Практическое использование корпоративных систем автоматизации в России год от года становится все более зрелым, а это означает, что ряд направлений, которые еще вчера преимущественно рассматривались как элементарные составляющие интегрированных информационных продуктов, сегодня уже имеют собственную внутреннюю структуру. Это в полной мере относится и к управлению активами.

В настоящее время подобные функциональные компоненты сами строятся в соответствии с известным иерархическим прин­ципом комплексных систем управления. Внизу при этом может находиться слой сбора и обработки первичных данных, выше — система исполнения бизнес-процессов, ориентированная на управление тем или иным корпоративным ресурсом, и, наконец, наверху мы имеем некую информационную систему, алгоритмы работы которой уже напрямую касаются решений, принимаемых высшим руководством компании. А в соответствии с классической трактовкой понятия «комплексное решение» данные слои тесно интегрированы между собой, хотя в то же время могут рассматриваться (и на практике часто действительно рассматриваются) независимо друг от друга.

Примером одного из таких направлений вполне может служить управление физическими активами предприятия или основными фондами, которые непосредственно участвуют в основном производственном процессе. И поскольку сейчас нам приходится заниматься этим вопросом весьма плотно и на довольно высоком уровне, имеет смысл подчеркнуть, что данный термин совершенно не должен (что, к сожалению, часто бывает) ассоциироваться лишь с техобслуживанием и ремонтом оборудования (ТОРО). В данном случае мы имеем дело с некой вертикально интегрированной пирамидой методов управления, что, естественно, отражается и на архитектуре автоматизации.

Мини-комплексная система

Поскольку любая комплексная система начинается с постановки высокоуровневых задач, начнем с этого и мы. Прежде всего хотелось бы отметить, что цели управления активами могут быть самыми разными. Всем хорошо известно, что общая стратегия компании вовсе не обязательно должна быть связана только с извлечением максимальной прибыли. Завоевание определенной доли рынка или повышение качества продукции на тот или иной период развития бизнеса могут оказаться важней, а в соответствии с этой стратегией начиная с самого высокого уровня настраиваются и управленческие процессы, и процессы автоматизации.

Точно так же происходит и в отдельно взятой области, связанной с управлением активами. Предприятие по меньшей мере должно определить для себя основные приоритеты, в соответствии с которыми оно будет ими управлять. Ясно и то, что это делается не на уровне проблем ТОРО, а на более высоком «этаже» управленческой иерархии. Речь может идти как о предельно возможном наращивании выпуска продукции, так и о максимальном повышении ее качества, о гибком использовании оборудования в соответствии с динамично меняющимся спросом или, например, о минимизации затрат на его эксплуатацию.

В этом смысле в нашей практике мы уже сейчас рассматриваем управление активами фактически как систему поддержки принятия управленческих решений, которые в свою очередь базируются на корпоративной информации весьма широкого спектра. На ее выходе мы получаем интегрированный план действий в отношении активов. Это и план диагностики, и план крупных и средних капитальных ремонтов, и план реконструкции, вывода оборудования из режима, его оптимальной загрузки, управления рисками, и, естественно, план комплексного развития активов по всему жизненному циклу.

Соответственно информационная система способна подсказать то решение в отношении активов, которое окажется правильным в конкретной ситуации, и с этим решением может быть связан не только плановый или даже внеплановый средний ремонт. Может, например, оказаться более целесообразным с точки зрения затрат и рисков компании вообще ничего не делать с оборудованием, а через полгода полностью его поменять. И даже для бизнеса может быть более выгодным на первый взгляд «вульгарное» решение эксплуатировать то или иное оборудование вплоть до того момента, пока оно не выйдет из строя, и после этого просто сменить его на новое. Всё зависит от профиля компании, от складывающейся внешней ситуации и конечно же от бизнес-стратегии на текущий момент.

Надо подчеркнуть и то, что управление активами верх­него уровня не предполагает постоянного оперативного вмешательства и расшивки «узких мест», которые, разумеется, могут динамично возникать в любом бизнесе. И если внезапное незапланированное ухудшение состояния активов (или иные непредвиденные ситуации) все же возникают, то помогать быстро справиться с ними — дело несколько иных систем. Никто не ждет от управляющих материальными активами производственного предприятия срочных ежедневных или хотя бы еженедельных решений. Подобный процесс имеет квартальный, годовой и даже более растянутый во времени цикл. При использовании различных горизонтов планирования при принятии решений обеспечивается баланс стратегических и оперативных целей, а также соответствие оперативных решений стратегии компании.

