Прибыльность предприятия в числе прочего зависит от стоимости основных средств — активов, от их рентабельности. Понятно, что чем выше прибыль, тем проще привлекать внешних инвесторов, легче развиваться и соответственно конкурировать на рынке. Однако в масштабах страны очень немногие предприятия уделяют достаточно внимания управлению активами, тем более с применением современных автоматизированных систем

О предстоящих техногенных катаст­рофах в нашей стране поговаривают давно. Действительно, активы отечественных предприятий подчас «помнят» еще сталинские времена. Однако и в западных странах, и в США тоже эксплуатируют оборудование, возраст которого достигает 50—60 лет. Но никто тревогу по этому поводу не бьет, потому что срок жизни некоторых видов основных фондов, заложенный при конструировании, может составлять 80 лет. Плюс к этому за состоянием оборудования там тщательно следят, ведут мониторинг, вовремя проводят необходимые ремонты. Другими словами, активами управляют, используя для этого специализированные системы.

Речь идет о системах Enterprise Asset Management — EAM. Данный термин был веден в 90-х годах ХХ века аналитической компанией Gartner Group. EAM-системы — это по сути усовершенствованные и более развитые системы управления ремонтами (Computerized Maintenance Management Systems — CMMS), существующие на рынке уже более двух десятилетий.

EAM помогают управлять полным жизненным циклом оборудования, начиная с его проектирования, изготовления, монтажа и заканчивая списанием. В число базовых функций таких решений входит планирование и диспетчеризация наряд-заказов, регистрация ряда транзакций в финансовой системе, автоматизированный документооборот, управление складскими запасами и некоторые другие. На российском рынке выбор систем довольно широк: IBM Maximo, SAP PM, Avantis.Pro, MIMS, iMaint, DataStream, TRIM, Mincom Ellipse, Empac, IFS-Ремонты и т. д.

А в России…

Но несмотря на богатое предложение, в России EAM-системы до сих пор мало известны, и спрос на них остается более чем скромным. Как говорит Дмитрий Шехватов, заместитель генерального директора IFS Russia & CIS: «Продажи EAM-систем случайны и не складываются в сколько-нибудь системную картину. Такие продукты хороши для фондоемких предприятий — крупных холдингов, занятых добычей и переработкой сырья. Но в нашей стране фондоемкие либо находятся в государственной собственности, либо принадлежат еще той публике — акционерам времен приватизации 90-х годов. Там и без того сверхприбыли… Владельцы не видят смысла экономить на ремонтах и не лезут в такие тонкости».

Ему вторит менеджер по развитию бизнеса Datastream Solutions CIS Ирина Радюшкина: «Решения по управлению активами традиционно наиболее востребованы предприятиями фондоемких отраслей, особенно теми, для которых предотвращение аварий и остановов, соблюдение технологического процесса наиболее критично по причине высоких экологических рисков, очень высокой стоимости простоя оборудования, рисков несоблюдения норм и регламентов надзорных органов».

«На государственных предприятиях никому не требуется ни управлять активами, ни добиваться прозрачности бизнеса, — считает и Алексей Сорокин, начальник отдела бизнес-приложений «АйТи». — Там нет людей, заинтересованных в результатах своего труда, а потому никогда не будет эффективных внедрений EAM-систем. В то же время спрос со стороны рыночных секторов растет». Вместе с тем он отмечает высокий интерес к данному направлению в энергетике, причем при наличии таких фундаментальных подходов, как мониторинг по результатам технической диагностики, предсказание отказов и методики оценки рисков.

«Я раньше удивлялся, почему наш директор не видит красоты этой системы, которая может автоматизировать все процессы, выдавать результаты и по горизонтали, и по вертикали, представлять информацию в любом срезе, — рассуждает Владимир Гусев, руководитель группы внедрения и сопровождения системы ФОБОС на Игналинской АЭС. — Сейчас понимаю: государственное предприятие не игрок на рынке, и у него нет заинтересованности. В рамках частного предприятия внедрение проходило бы намного эффективнее».

