Сравнение структуры ИТ-рынков различных стран, выполненное исследователями
IDC, показывает, насколько ситуация в России отличается от ситуации и в значительно
более экономически развитых странах, и в странах с близким уровнем развития
(рис. 1 и 2). Доля оборудования в общем объеме ИТ-рынка в России почти вдвое
выше, чем в развитых странах, и выше, чем в даже в странах Восточной Европы
(исключение составляет только Украина). Очевидно, что этап создания базовой
ИТ-инфраструктуры в российских компаниях еще далеко не завершен. Однако интересы
заказчиков постепенно смещаются в сторону потребления услуг и ПО, и в ближайшие
годы эта тенденция будет усиливаться (рис. 4). Что касается применения ПО, то
все потребители, независимо от размера компании, стремятся к более солидным,
чем раньше, решениям, обеспечивающим большую надежность и более широкую функциональность,
считает Роберт Фариш.
Потребности в технологиях распределяются следующим образом (рис. 3, данные
получены в ходе опроса IDC 500 ИТ-менеджеров российских компаний в 2005 году).
По данным IDC, централизованное управление ИТ-инфраструктурой выходит на первое
место в числе наиболее
важных для заказчиков технологий, что связано с высокой
гетерогенностью ИТ-инфраструктур большинства предприятий. В 2006 году, по прогнозам
IDC, централизованное управление ИТ-инфраструктурой своей значимости не потеряет.
Информационная безопасность также останется в центре внимания, а создание хранилищ
данных, возможно, скоро окажется менее востребованным.
Роберт Фариш отмечает высокий спрос на системы бизнес-аналитики, отражающий намерения клиентов серьезно заниматься внедрениями продуктов этого класса. Он вспоминает, что еще три года назад обсуждение проектов по бизнес-анализу наталкивалось на практически полное отсутствие российской практики в этой сфере, а список применяемых средств исчерпывался соответствующими модулями ERP-систем. Теперь же ситуация кардинально изменилась. "На прошедшей конференции, посвященной BI, мы с трудом смогли дать слово всем желающим рассказать о своих внедрениях, - говорит Роберт Фариш. - Устойчиво растет число проектов, включающих системы бизнес-анализа, и этот процесс еще только набирает темп. В будущем году, возможно, список приоритетных направлений пополнят управление ИТ-сервисами и управление ИТ в целом (ИТ-governance), вытеснив малопопулярную в России идею ASP".
По мнению Роберта Фариша, особого внимания заслуживают мобильные приложения.
Мобильных устройств различных типов становится все больше, цены на них постепенно
снижаются, а функциональность растет. Пока примеров корпоративных решений на
их основе в России очень мало. Однако интерес к ним нарастает, причем не на
уровне абстрактного любопытства. Он имеет очень четкие границы: требуются взаимопроникающие
(с точки зрения функциональности), беспроводные, специализированные отраслевые
решения. Подобные приложения широко используются в Западной Европе, и не исключено,
что уже в ближайшее время их будут предлагать и в России. Массовое использование
мобильных технологий для корпоративных нужд - дело близкого будущего, считает
Фариш.
На основе анализа потребности в услугах IDC отмечает значительный, по сравнению
с прошлыми годами, рост спроса на консалтинг и услуги по внедрению бизнес-приложений.
Есть еще один вид ИТ-услуг, где в ближайшее время возможен взрывной рост, -
это ИТ-аутсорсинг (рис. 4). Фариш считает, что уже
очень многие компании выделили
в своей деятельности функции, которые они не могут и не хотят выполнять дальше
самостоятельно. Но пока не появится достаточного числа масштабных и успешных
примеров перехода к аутсорсинговой модели работы, рисковать они не хотят. (Очень
интересно наблюдать, сыграет ли роль такого "триггера" контракт между
HP и "Русал" о масштабной поддержке приложений и аутсорсинге инфраструктуры,
заключенный в ноябре 2005 года. - Прим. ред.) По наблюдениям Фариша, быстро
растет и потребность в услугах обучения, тренингах, что прямо связано с усложнением
используемых ИТ-систем.
Исследования вертикальных рынков, проводимые IDC, показали, что происходят и изменения в "калибре" потребителей ИТ-услуг. Традиционно это были финансовый, производственный, государственный и телекоммуникационный секторы, суммарно обеспечивавшие чуть более 65% спроса. Однако в последнее время все заметнее проявляется заинтересованность компаний более скромного размера, в том числе и средних компаний. По мнению Роберта Фариша, такие компании уже готовы платить за настройку и внедрение несложных приложений, то есть покупать простые, но массовые услуги. Кто может им помочь в этом, предложив разумное соотношение "цена/качество", пока неясно. Но можно с большой вероятностью прогнозировать, полагает Роберт Фариш, что уже в ближайшее время в Москве и Петербурге спрос на ИТ-услуги со стороны малых и средних фирм станет заметным явлением.