В контекст всех этих задач уже хорошо вписываются, наверное, более знакомые российскому пользователю задачи ТОРО. То есть функции технического обслуживания и ремонтов здесь вполне обоснованно занимают нишу системы исполнения, которая, естественно, должна существовать в любой цельной иерархии управления. При этом необходимо подчеркнуть, что в силу невозможности точно предсказывать текущую производственную ситуацию заранее графики оперативного управления ремонтами, которые так или иначе связаны с врéменным выводом основных средств из эксплуатации, могут отчасти конфликтовать с долгосрочными планами в отношении активов, о которых мы сказали выше. К этому можно прибавить, что высокоуровневое управление в подавляющем большинстве практических ситуаций идет не по одной, а по совокупности целей, входящих в общую цель с определенными весами. Среди них в свою очередь существуют такие, которые напрямую связаны с макроэкономическими трендами и по понятным причинам находятся вне контроля менеджмента предприятия.

Именно благодаря таким факторам систему управления активами верхнего уровня (как, впрочем, и классический слой верхнего уровня любой комплексной системы автоматизации) нельзя ассоциировать только с совокупностью транзакций. Наоборот, в данном случае мы во многом имеем дело с системой сценарного моделирования, которая в процессе итерационного взаимодействия позволяет примирить интересы разных сотрудников (например, финансистов и производственников), учитывает баланс целей, внутренние и внешние риски и таким образом позволяет выработать наиболее эффективный сценарий.

Система управления активами — это не просто набор управленческих инструментов, но целый комплекс современных методик и подходов, который только в руках подготовленных управленцев дает значительный эффект. И какой бы совершенной эта система ни была, окончательное решение о выборе того или иного варианта принимает менеджер на основе представляемых информационными технологиями данных. Обучение и опыт принятия решений в области активов занимают значительную часть внедрения. Если с пониманием целей и обучением методологии организации справляются относительно легко, то изменение корпоративной культуры дается намного труднее. Менеджеры по управлению активами должны идти на разумный риск и брать на себя ответственность за принятие обоснованных решений, соответственно их следует и премировать.

Проблемы информационной поддержки

Системы информационной поддержки управления активами предприятия опять-таки строятся по известным принципам создания комплексных систем, и если не уходить в детали (а в рамках данной статьи это вряд ли имеет смысл делать), то многие из них оказываются хорошо знакомыми отечественному пользователю. Прежде всего отметим, что серьезная информационная поддержка, о которой мы собственно и ведем речь, ориентирована на такое предприятие, где количество активов исчисляется по крайней мере сотнями. Именно здесь, наверное, проходит та граница, выше которой менеджмент «вручную» становится невозможным в принципе.

Для начала можно упомянуть нижний слой контроля за состоянием оборудования, представляемый в виде систем АСУТП, SCADA и т. д. (его текущее развитие для целей управления активами, кстати, нельзя признать очень развитым в нашей стране). Но так или иначе информация от этих систем может поступать даже не на средний уровень ТОРО, а прямо «наверх». Однако совсем не для того, чтобы руководство непосредственно наблюдало за этими первичными данными или сообщениями, свидетельствующими о каких-либо тревожных событиях в состоянии оборудования, а для того, чтобы на основании непротиворечивой первичной информации отслеживать эффективность тех или иных решений.

На подобные данные, характеризующие текущую работоспособность систем (поступают ли они из АСУТП или готовятся вручную), в любом случае необходимо смотреть через призму той модели активов, которая собственно и создается в информационной системе. Не вдаваясь в излишние детали, снова проведу параллель с комплексной системой автоматизации, в которой на верхнем уровне, как известно, многое определяется моделью. Это может быть модель угроз в системах информационной безопасности, модель планирования в системах управления производством и т. д. В данном случае мы говорим о модели активов, где очень значительную роль играет понятие связи между активами различных категорий, которые в свою очередь могут быть как объективными, так и субъективными. Примером первых являются объективно существующие между активами ассоциации, отражающие специфику производственного процесса. Скажем, выход из строя одного из десяти станков не позволит нам получить какую-либо деталь конечной сборки, а в конечном итоге и всю сборку целиком, являющуюся готовой продукцией предприятия. Субъективная приоритизация, в свою очередь, может отражать значимость оборудования для исполнения заказа VIP-клиента. Конечно, все эти постулаты могут показаться достаточно очевидными по крайней мере для опытных производственников, однако практика (в том числе и наша) свидетельствует, что имея дело одновременно с несколькими сотнями, а то и тысячами единиц производственных активов, отслеживать эти часто очевидные для профессионалов связи становится, мягко говоря, затруднительно. А на все это дополнительно накладывается необходимость управлять не одним, а очень многими параметрами и режимами загрузки оборудования путём моделирования различных ситуаций. Анализ текущих инцидентов, связанных с оборудованием, в контексте имеющейся рабочей модели активов показывает, что они могут и должны преобразовываться в укрупненный план, который является входящим для систем техобслуживания и ремонтов, и таким образом все встает на свои места. Вместе с тем надо отметить, что грамотная организация бизнес-процессов при такого рода интеграции систем моделирования, планирования и исполнения является далеко не последним делом. И на практике консультантам (и, в частности, нашей компании) не в последнюю очередь приходится заниматься именно этими вопросами.

