На наши вопросы отвечали:
Аркадий Черняков, заместитель генерального директора "БДО Юникон Консалтинг"
Юрий Уваев, директор проектов отделения систем автоматизации управления производством компании IBS
Дмитрий Сивохин, директор департамента интеграционных технологий компании R-Style
Марина Пчелкина, руководитель проектов Практики SAP, TopS BI
Сергей Марьин, директор департамента САПР ЗАО "ЛАНИТ"
Павел Егорихин, руководитель отдела маркетинга компании "Микротест"

Информационные технологии (ИТ) сегодня используются во многих структурных подразделениях машиностроительных предприятий - от основного и вспомогательного производства до отделов сбыта и бухгалтерии. Следовательно, при их автоматизации необходим целый ряд информационных систем - одной только ERP или MRP не обойтись. Это и MES-системы для управления производством, и системы технического документооборота, и САПР/PDM для подготовки производства, и электронные архивы, О наиболее значимых тенденциях в сфере автоматизации и информатизации машиностроительных предприятий, рассказывают опрошенные нами специалисты консалтинговых компаний и фирм - системных интеграторов.


1. Какие тенденции развития отрасли машиностроения вы считаете значимыми для информатизации и автоматизации предприятий?

Аркадий Черняков, "БДО Юникон Консалтинг": Основные тенденции развития отрасли, которые будут оказывать серьезное влияние на использование современных информационных систем, таковы: рост конкуренции, прежде всего со стороны развивающихся стран, таких как Китай, Индия и т. д.; переход на позаказный тип производства; ужесточение требований клиентов к качеству продукции и срокам поставки; сокращение цикла разработки и подготовки производства новой продукции и усложнение изделий (для привлечения клиентов предприятия вынуждены выпускать все более сложные в техническом плане продукты, сохраняя при этом цены); снижение себестоимости изделий.

Развивающиеся страны, обладая серьезным заделом в области дешевых трудовых ресурсов, производят все более технологичную и при этом дешевую продукцию. В отличие от них наши машиностроительные предприятия могут выиграть только за счет разработки и выпуска очень высокотехнологичных изделий, которые не могут пока производиться в странах третьего мира из-за отсутствия там соответствующей инженерной школы.

Юрий Уваев, IBS: Среди основных тенденций, оказывающих значительное влияние на автоматизацию в машиностроении, назову укрупнение предприятий в отрасли, создание профильных холдингов и перепланировку производственных площадок.


Дмитрий Сивохин, R-Style: Деятельность любого современного машиностроительного предприятия невозможно представить без ИТ. Сбытом, закупками, складским учетом и прочими логистическими процессами управляют ERP-системы, а работа инженеров-конструкторов и технологов автоматизируется с помощью САПР и АСУТП.

Среди ИТ-продуктов и услуг, наиболее востребованных российскими машиностроительными предприятиями, можно выделить системы автоматизации документооборота, электронные архивы, финансовое планирование и бюджетирование, распределенные информационные системы и самое основное - компьютерные технологии проектирования.

В целом при автоматизации отечественных предприятий используются следующие подходы: внедрение ERP/MRP-систем; построение на предприятии системы электронного документооборота PDM/PLM, которая будет объединять движение проектно-конструкторской, финансовой, управленческой документации; организация электронного архива различного рода документации с целью дальнейшего построения системы управления потоками документов, проектами, информацией об изделии.

Марина Пчелкина, TopS BI: Для предприятий машиностроительной отрасли ключевыми являются вопросы управления производством. Очевидно их стремление снизить издержки и повысить собственную конкурентоспособность, особенно в нынешних условиях, когда на российском рынке появляются западные производители. В результате руководители осознают необходимость внедрения информационных систем класса ERP, систем управления закупками и управления производством (так называемые MES-системы).

Важнейшей современной тенденцией является объединение предприятий в холдинги. Большая часть процессов управления в таких структурах строится с применением западных стандартов и методологий, что сказывается и на выборе конкретных решений.
Ряд предприятий машиностроительной отрасли России выпускает уникальную продукцию, имея целью выйти на зарубежные рынки, а непременным условием, позволяющим работать на таких рынках, является наличие качественной информационной системы, прежде всего - иностранного производства.

