью ИТ­продуктов, создаваемых инженерами, с одной стороны, внешним представлением этой функциональности маркетологами и продавцами — с другой и фактическим использованием продуктов клиентами — с третьей. Маркетологи формируют у пользователей завышенные ожидания, ориентируясь на маркетинг конкурентов, каналу требуются все новые и новые сделки, а разработчики усложняют продукт, чтобы оправдать обновление приложений. В результате вознаграждается усложнение системы, как и всей цепочки ее создания и потребления. Естественные силы рынка приводят к повтору ситуации с каждой новой версией продукта, нарастает сложность решений, а вместе с ней и стоимость их прокачки по каналу, внедрения и эксплуатации. И за все приходится платить клиентам.

Одной из самых успешных попыток разорвать этот порочный круг по праву считается подход SaaS. С финансовой точки зрения он представляется заманчивым предложением для предприятий любого масштаба, поскольку не требует существенных инвестиций. С точки зрения ИТ существенно упрощаются операции и инфраструктура, исчезает необходимость в дополнительном персонале, в его обучении и (рано или поздно) замене. Перевод приложений в режим поставки «по требованию» трансформирует фиксированные расходы (долгосрочные инвестиции) в переменные (операционные) и разом решает проблему масштабирования как для технологий, так и для бизнеса.

Все серьезнее и серьезнее

С 2006 года можно констатировать качественное изменение в характере применения SaaS в среде корпоративных клиентов. В дополнение к выбору модели SaaS небольшими — но многочисленными — группами конечных пользователей растет число стратегических SaaS­проектов, координируемых на уровне всего предприятия. Дальновидные CIO начинают рассматривать модель SaaS как оптимальное решение и периферийных, и критичных для бизнеса задач. Так, 25 тысяч сотрудников компании Merrill Lynch сейчас работают со специальной версией CRM­системы Salesforce.com (предоставляемой по модели SaaS), в Cisco таких пользователей свыше 15 тысяч. Среди пользователей модели SaaS растет доля крупных предприятий. Из отчета компании McKinsey следует, что в 2006 году 61% североамериканских компаний с оборотом свыше миллиарда долларов планировали в течение года начать использовать подход SaaS (в 2005­м таких было лишь 38%).

Однако не следует забывать, что новые подходы — в том числе и SaaS — в большинстве случаев не заменяют, а дополняют унаследованные решения, в то время как уже сделанные инвестиции в ПО во много раз превосходят оборот рынка. Так что в ближайшие годы подход SaaS повлияет на ИТ­ландшафт крупных организаций лишь в отдельных узких областях. Гораздо большее влияние на него пока оказывает освоение сервисно­ориентированной архитектуры (Service Oriented Architecture, SOA), создающее необходимый для SaaS фундамент. Ведь именно сервисная ориентация закладывает архитектурные основы, обеспечивающие возможность дистанционного доступа к организационно децентрализованным системам и бизнес­функциям.

Руководители ИТ­служб охотно берутся за проекты, связанные с SaaS. Их собственная роль там невелика, но существенный выигрыш в совокупной стоимости владения позволяет высвободить ресурсы для развития и инноваций. Расходы провайдера, предоставляющего свое решение нескольким клиентам, всегда окажутся ниже, чем суммарная стоимость приобретения и эксплуатации решения каждым заказчиком. Правда, здесь надо сделать одно важное замечание: только экономии на масштабах недостаточно для жизнеспособности бизнес­модели, что наглядно демонстрирует судьба инициативы ASP (Application Service Providers), целиком полагавшейся на этот фактор и с треском провалившейся.

Чем SaaS лучше ASP?

В чем причина провала идеи ASP? Системные интеграторы, пытавшиеся работать по этой модели, выступили операторами чужих решений, задействуя существующие связи с поставщиками и клиентами. Не меняя архитектуры рынка, они хотели использовать проникновение Интернета для формирования более полного предложения, которое в дополнение к реализации проекта включало бы и эксплуатацию результирующего решения на своих мощностях. Идея заключалась в том, чтобы благодаря экономии на масштабах снизить издержки провайдеров и улучшить надежность предоставляемых приложений.