Говоря о технологиях, подчеркну также, что поскольку комплексная система управления активами является одновременно и транзакционной системой, и системой сценарного моделирования, ее основой служат разные типы стандартов хранения и доступа к исходным данным — базы данных, хранилища, а также OLAP-кубы.

В окружении прикладной инфраструктуры

Сколь комплексной ни являлась бы информационная система управления активами, она все же остается узкофункциональной и в этом смысле должна быть связана с другими имеющимися на предприятии информационными ресурсами. Сама концепция управления активами также непрерывно развивалась. Системы первого поколения в основном были ориентированы на то, чтобы автоматизировать составление расписания ремонтов. Классические EAM-системы уже были способны решить задачу получения максимальной отдачи от активов, а на современном этапе мы пытаемся ответить на вопрос, каким образом использование активов может быть оптимизировано в контексте текущей бизнес-стратегии, операционной деятельности, рисков компании и взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами. Естественно, в этом случае нам следует по меньшей мере черпать информацию, касающуюся деятельности по управлению активами, из внешних систем, а логика функ­ционирования соответствующего программного обеспечения должна быть тесно сопряжена с работой других корпоративных решений. Причём не только прямо или косвенно относящихся к основным средствам.

Начнем с того, что уже упоминавшиеся низкоуровневые системы сбора информации о работе оборудования вряд ли с полным правом можно называть составной частью систем управления активами. Скорее их, несмотря на важную, а в некоторых ситуациях и ключевую роль, можно было бы назвать внешними. Столь же важным может быть и роль других традиционно используемых в бизнесе систем, из которых черпаются необходимые данные. Учитывая, что материальные активы являются составной частью производственной номенклатуры и что их эксплуатация связана с использованием ресурсов предприятия (как людских, так и финансовых), мы, конечно же, говорим об определенных компонентах ERP-систем: управленческом и бухгалтерском учете, HR, управлении материальными потоками, закупочной деятельностью и многих других. Словом, речь идет о весьма широком спектре управленческих систем, которые в определенном сочетании могут функционировать на том или ином предприятии. Особо хотелось бы отметить системы управления инвестиционными проектами, сопряжение которых с рассматриваемыми нами комплексами мне представляется особенно значимым.

Вместе с тем хотелось бы отметить два важных фактора. Во-первых, иерархическая концепция системы управления активами связана с различными подходами к тем данным, которые на том или ином уровне могут считаться первичными. И если управление ремонтами всегда справедливо ассоциировалось с весьма детальной нормативно-справочной информацией о составе оборудования и поставщиках комплектующих, то управление активами на верхнем уровне работает с более агрегированной информацией, которую еще предстоит предварительно подготовить. Здесь по крайней мере надо тщательно разобраться с режимами работы оборудования, разбить его на отдельные группы, определить связи между различными единицами (о чем мы говорили выше) и ввести в обиход еще ряд параметров, с которыми предприятия, сталкиваясь исключительно с системами исполнения, могли вовсе не иметь дела.

А кроме того, почти все транзакционные управленческие системы работают с оперативной информацией сегодняшнего дня, в то время как для управления активами требуются исторические данные, причем достаточно глубокие для точного моделирования. Западная практика свидетельствует, что данные, полученные, скажем, десять лет назад, являются вполне обычным рабочим материалом для систем подобного рода, а поскольку активы эксплуатируются десятилетиями, то в ряде случаев могут пригодиться и данные более глубокой ретроспективы, если таковые на предприятии имеются.