Если несколько лет назад стоял выбор, что внедрять в первую очередь - САПР или ERP, то сейчас на многих предприятиях эти системы уже в той или иной степени функционируют, и на повестке дня теперь стоит вопрос их интеграции. Вообще на сегодня актуально создание комплексных систем автоматизации конструкторско-технологических и производственных процессов. В России эти системы в полной мере пока нигде не реализованы, так как огромные массивы нормативно-справочной информации, существующие разрозненно в различных подразделениях предприятий, требуют организации и приведения к единым стандартам.


Сергей Марьин, "ЛАНИТ". Приходится констатировать, что в настоящее время в отрасли машиностроения снижается роль инжиниринга. Эта тенденция проявляется в двух основных направлениях. Во-первых, все чаще приходится сталкиваться с непониманием того, что если хочешь что-то продать, это нужно спроектировать на должном уровне и в предельно сжатые сроки. Руководители предприятий вкладывают деньги в маркетинг, в продавцов, но не тратят большие средства на финансирование конструкторских бюро, инженеров. Во-вторых, разработкой стратегии автоматизации машиностроительных предприятий все чаще занимаются люди, не вполне представляющие предмет автоматизации. Информационные технологии - лишь инструмент для решения предметных задач бизнеса, поэтому они всегда вторичны. Очень важно изначально правильно поставить задачу в предметной области и лишь после этого строить оптимальную компьютерную технологию. На наших предприятиях часто существует директор по ИТ, который занимается всеми вопросами, связанными с автоматизацией. С точки зрения содержательной части эти проблемы очень разные, и один человек не может их все охватить. Есть задачи автоматизации проектирования, технологической подготовки производства и поддержки жизненного цикла, есть задачи управления финансами и бюджетом, управления ресурсами предприятия и т. п. За каждой такой задачей стоит глубокая специфическая предметная область, и люди, принимающие решения, часто не знают ее. Например, чтобы правильно выбрать систему САПР для автоматизации проектирования сложной машиностроительной техники, необходимо досконально знать саму философию мыслительного процесса создания этой техники (которая, кстати, не зависит от инструмента, будь то кульман или компьютер). Но понять это может только человек, на практике занимавшийся конструированием. Этому нельзя научиться виртуально, но без такого понимания невозможно выбрать оптимальную САПР. И вот нередко приходится наблюдать, как устраивается тендер между системами разных уровней, например между NX и Pro/Engineer. Это говорит лишь о том, что устроители тендера не понимают разницы в процессах компьютерного проектирования в системах разных уровней. Неконструктор объяснить эту разницу практически не в состоянии. В подобных случаях решающим фактором становится цена. Человек вообще склонен тешить себя иллюзией, что можно получить новый "мерседес" по цене "волги", а в результате автоматизация не приносит предприятию тех выгод, которые оно могло бы получить и о которых не догадывается.

Приведу пример. На одном предприятии существует большой отдел ИТ. Конструкторы по-прежнему проектируют на кульмане, а чертежи поступают в этот отдел, где по ним делают 3D-модели в Solid Works. При этом найденные в чертежах ошибки устраняются, и новые чертежи, выпущенные по моделям, их уже не содержат. С точки зрения "чистого информациониста" это автоматизация, но с точки зрения оптимизации процесса проектирования сложной машиностроительной техники это колоссальные упущенные возможности. Такая ситуация в той или иной степени относится и к другим предметным областям.

Павел Егорихин, "Микротест". В настоящее время одной из наиболее актуальных задач для машиностроения является повышение конкурентоспособности как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Этого можно достичь за счет сокращения сроков создания и вывода на рынок новой продукции, эффективного использования оборудования и сокращения времени его простоев, повышения качества учета и управления, а также прозрачности бизнес-процессов.