Культура управления

С культурой управления активами в России тоже проблема: она попросту отсутствует. Наша страна, как известно, много десятилетий развивала свою экономику, может, и не всегда худшими, но весьма специфическими методами. Многие специалисты полагают, что положительные тенденции наблюдались только в первое десятилетие после второй мировой войны, когда в отечественную промышленность направлялись значительные деньги на восстановление, но при этом соблюдался строжайший режим экономии. Затем в стране долгие годы отсутствовала коммерческая составляющая, и потому экономический эффект отдельно по статьям не подсчитывался. Такое планирование не позволяло выявить, насколько существенной статьей себе­стоимости является обслуживание основных фондов. «В результате на эту сторону деятельности руководители предприятий просто не обращали внимания», — отметил Дмитрий Шехватов.

К примеру, реально инвестировать обновление основных фондов российские энергетики начали буквально в последние пять-семь лет. «В Советском Союзе восполнение основных фондов в этой отрасли практически не производилось. Процветание энергетики — это миф, она работала на стопроцентный износ», — комментирует Алексей Сорокин. Например, такой малоизвестный факт: плотину Саяно-Шушенской ГЭС во времена СССР ни разу не ремонтировали. В результате уже в перестроечные времена пришлось лихорадочно восстанавливать отводной канал, чтобы отводить излишнюю воду, иначе станции грозил подмыв.

Переход к рыночной экономике в отсутствие культуры ведения бизнеса обернулся погоней за легкой прибылью. По словам Дмитрия Шехватова, в России многие предприятия до сих пор работают с маржей более 50%. Да и потребность в автоматизации в нашей стране отставала: на первом месте в таких проектах стояло основное производство, основной бизнес. Западные же предприятия уже давно борются за каждый процент прибыли и ищут любые возможности для экономии.

Среди специфических особенностей отечественного рынка Ирина Радюшкина отмечает резкий дисбаланс результатов, которые получаются в соответствии с методикой бухгалтерского учета и методами, принятыми в практике управления активами. О последних из-за практически повсеместной ориентации на бухучет очень часто приходится говорить в сослагательном наклонении. «Бухгалтерские данные, например, не позволяют установить взаимосвязи между степенью устаревания оборудования и качеством выпускаемой продукции. Оценка стоимости оборудования на основании технического состояния, к сожалению, распространена не очень широко либо используется только локально, на уровне отделов предприятия», — утверждает она. Положение по ее словам усугубляется тем, что в «перестроечный период» в проектную конструкцию оборудования, а также в описание техпроцесса очень часто вносились изменения, которые должным образом не документировались либо проектная документация на них вообще не сохранилась. Нормативы при этом остались прежними и теперь просто не соответствуют тому, что есть на самом деле.

В результате, как отмечают опрошенные нами эксперты, с одной стороны, нормальная выработка модернизированного оборудования может даже превышать 100% норматива и его можно не только успешно эксплуатировать, но и, например, выгодно продать. А с другой — давно и полностью списанная амортизация дает основания говорить о нем лишь как о формально существующем и вряд ли способном что-либо произ­водить. Еще один отмечаемый экспертами момент связан с культурой продвижения на рынок корпоративного ПО. Речь идет об отсутствии привычки целенаправленно, но не навязчиво объяснять суть тех или иных инноваций у игроков рынка и столь же целенаправленно разбираться во всем этом у заказчиков. Эта тенденция универсальна, но EAM-направление здесь просто хороший пример. «В России всего этого нет, поэтому все разговоры об оценке уровня спроса получаются чуть-чуть от лукавого. Если вдруг стало больше рекламы, то знаний от этого не прибавилось», — считает Дмитрий Шехватов.

И не только культура

Выше мы упомянули, что прибыльность предприятия зависит от стоимости основных средств, их рентабельности. Рентабельность активов — это отношение балансовой либо чистой прибыли к стоимости активов (основным и оборотным средствам). Другими словами, избыток материальных активов на балансе ведет к уменьшению прибыльности — об этом говорится в каждом учебнике по экономике предприятия.

