Готовя тему номера «Автоматизация госуправления», мы перелистали, условно говоря, «подшивки старых газет» — конечно, это были электронные страницы. Оказалось, что события последних лет, как политические, так и экономические, разворачивающиеся вокруг развития информационного общества в России и «Электронной России» в том числе, настолько завладели всеобщим вниманием, что про автоматизацию самих государственных институтов практически не вспоминали. Самые «свежие» статьи и интервью датированы 2006‑м годом. Увы, несмотря на «тонны слов» тема развития информационного общества в нашей стране не потеряла своей остроты и актуальности (см статью «Информационное общество: впереди две столицы, добытчики и энтузиасты ИКТ», стр. 44). Причем в этой сфере далеко не всё просто и однозначно.

В частности, несмотря на то что существует одобренная правительством РФ «Концепция формирования электронного правительства до 2010 года», почти никакие разработанные в рамках ФЦП «Электронная Россия» методики и стандарты по архитектуре электронного правительства, сети связи федеральных и региональных органов исполнительной власти, типовым региональным информационным системам не получили официального статуса. Они не согласованы с регионами — там методическое обеспечение подменяется постановлениями правительства в сфере ИКТ. Организационно не определено также, за счет каких бюджетов регионы должны модернизировать типовое решение для адаптации к своим нуждам, не созданы координационные региональные органы. Всё это зафиксировано в резолюции, принятой по итогам 3‑й международной конференции «Современные технологии государственного управления e-Government», прошедшей в Москве 21—22 февраля 2008 года.

Федеральная целевая программа «Электронная Россия» в нынешнем виде сочетает воплощение двух прин­ципов: «технологии — в массы» и «технологии — властям». Сейчас реализуется третий этап программы (2005—2010 годы), в ходе которого предусмотрено «создание предпосылок для массового распространения информационных технологий в экономике, а также для полной реализации прав граждан на доступ к информации и экономическую деятельность на основе использования информационных технологий». Пусть медленными темпами, но программа в жизнь воплощается. В частности, для взаимодействия властей с гражданами созданы системы в Москве, Нижнем Новгороде, Кемерове, Ханты-Мансийске и Чувашии. Концепция «электронного правительства» реализована в Республике Татарстан, в Казахстане и Белгородской области.

Об оказании услуг москвичам в режиме «одного окна» рассказал в интервью IE начальник приоритетных проектов Управления информатизации города Москвы Сергей Калмык (“Электронная приемная” открыта для жителей столицы», стр. 50). К слову, в ходе этого проекта пришлось решать проблему электронного взаимодействия различных ведомств — следствие той самой «лоскутной автоматизации», когда задачи решались по мере их возникновения и осознания заказчиками. Об этой проблеме упоминалось в статье «Академический подход к госуправлению», опубликованной в сентябрьском номере Intelligent Enterprise аж 2004 года. Увы, с тех пор мало что изменилось. Любопытно, что за истекшие годы государством на работу ведомств по информатизации выделялась сумма в 10—30 раз большая, чем на консолидированную деятельность по информатизации.

Что касается второго принципа, «технологии — властям», легшего в основу ФЦП «Электронная Россия», то он также постепенно находит свое воплощение. Как это сделано в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами и в Дирекции по управлению федеральными целевыми программами, рассказано в материалах об этих проектах (соответственно стр. 54 и 53). Речь здесь идёт о развитых системах электронного документооборота.

Беседы с руководителями различных ведомств подтвердили тенденцию: если раньше системы автоматизации создавались преимущественно собственными силами, то сегодня к их разработке практически всегда привлекаются внешние разработчики. Помимо заказных систем ведомства используют и тиражные. Сегодня более 50% продаж систем автоматизации документооборота приходится на государственный сектор.

К наиболее актуальным направлениям использования информационных технологий в государственном секторе экономики относятся задачи оптимизации межведомственного и межрегионального обмена информацией, в том числе за счет создания единых стандартов обмена данными. Эксперты ожидают дальнейшего роста числа систем автоматизации документооборота в госструктурах, в том числе обеспечивающих обмен юридически значимыми документами. Также будут активно развиваться системы информационной безопасности, системы, работающие с социальными картами, и т. п.