2. Каким образом на тенденции в машиностроении должна отвечать ИТ-стратегия предприятий? Насколько, по вашему мнению, проработаны ИТ-стратегии заказчиков? Каков временной горизонт ИТ-стратегий? Востребованы ли услуги консультантов при разработке ИТ-стратегии?

Дмитрий Сивохин, R-Style: Машиностроение всегда было кузницей лучших конструкторских кадров, индустрией, в которой формировалась культура и проходило становление ИТ-технологий. Эта отрасль идет впереди других секторов промышленности в плане интереса, обоснованных потребностей и "поглощения" современных информационных систем в любом доступном ее виде. Безусловно, в последние годы ситуация с бюджетами в востребованных на внутреннем и внешнем рынке машиностроительных компаниях изменилась в лучшую сторону, что позволяет им внедрять современные информационные системы на цивилизованном уровне. И поэтому можно сказать, что вышеперечисленные тенденции в полной мере должны отвечать ИТ-стратегии предприятий.

Стратегия развития информационной системы управления [ИСУ] для каждого предприятия своя и определяется в первую очередь целями ее функционирования, а также имеющимися возможностями и ограничениями. Все эти цели, возможности и ограничения лежат в основе стратегии развития всего предприятия. Таким образом, стратегия бизнеса и стратегия развития ИСУ являются взаимозависимыми и взаимодополняющими инструментами управления предприятием. Поэтому многие формируют ИТ-стратегии на длительный срок, что довольно рискованно, так как за каких-нибудь полгода информационные технологии могут кардинально поменяться. ИТ-стратегию необходимо разрабатывать, учитывая, что она может изменяться и пересматриваться.

Услуги консультантов при разработке ИТ-стратегии были и будут востребованы всегда. Потребность в ИТ-консалтинге возникает уже на начальном этапе внедрения ИС, здесь проводится комплексное обследование предприятия с целью разработать оптимальный для него проект автоматизации управления. В этом проекте должны быть описаны и текущее состояние предприятия, и рекомендуемая организационно-правовая схема управления с использованием той или иной комплексной информационной системы. Проведение такого обследования в итоге позволяет существенно сократить затраты на автоматизацию и свести к минимуму проектные риски.
Важная часть ИТ-консалтинга - внедрение автоматизированной системы управления. Консультант на этом этапе необходим, так как требуется "подгонять" решение под специфику конкретного предприятия, перепрограммировать некоторые элементы системы при смене версии используемого программного продукта и снова проводить доработки.

Обучение персонала в области информационных технологий является минимальным требованием для компаний в любой области. Крупные корпоративные структуры, оснащенные современными информационными технологиями CAD/CAM/CAE и программными системами типа ERP, компьютеризированные интегрированные производства с обрабатывающими центрами на основе мехатронных модулей и интеллектуальных систем управления могут стать инструментом, повышающим конкурентоспособность компаний на рынке.

Юрий Уваев, IBS: Вследствие укрупнения предприятий в отрасли необходимо готовить решения для централизованного планирования и управления в холдингах. В настоящее время средний горизонт ИТ-стратегий составляет два-три года. Степень их проработанности у заказчиков оценить довольно сложно, так как в связи с большой дифференциацией по финансовым возможностям в отрасли имеются как блестящие разработки, так и минимально возможные. Следует также отметить, что развивается спрос на интеграционные информационные системы, консолидирующие в себе данные из MES-, ERP- и даже SCADA-систем.
К минимально необходимым для выживания на рынке ИT направлениям следует отнести автоматизацию финансово-хозяйственной деятельности, планирования и управления производством, а также конструкторских и технологических подразделений. Для повышения конкурентоспособности используются SCM-решения (логистические) и другие.