Однако еще до вычисления рентабельности зачастую возникает проблема с определением того, какие же активы у предприятия находятся на балансе и какова их стоимость. Особенно это касается оценки таких активов, как земля и сооружения. Устойчивых методик и западных схем оценки у нас нет. Причина в том, что в России практически отсутствует понятие ликвидности, а это одно из базовых понятий западной экономики. В результате столь важный предмет, как рыночная цена актива, определен очень нечетко, и в стране, где имеется масса активов, нет спроса на них. Это первая проблема.

К ней примыкает другая. Например, водоканал центрального региона России: его никто не приватизирует, не берет в аренду, потому что никому на самом деле не известно, что там зарыто в земле, в каком это всё состоянии. А для любого объекта должны существовать четкие критерии состояния изношенности. В данном же случае есть лишь примерные описания, не составляющие цельной картины. Некоторое время назад в стране появились фирмы, предлагающие соответствующие исследовательские услуги, чтобы определить, какие коммуникации проложены в земле.

В Москве это сверхзадача. Надо сказать, что она все-таки потихоньку решается. В частности, для Московской энергетической компании (МОЭК) фирмой «ТАНСИС» создана система паспортизации инженерных объектов теплоснабжения. В этом программном комплексе собрана информация по каждому объекту: сведения о протяженности теплотрасс, о видах прокладки и диаметрах труб, о типах каналов, материалов изоляции и т. п., а также о присоединенных строениях.

В Санкт-Петербурге специалистами Инженерно-экономического университета разработана система электронных паспортов для домов. В паспортах будет содержаться 400 параметров — от протечек крыши до состояния электропроводки и подъездов. Заказчик системы — жилищный комитет Санкт-Петербурга. Тем не менее плохое, даже бедственное состояние нормативной документации в компаниях отмечают многие. «Информация слабо структурирована и зачастую находится в головах главного инженера и главного механика и на каких-то записочках, — комментирует ситуацию Алексей Сорокин. — Состояние фондов чаще всего фиксируется по факту и в ряде случаев оценивается визуально, то есть предельно субъективно». Поэтому одним из побудительных мотивов внедрения EAM-систем является желание руководства компании организовать систематический подход по крайней мере к ремонтам, уйдя таким образом от аврального режима работы.

Возвращаясь к расчету стоимости активов, отметим, что одним из стимулов к проведению этой работы может стать стремление повысить капитализацию компании. Для фирм, готовящихся к продаже, способность объективно подтвердить стоимость бизнеса, в том числе через стоимость его активов, — дело актуальное. Тем более, что слияния и поглощения — это один из видов инвестирования активов, который зачастую более выгоден, чем создание собственного производства с нуля.

Избавляться от активов

Выше мы упомянули, что избыток активов на балансе ведет к уменьшению прибыльности. Один из способов избавиться от них — воспользоваться услугами лизинга. «Это выгодно, так как предсказуемо, регламентируемо, планируемо, а чем устойчивее процесс, чем лучше он управляем, тем меньше издержек, — пояснил Дмитрий Шехватов. — В этом смысле лизинг для наших предприятий должен быть столь же благотворен, как и во всем мире, тем более что с точки зрения управления такой способ не сложнее всего остального».

«В EAM-системе можно вести одновременно как собственные активы предприятия, так и объекты, взятые в лизинг. При этом можно оценить и сравнить финансовые и трудовые затраты на ремонт оборудования своими силами и силами лизингодателя, а также учесть другие влияющие факторы (например, наличие гарантии) и принять наиболее оптимальное решение. EAM-системы также поддерживают принятие решения о целесообразности выкупа оборудования по остаточной стоимости либо приобретения нового», — утверждает Ирина Радюшкина.

Тормозит распространение лизинга недостаточная нормативная база. А законы очень нужны, так как здесь всё тесно завязано на банковскую систему. Есть и еще одно препятствие: лизинг не так дешев, и у многих некрупных компаний на такую схему просто нет денег. Не спасает здесь и кредитование, так как кредиты дают на тяжелых условиях. «Но лизинг нашим компаниям очень нужен, потому что в этом случае даже без активов на собственном балансе можно начать бизнес в полном объеме», — подчеркнул Дмитрий Шехватов.

