Широчайшее распространение мобильных устройств, планшетов, нетбуков, да и обычных персональных компьютеров привело к тому, что мы проводим в виртуальном пространстве все больше и больше времени. Киберпространство стало играть в нашей жизни очень важную, если не сказать определяющую роль: именно из Всемирной паутины мы узнаем последние новости, с помощью мессенджеров обсуждаем вопросы с коллегами и общаемся с друзьями. Можно с полной уверенностью сказать, что у человечества появился второй дом – виртуальное пространство.

Если учитывать, какую роль это пространство играет в нашей жизни, критично важным становится вопрос удобства использования персонального мобильного или же стационарного устройства. Роль связующего звена между технологической платформой и непосредственно человеком, как известно, играет пользовательский интерфейс. Например, глава разработчиков интерфейса Windows Phone 7 Меган Донахью подчеркивает, что в глобальном плане у визуализации множество разных и сложных задач: распознавание голоса, жестов и многое другое. Интерфейс, обогащенный этим продвинутым функционалом, сможет перенести взаимодействие между человеком и персональным устройством на принципиально новый уровень. Распространенное определение «интуитивно понятный интерфейс» в этом случае надо будет заменить на «естественный, понятный с первого взгляда».

Чтобы широкое сообщество пользователей могло на практике осваивать новые тенденции в области визуализации на стационарных и особенно на мобильных рабочих местах, необходимо развивать целый ряд смежных технологий. Визуализация – хотя, пожалуй, и самая важная, но всего лишь часть пользовательского интерфейса. На нынешнем этапе развития клиентских устройств все более значительную роль начинают играть приемы аудиовзаимодействия с пользователем. Аудио- и видеовозможности сегодня, как правило, приходится рассматривать совместно, поскольку в современных приложениях эти два направления стимулируют развитие друг друга. И наконец, построение интерфейса тоже становится компонентом более общей концепции usability, помимо возможностей представления информации предполагающей развитие прикладных функций. Развитие этих функций должно идти в таком направлении, чтобы желание пользоваться новыми возможностями аудио- и видеоинтерфейса возникало как можно чаще.

Попробуем перечислить по порядку практические достижения на этом пути, начиная с визуализации. Наиболее заметные тенденциями аппаратного совершенствования в данном направлении сейчас ассоциируются, пожалуй, не мобильными, а со стационарными устройствами. Примечательно, что в этом году основные производители вывели на рынок серию устройств класса Touchscreen PC (PC с сенсорным экраном). Речь идет о таких моделях, как Samsung All-in-One Series 7, Toshiba1210-ST4N22 или HP TuochSmart620 3D Edition PC. Последний оборудован возможностями 3D-видео, которое, правда, как признают эксперты, еще очень слабо востребовано в бизнесе. Единственным известным нам примером является использование данных клиентских устройств в индустрии высокой моды. Что касается широкого распространения программной поддержки технологии Touchscreen, надежды во многом возлагаются на MS Windows 8, где она, по свидетельству специалистов, реализована наиболее полно.

Что касается мобильных устройств, то основной и в общем известной тенденцией в сфере аппаратной поддержки визуализации продолжает оставаться их оборудование второй фронтальной видеокамерой.

Инновации в сфере аудиовозможностей пользовательского интерфейса, наоборот, сейчас скорее сосредоточиваются на мобильных системах. Этап освоения сенсорных технологий тут уже позади, а завоевывать аудиторию более совершенным usability все равно необходимо. Совсем недавнее приобретение со стороны Amazon компании Yap Inc. (стартапа, занимающегося системами распознавания голоса) – очень яркое тому подтверждение. При этом необходимо отметить, что, благодаря опять-таки недавнему выпуску со стороны Amazon планшетного компьютера Kindle Fire, эта компания всерьез начинает рассматриваться как конкурент Google и Apple и соответствующих продуктов этих компаний – Google’s Voice Actions for Android и Apple’s Siri. В явном виде присутствуют функции распознавания голоса и в Windows, начиная с версии 7. Стоит также сказать, что программная поддержка аудиоинтерфейса на системном уровне, хотя он менее важен по сравнению с видеовзаимодействием, как раз предполагает решение куда более сложных и ресурсоемких задач обработки информации. Речь прежде всего идет о распознавании речи и организации поиска информации в соответствии с естественными языковыми вопросами, а не по ключевым словам.

И наконец, еще один компонент совершенствования usability современных клиентских систем – сами прикладные программы. Именно они являются катализатором массового практического использования новых видео- и аудиовозможностей интерфейса. И здесь пути совершенствования можно, пожалуй, тоже разделить на два направления. Первое, более понятное, связано с возможностью осуществлять разнообразные официальные транзакции (заказы, резервирование, переводы, оплата) через Интернет. Это, безусловно, тема отдельного разговора, и здесь планомерное движение вперед ощущается очень давно.