Аркадий Черняков, "БДО Юникон Консалтинг": ИТ-стратегия современного машиностроительного предприятия должна адекватно поддерживать тенденции, существующие в отрасли. Прежде всего предприятия должны делать ставку на технологии, которые помогут существенно сократить сроки разработки и подготовки производства новых изделий, что позволит им повысить конкурентоспособность за счет более быстрого вывода на рынок новой продукции и значительно сократить затраты на разработку - а это, в свою очередь, скажется на себестоимости готовой продукции. Что за технологии я имею в виду? В первую очередь системы автоматизированного проектирования -(CAD/CAM)и управления данными об изделии -(PDM). В ближайшее время, на мой взгляд, будут очень востребованы системы автоматизированной подготовки технологических процессов - MPM (manufacturing process management). Сейчас такие системы - удел промышленных гигантов, но думаю, скоро начнется период их активного внедрения на средних предприятиях, тем более что целый ряд поставщиков готовит такие решения специально для этого сегмента. Второй аспект, которому необходимо уделять внимание, это планирование производства. Именно от качества планирования зависит по сути успех предприятия на рынке. И, наконец, управление себестоимостью продукции - третий аспект, требующий серьезного внимания, если предприятие хочет добиться успеха.

К сожалению, с проработкой ИТ-стратегий дело обстоит неважно. Сегодня только очень крупные компании, капитаны экономики, как их принято называть, начинают задумываться о своей ИТ-стратегии. Средние предприятия даже не приступали к этому процессу, и внедрение ИТу них идет по принципу "латания дыр", т. е. ИТ-отделы просто устанавливают те системы, которые помогают быстро решить сиюминутные проблемы. Это во многом связано с состоянием машиностроения в целом, ведь ни для кого не секрет, что отрасль только сейчас начала подниматься из руин, долгое время эти предприятия буквально лежали на боку и думали лишь о выживании. Теперь ситуация выправляется, предприятия начинают думать о своей стратегии вообще, ну а после определения общей стратегии имеет смысл говорить об ИТ-стратегии, которая должна эту общую стратегию поддержать. Поэтому я бы сказал, что сейчас прежде всего будут востребованы услуги управленческих консультантов, которые помогут предприятиям разработать общую стратегию их развития (это особенно актуально в связи с грядущим вступлением в ВТО), и только потом придет черед специалистов по ИТ-стратегии.

Сергей Марьин, "ЛАНИТ": ИТ-стратегия должна отвечать общей стратегии развития, определяющей бизнес-цели, место на рынке, границы функциональности предприятия в цепочке создания изделия (например, производит ли оно только сторонние разработки или занимается и собственными ). Таким образом, ИТ-стратегия призвана обеспечивать стратегию общую. Поэтому и мы для своих заказчиков разрабатываем ИТ-стратегии исходя из общей стратегии развития их бизнеса. Услуги ИТ-консультантов востребованы при определенном уровне развития предприятия. Крайне важно, чтобы помимо информационных знаний консультанты на высоком профессиональном уровне обладали и знанием предметной области. Нельзя, например, консультировать авиационный завод, не понимая специфику авиационных технологий. "ЛАНИТ" много лет работает с машиностроительными предприятиями, и все наши специалисты имеют необходимый опыт работы в промышленности.

На мой взгляд, самым востребованным направлением является управление ресурсами предприятия, т. е. ERP-системы и системы послепродажного обслуживания. Часто именно с ERP начинается процесс автоматизации. Для сложного машиностроения это путь неправильный, так как производственные модули ERP-системы не заработают с нужной достоверностью, если не будет автоматизированного ввода информации об изделии, прежде всего о его структуре и техпроцессах, если не будет извещений об изменении. А для этого нужно правильно внедрить САПР и PDM. И именно из PDM вся информация должна поступать как в ERP, так и в другие подсистемы поддержки жизненного цикла изделия, в том числе для создания электронных руководств и послепродажного обслуживания.

Иначе говоря, ERP-системы позволяют предприятию экономить деньги, а САПР и PDM - их зарабатывать.