Еще одна польза выведения активов с собственного баланса — защита от недружественных поглощений. «Если активы находятся не на балансе предприятия, процедура их захвата значительно усложняется, особенно если они числятся на балансе западной лизинговой компании», — пояснил Алексей Сорокин. При этом в том случае, когда предприятие по собственной инициативе готовится к продаже, приобретающая сторона покупает и лизинг: лизинговый договор заключается с правом выкупа в любой момент.

Позитив

И все-таки EAM-системы в России внедряются. По­ло­жительные примеры сосредоточены в основном в коммерческом секторе, но не только. Если предприятие понимает, что существенная доля затрат (иногда достигающая 40%) — это обслуживание основных фондов, то проблема управления в этой области становится очень актуальной.

На химических комбинатах EAM-системы просто необходимы. Специфика производства такова, что день простоя оборудования иному химическому предприятию обходится приблизительно в 10% от стоимости проекта внедрения такой системы. Однако аварии подвигают на автоматизацию управления активами чаще тогда, когда за простои и убытки можно с кого-то спросить.

Благодатная сфера для применения EAM-решений — ЖКХ. Но вместе с тем по-настоящему такие системы пока нигде не применяются — хотя паспортизация оборудования, о которой мы говорили выше, это уже первая элементарная попытка разобраться с активами. Внедряются они на авиационных предприятиях, на АЭС, в добывающей отрасли, на судоремонтных заводах, в пароходствах и пр.

К слову, система TRIM внедрена на сегодняшний день в Енисейском и Иртышском пароходствах, а также на Городецкой базе техобслуживания флота компании «Волжское пароходство». По отзывам речников, в компаниях речного комплекса вопрос управления флотом стоит весьма остро.

Если на авиационных предприятиях приоритетной побудительной причиной является повышение эффективности, то, например, на АЭС во главу угла ставится безопасность, а эффективность идет следом.

В частности, Александр Васильев, первый заместитель главного инженера Смоленской атомной станции, рассказал: «Основным мотивом для внедрения EAM-системы стало желание создать такие условия работы персонала всех уровней, при которых значительно сокращаются потери времени на поиск необходимой информации. EAM-система и необходимая для ее функ­ционирования ИТ-инфраструктура в данном случае должны стать инструментальной средой для выполнения всех функций по эксплуатации оборудования, в том числе ТОиР». Характерно, что при всем богатстве возможностей автоматизации управления различными видами ремонтов в EAM имеется функционал «управление старением оборудования»: его суть в периодическом контроле состояния устройств, которые в силу своих особенностей не подлежат регламентным ремонтам вплоть до износа. Этот функционал недавно был внедрен на АЭС в Игналине.

На Игналинской АЭС, по словам Владимира Гусева, главной задачей при внедрении системы ФОБОС также было «…обеспечить надежность эксплуатации оборудования путем более четкой организации его обслуживания. Хотя у системы есть второй мощный пласт, с помощью которого можно управлять рентабельностью и эффективностью производства, на станции по известным причинам он не востребован».

В авиации EAM-системы как раз способствуют повышению эффективности, потому что все плановые ремонты выполняются в той степени, в какой положено, так как необходимо соблюдать высокие полетные требования безопасности. Другое дело, что все ремонтные работы можно планировать более эффективно. Специфика здесь в недоступности борта: он все время в полете, поэтому ремонты, в том числе капитальные, производимые на ремонтных заводах, планируются с учетом расписания работы аэропорта. Есть в авиации и такой вид ремонта, как отложенный. Все это четко регламентировано.

В «Аэрофлоте» сейчас начато внедрение системы управления основными фондами SAP MRO. Сергей Кирюшин, заместитель генерального директора и директор департамента информационных технологий этой компании, рассказал, что целью проекта является «повышение производительности труда и управляемости процесса ТОиР, а также необходимость сквозного учета материально-технического имущества для сокращения расходов и повышения оперативности ремонта самолетов».