Второе направление призвано привязать пользователей к сети менее формальными, иногда эмоционально привлекательными способами. А следовательно, и интерфейсные возможности в данном случае играют очень существенную роль Собственно, здесь собрано все то, что должно и может служить подготовкой к совершению сетевых транзакций. В этом направлении ставка однозначно делается на социальные сети (и прежде всего на Facebook), и, как вполне можно предположить, их роль как в повседневной жизни, так и в бизнесе заметно переоценивается. Расчет на категорию сетевых респондентов, которую в терминологии соцсетей принято называть друзьями, во многих случаях представляется неоправданно высоким. Если ориентироваться на присутствующие в программных сервисах функции, «друзья» должны днем и ночью помогать вам выбирать покупки, планировать путешествия, советовать осмотр тех или иных достопримечательностей т. д. И речь идет о людях, которые зачастую едва вам знакомы и почти всегда не входят в категорию друзей в истинном значении этого слова. Если же отбросить дискуссионные моменты вокруг эффективности и привлекательности использования некого «навесного оборудования» в виде соцсетей, сами базовые прикладные сервисы (будь то сервисы Google или Microsoft Bing) выглядят весьма достойно.

И наконец, несколько слов непосредственно о сферах применения прикладных функций – исходных драйверов развития новых интерфейсных возможностей, о которых мы, собственно, и говорим. Представляется, что основного коммерческого эффекта ИТ-компании ожидают все-таки от розничных направлений, прежде всего за счет массовости их применения. Анализ совокупности публикаций позволяет предположить, что в основном речь идет о развитии отрасли розничных продаж и индустрии развлекательных и деловых поездок. Именно здесь новые возможности визуализации наиболее востребованы. По оценке представителя компании Fitting Reality на проведенной в начале ноябре в Москве конференции Microsoft Fashon Retail Day, в ближайшее время предстоит решить еще массу задач на пути к созданию максимально реалистичных изображений, делающих процесс выбора товара в виртуальном пространстве наиболее приближенном к традиционному очному выбору. Фактически те же самые задачи повышения реалистичности стоят в и в индустрии туризма, хотя автоматизация в данной отрасли все-таки более выровнена в пределах мирового рынка, в то время как ситуация с розничной торговлей материальными товарами гораздо более локальна. Значит, практика применения новых средств визуализации тоже сильно зависит от местного рынка. Поэтому попутно скажем несколько слов о ситуации в России.

Шоппинг у монитора

Дискуссия о том, что совсем скоро товары перестанут покупать в супермаркетах и торговля переместится исключительно в онлайн, уже давно будоражат как интернет-, так и печатные СМИ. И все же, согласно результатам исследования Gfk Group, пока россияне предпочитают совершать покупки в обычных супермаркетах – только 20% отечественных интернетчиков пользуются услугами интернет-магазинов. При этом, по данным Gfk, наши западные соседи совершают покупки заметно чаще: так среди жителей Чехии почти 54% интернет-пользователей используют виртуальные магазины, в Словакии и Словении эта цифра приближается к 48%.

Невысокие показатели объемов интернет-торговли для России эксперты связывают со слабо развитой логистикой, а также с недостаточным доверием покупателей к платежным системам. Россияне с куда большей готовностью оплачивают покупки наложенным платежом, так как это избавляет их от необходимости использовать кредитные и дебетовые карты, которые в нашей стране пока не очень прижились. «Наложенный платеж товара все еще очень распространен в России. В OZON оплата товаров наложенным платежом составляет 80% заказов. Это объясняется особенностью российского потребителя, неразвитостью кредитных схем и низким уровнем доверия к платежным системам», – комментирует директор по продажам OZON Владимир Самаров на круглом столе Microsoft «Мультиканальный ритейл, или новые каналы взаимодействия с покупателем». Возможно, что отсутствие такой достойной доверия системы, как PayPal, также налагает определенный отпечаток на российский интернет-рынок.

И все же прогнозы аналитиков относительно развития интернет-торговли в России остаются позитивными. Директор отдела интернет-проектов и инноваций X5 Retail Group Тимофей Куликов на круглом столе Microsoft отметил, что уже сегодня крупногабаритные предметы, которые сложно доставить домой самостоятельно (холодильник, стиральная машина) покупают через всемирную паутину. Если же оценить рынок по категориям покупок, то окажется, что чаще всего россияне приобретают через сеть книги (13,7%), одежду и обувь (13,2%), бытовую технику (12,3%), аудио-видео (10,8%) и компьютерную технику (10,3%). При этом существует целый ряд отраслей, в которых пока сложно представить «победу» интернет-торговли. К ним стоит отнести пищевую отрасль – люди охотнее покупают еду в хорошо зарекомендовавших себя магазинах рядом с домом. Безусловно, нам не стоит ожидать и активной продажи дорогостоящих предметов через сеть – автомобили, драгоценности и прочие подобные вещи покупатели привыкли приобретать в офлайне.

Важно также не забывать, что все интернет-магазины предлагают такое количество функций, которые обычные универмаги просто не в состоянии вместить. Например, около каждого отдельного лота «висит» его полное описание, а ниже обычно располагаются комментарии от уже купивших этот товар. Очевидно, что «в реале» нелегко найти магазин, готовый не только выложить полную информацию о том или ином продукте, но представить объективное и непредвзятое мнение покупателей. К тому же, пожалуй, никакой реальный магазин не в состоянии вместить такого огромного количества наименований продуктов, сколько вмещают в себя некоторые онлайновые торговые площадки.

Среди предложений – и интерактивные панели, и использование специального ПО для телефона, с помощью которого можно получить всю информацию об определенном предмете, просто наведя на него мобильный. Заманчивой идеей экспертам кажется также использование экранов вместо привычных рекламных щитов, а также виртуальных примерочных, которыми можно пользоваться и из дома.

Многие из этих задач – это, по сути, задачи отображения информации. После того как они будут освоены ритейлом, ими, скорее всего, заинтересуются и многие другие отрасли.