Павел Егорихин, "Микротест": ИТ-стратегия непосредственным образом влияет на решение перечисленных выше задач, так как при ее создании становится возможной оценка эффектов, которые принесет бизнесу внедрение той или иной подсистемы в средне- или долгосрочной перспективе. Очень многие заказчики это понимают, и ИТ-стратегия для них становится прямым инструментом влияния на эффективность бизнеса путем определения приоритетов и поиска наиболее оптимальных способов решения проблем. Кроме того, ИТ-стратегия помогает сокращать расходы компаний за счет оптимизации количества проектов и их последовательности. Сейчас самые передовые предприятия отрасли обращают внимание на необходимость планирования ИТ-развития более детально, чем это делается в годовом бюджете. Однако сделать это внутренними силами по целому ряду причин зачастую бывает очень сложно. Практически во всех случаях необходим взгляд со стороны и опыт в разработке такого рода стратегий - именно при соблюдении этих условий созданная ИТ-стратегия действительно будет отвечать целям бизнеса, а не интересам ИТ-службы. Временной горизонт ИТ-стратегии должен совпадать с горизонтами обычного бизнес-планирования.

3. Какие направления в области ИТ сегодня наиболее востребованы машиностроительными предприятиями? Какие из них можно отнести к необходимому минимуму для выживания компании, а какие являются инструментом повышения конкурентоспособности на рынке?

Дмитрий Сивохин, R-Style: Внедрение новых современных информационных систем на предприятиях пока представляет довольно сложную задачу, потому что вопрос их необходимости всегда изначально должен быть согласован с вышестоящим руководством. Руководители же весьма скептически относятся к переменам в организации того или иного процесса. Отсутствие на предприятиях системы нормативно-справочной информации создает некоторые трудности при внедрении информационных систем. Как правило, существуют разрозненные справочники и системы, никак не связанные между собой, а это приводит к серьезным проблемам в управлении предприятием и препятствует его развитию. В такой ситуации необходимо решать две задачи: разрабатывать методологию и внедрять систему управления нормативно-справочной информацией, объединяющую системы проектирования и технологической подготовки производства с системами учета и управления.

Марина Пчелкина, SAP, TopS BI: Автоматизацию процессов управления предприятием многие начинают с наведения порядка в области учета материальных ценностей, то есть с логистики и бухгалтерского учета. В большинстве случаев эти функциональные области хоть как-то стандартизированы, а всегда проще начинать с того, что упорядочено. Там, где такая задача уже решена (в том числе - с использованием "самописных" программ), обычно переходят к управлению финансами и персоналом. Логистика, финансы, персонал - эти области являются необходимым минимумом, с которого, как правило, многие предприятия начинают автоматизацию своей деятельности, однако нередко на этом и останавливаются в силу объективных или субъективных причин.

Но все же можно говорить о тенденции предприятий машиностроительной отрасли к созданию комплексных систем автоматизации, которые могут существенно повысить конкурентоспособность. Комплексная система дает руководству компании возможность на основе актуальной и точной информации оценивать, насколько выгоден и рентабелен тот или иной заказ, в какие сроки и за какие деньги можно его выполнить.

Сейчас эту функцию зачастую выполняют планово-экономические отделы путем длительных расчетов. И в этом мы уступаем многим западным предприятиям, специалисты которых могут с помощью информационной системы оперативно оценить основные характеристики продукции и с точностью до 90% рассчитать затраты. Именно с помощью комплексных информационных систем управления руководство и сможет принимать обоснованные решения и быстро реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Павел Егорихин, "Микротест": Наиболее востребованными ИТ-направлениями в машиностроении являются бухгалтерский и финансовый учет, планирование производственного процесса, управление поставками, основными фондами и персоналом. Для выживания предприятию вполне достаточно автоматизировать бухгалтерию и материальный учет, и таких примеров, к сожалению, немало. Однако чтобы двигаться вперед и развиваться, необходимо иметь инструменты управления процессом. Например, надо эффективно использовать имеющиеся производственные мощности, а для этого нужна система планирования и оперативного перепланирования производства. Необходимо свести к минимуму простои оборудования вследствие поломок, а значит, нужна система управления ремонтами. Необходимо удерживать и развивать персонал, что при большом штате без автоматизации просто невозможно.