Исходя из данных компании SAP экономический эффект от внедрения системы в «Аэрофлоте» может быть таким: увеличение на 20—30% планового налета воздушных судов за счет сокращения времени их простоя во время ремонтов; повышение коэффициента готовности парка судов и наземного оборудования на 5—10%; сокращение на 15—20% излишних запасов на складах. За счет улучшения планирования потребностей в запасных частях «Аэрофлот» надеется сократить объемы их внеплановых закупок на 25—30%. По словам Сергея Кирюшина, сокращение простоев ремонтных мощностей и оборудования, а также «…быстрая реакция на потребность во внеплановых ремонтах, улучшение планирования ремонтных работ позволит увеличить эффективность ТОиР воздушных судов на 10—15%». Кроме того, за счет ускоренного устранения дефектов и восстановления самолетов ожидается снижение переработки персонала и превышение нормативов загрузки оборудования на 20—25 %.

А на Смоленской АЭС, где основное управление активами сейчас вынесено на уровень руководства, управление планируется перевести в сами эксплуатационные подразделения. «Для этого в ходе реализации проекта будут создаваться группы инженерной поддержки для подготовки достоверной технической информации, “осмысления” накопленных активов и опыта эксплуатации, а также для подготовки предложений, — рассказал Александр Васильев. — Кроме того, на АЭС будут выявляться непроизводительные затраты на техобслуживание и ремонты, осуществляться переход на ТОиР по техническому состоянию, планы работ подвергнутся оптимизации».

На пути к зрелости

В заключение отметим некоторые трудности внедрения EAM-систем, отмеченные респондентами нашего опроса, на который мы ссылались во вступительной статье к этой теме номера. Все пять его участников среди основных трудностей указывают культуру работы, привычки и квалификацию персонала, и эта проблема, похоже, является основной. В трёх компаниях отмечаются сложности в отношении выстраивания бизнес-процессов, касающихся управления активами. Еще в двух указывалось на высокую стоимость внедрения, включая непосредственную автоматизацию и консалтинг. И наконец, наименее существенным препятствием в рамках данного мини-опроса (не претендующего, еще раз подчеркнем, на статистическую значимость результатов) является разработка и поддержка стратегии, а также внутренних корпоративных стандартов в области управления активами.

Весьма характерны ответы заказчиков, касающиеся ключевых показателей результативности (KPI), которые применяются ими для оценки деятельности по управлению активами в целом или в отношении отдельных единиц оборудования. В немалой степени это может характеризовать зрелость компании по отношению к рассматриваемому нами вопросу. Некоторые предприятия не дают здесь никаких комментариев, что вполне может свидетельствовать о том, что пока они находятся на стадии сбора статистической информации и подобный анализ у них не проводился. По крайней мере именно это утверждают представители ОАО «Волжский оргсинтез». В двух случаях из пяти используются такие параметры, как отношение проактивных ремонтов к тем, что осуществляются по факту выхода оборудования из строя, а также ежемесячные затраты на ремонт конкретных единиц оборудования. В компании «Ээсти Пылевкиви» (Эстония) ведется список («Топ-50») наиболее ремонтоёмкого оборудования, а также «Готовность оборудования» (чтó находится в эксплуатации, что в ожидании ремонта и что в ремонте) по типам активов. Все это говорит о том, что культура управления по показателям по крайней мере на хорошем среднем уровне.

Вместе с тем такой известный на западном рынке количественный параметр, как среднее время между отказами (MTBF — Mean Time Between Failure), используется лишь на Новосибирском заводе химических концентратов, а более совершенный показатель OEE (Overall Equipment Effectiveness), интегрированно характеризующий использование активов, пока не используется никем их опрошенных.

В итоге подчеркнем, что в России использование EAM-систем до сих пор остается довольно скромным, хотя эксперты подсчитали, что большинство проектов окупается менее чем за два года, а прогнозируемый экономический эффект даёт цифру сокращения затрат на ремонтные работы почти на 20%.