Одной из основных тенденций в информатизации образования является широкое развитие новых технологий и использование информационных ресурсов нового поколения для обучения. Что, учитывая масштабы нашей страны с огромными слабо освоенными территориями, не удивительно. Но даже ученики малокомплектной школы в отдаленном северном или дальневосточном населенном пункте должны получить образование согласно стандарту, чего без помощи таких технологий добиться просто невозможно.

Так что назрела необходимость от использования всевозможных локальных программных продуктов и простейших текстовых или текстово-графических сетевых ресурсов переходить к созданию интерактивных образовательных порталов нового поколения на базе различных технологий, начиная от привычных Flash и Java и заканчивая сервисно-ориентированными архитектурами.

В основе создания таких ресурсов лежит унификация и централизация. Для выработки стандартов по унификации сообщество разработчиков провело большую и серьезную работу по локализации уже имеющихся спецификаций представления метаданных ADL SCORM, CAM 2004, а также единой схемы, предложенной консорциумом IMS. В результате разработана единая схема метаданных RUS_LOM с расширениями, учитывающая требования российского законодательства в области образования и положенная в основу унификации.

Централизация является основной политикой по ресурсообеспечению. К настоящему времени в рамках различных проектов построено семь централизованных Web-узлов, выполняющих роль хранилищ данных. Это, в частности, Коллекция цифровых образовательных ресурсов. Работы по ее созданию финансируются из федерального бюджета, а также привлекаются заемные средства. Кроме того, создан Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР), который финансируется в рамках федеральной целевой программы развития образования.

Портальная часть ФЦИОР построена на основе IBM WebSphere, для управления применяются продукты семейства Tivoli. Оборудование, на котором размещается ФЦИОР, в общей сложности занимает семь стоек. Это 29 серверов, дисковые системы хранения, ленточные библиотеки. Доступ ко всем ресурсам можно получить по адресу http://fcior.edu.ru.

Число этих ресурсов быстрыми темпами пополняется. Если в мае нынешнего года оно составляло 3300, то к началу сентября уже превысило 7000, а к декабрю должно достигнуть десяти тысяч. Информационное наполнение производят независимые компании, в частности Республиканский мультимедиа-центр, «Кирилл и Мефодий», «Новый диск» и многие другие из тех, что специализируются на программных продуктах для сферы образования. В опробовании ресурсов активно участвуют и сами школы. По беглой оценке автора этих строк ФЦИОР в значительной степени способствует обмену опытом между педагогами из разных уголков страны, что также является важной и при этом трудно решаемой иными способами задачей.

Все эти ресурсы используют общую унифицированную схему метаданных на основе спецификаций SCORM и IMS. В результате созданные разными разработчиками средства могут воспроизводиться независимо, многократно, унаследованно и без специальной обработки. Уже сейчас разработаны, например, виртуальные физические и химические лаборатории, где с высокой реалистичностью с помощью псевдотрехмерной интерактивной анимации имитируется проведение всевозможных опытов.

Ближайшей задачей является объединение нескольких таких хранилищ с использованием концепции «единого окна». Это выражается прежде всего в использовании единого механизма поиска.

Одним из таких хранилищ является федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru). Он так или иначе охватывает все образовательные сферы.

Информационная система «Единое окно доступа» (http://window.edu.ru) представляет собой своего рода электронную библиотеку, где хранится около 12 тыс. оцифрованных материалов учебно-методического назначения в разных форматах (HTML, PDF, DjVU), которые предоставлены федеральными структурами, вузами, издательствами, от­дельными лицами. Реализована поисковая система, позволяющая найти нужный материал по автору, названию, ключевым словам с возможностью фильтрации по аудитории, уровню образования и типу ресурсов. Кроме того, данный раздел содержит глоссарий терминов, интегрированный каталог ресурсов по общему и специальному образованию, а также архив новостей.

Проект «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru) предлагает оцифрованные материалы, привязанные к предметной области средней школы. Это, в частности, произведения русской и мировой классической музыки, заснятые на видео опыты по химии, физике, биологии. Удалось собрать большую коллекцию материалов по математике. Представлена также энциклопедия «Кругосвет», материалы из архивов журналов «Квант» и «Химия и жизнь». В самом скором будущем раздел пополнят оцифрованные материалы из коллекций Русского музея и Эрмитажа. Решение об этом уже принято.

В 2007—2008 учебном году в рамках федеральной целевой программы развития образования ФЦИОР начинает предоставлять новые сервисы, в частности, хостинг Web-сайтов образовательных учреждений с использованием развитых средств управления содержимым и популярными блоговыми решениями. Пока хостинговые возможности позволяют разместить 5 тыс. сайтов и 60 тыс. почтовых ящиков.

Еще одним новым сервисом станет «Учебно-лабораторный комплекс». Для его запуска используются кластеры виртуальных машин. В результате образовательные учреждения смогут получить в свое распоряжение такие средства, как, например, Microsoft Sharepoint Server или различные портальные решения на базе WebSphere, которые дороги и сложны в администрировании, и самостоятельно вуз или школа позволить себе такое приобретение не может.

Также разработан «Конструктор траекторий», позволяющий формировать программу учебного курса на основе различных образовательных ресурсов. Таким образом оказывается учебно-методическая поддержка.

Для использования подобных ресурсов необходим, как правило, обычный интернет-браузер. Как утверждает Владимир Старых, заместитель директора Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций («Информика»), портальная составляющая была протестирована на совместимость с наиболее популярными программами. Вместе с тем в ряде случаев предусмотрено использование и специализированного ПО — плей­ера (впрочем, это название условное, и с обычным мультимедийным плейером такое ПО имеет не слишком много общего), позволяющего в одной среде воспроизводить различные типы данных, и менеджера курсов, предназначенного для того, чтобы формировать общую программу курса и планировать учебный процесс. Целый ряд учебных программ требует использования MS Internet Explorer, причем в некоторых случаях строго определенной версии.

Отдельным разделом портала «Российское образование» является Каталог образовательных интернет-ресурсов. Он охватывает в Рунете практически всё, что так или иначе затрагивает сферу образования, — в общей сложности более 30 тыс. ссылок. Причём эти ссылки актуализируются, и это должно гарантировать, что все они будут найдены по заданным адресам. Рубрикация каталога производится по уровню образования, по аудитории и по типу ресурса.

Одной из проблем является информационное бездорожье. Несмотря на активные разговоры о подключении школ к Интернету, до сих пор очень многие учреждения имеют всего лишь низкоскоростные каналы. По этой причине массовым тиражом выпускается бумажная версия Каталога образовательных ресурсов, и всё равно его не хватает. Уже вышло три выпуска, которые рассылаются по образовательным учреждениям.