Однако осуществить этот замысел помешала сложность интеграции «чужеродных» решений в общее информационное пространство организаций: производительность оказалась неадекватной, процесс обновления систем не был принципиально эффективнее самостоятельного. Системным интеграторам для работы на рынке аренды приложений недоставало операторского опыта, а интернет-провайдерам — прикладной экспертизы. Казалось бы, модель ПО по требованию полностью дискредитирована, но вскоре нашлись новые аргументы, которые и определили успех идеи SaaS.

Современные провайдеры SaaS сочетают в себе функции разработчика и оператора решения, причем архитектура его изменена таким образом, что они уже не клонируют системы для каждого нового клиента, а объединяют всех пользователей на единственном общем экземпляре решения. Это позволило существенно повысить эффективность используемых ресурсов и избежать дублирования эксплуатационных процессов (общее резервное копирование, обновление и т.п.). Сами приложения в такой ситуации не обременены лишними абстракциями и кодом для поддержки не используемых провайдером аппаратных платформ, ОС, СУБД, серверов приложений и прочих зависимых компонентов. Провайдеру точно известна среда исполнения системы и все ее составляющие, так что решение соответствующим образом оптимизировано. Исключаются человеко-годы лишнего проектирования, программирования, тестирования и сертификации каждой новой версии решения на различных платформах, упрощается сопровождение и минимизируются используемые вычислительные ресурсы. А тесная интеграция команд разработки, эксплуатации и поддержки помогает сдерживать усложнение систем, столь характерное для их «коробочных» вариантов, и быстро решать любые возникающие проблемы.

Российские перспективы SaaS

Было бы странно, если бы те же экономические эффекты каким­то образом не работали в России. Однако они здесь не столь ярко выражены, поскольку число независимых прикладных решений для бизнеса сильно ограничено сложившейся моделью рынка, не допускающей появления новых успешных разработчиков. В результате большинство из них концентрируется на простых утилитах, создаваемых единолично или силами небольшой команды. Решив проблемы дистрибуции и TCO, рынок мог бы наполниться новыми жизнеспособными решениями для поддержки бизнес­процессов, недоступными пользователям ввиду барьеров существующей модели их поставки.

На российском рынке первой на подобные барьеры набрела «1С». Масштабируя свою платформу «1С:Предприятие» вверх до уровня требований корпоративных заказчиков, компания выяснила, что решение становится менее доступным для большинства его текущих пользователей из рядов малого и среднего бизнеса. Сейчас, три года спустя, продажи «1С:Предприятия» 8 уверенно растут, и все же любимая пользователями и партнерами версия 7.7 до сих пор впереди. Как и везде в мире, расширение требований к тиражируемому продукту (что необходимо для его вывода в новые сегменты рынка) привело к тому, что на каждого отдельного клиента в продукте стало приходиться больше чуждой ему функциональности.

По примеру Microsoft «1С» дополнила свою линейку «коробочных» продуктов интернет­сервисами, упрощающими настольные решения. Первым известным своей сложностью при внедрении в «коробочном» исполнении стал электронный обмен данными (Electronic Data Interchange — EDI). Благодаря открытому стандартному интерфейсу к «1С:Сети» (именно так называется и услуга, и ее оператор) можно подключить любую систему, в том числе продукты конкурентов. При этом в типовую конфигурацию платформы «1С:Управление Торговлей» уже встроен доступ в «1С:Сеть», который органично дополняет основные бизнес­процессы. При обмене электронными документами именно «1С:Сеть» обеспечивает соблюдение партнерами принятых между ними бизнес­правил, а также осуществляет технические функции, такие как преобразование форматов, переключение транспортных протоколов, приведение идентификаторов товаров, единиц измерения и прочих параметров к значениям, применяемым адресатом документа.

О возможных планах в отношении «1С:Сети» говорит создание отдельного юридического лица, а также выбор платформы UnitSpace, которая позволяет размещать и интегрировать между собой решения множества провайдеров, функционирующих бок о бок. И появляющиеся возможности дают все основания рассчитывать, что такие провайдеры появятся. Ведь не секрет, что в отдельных сегментах рынка накоплен огромный спрос, удовлетворить который отрасль просто не в состоянии в силу своей текущей организации, вытекающей из формата поставки решений. И возможно, именно подход SaaS расширит адресуемый рынок и сгладит существующие трения.