Интеллектуальные технологии управления, применяемые для обеспечения безопасности жизни, развиваются в рамках инициативы формирования «разумных городов», но занимают в ней особое место. В отличие от других направлений Smart Security всегда присутствует как в явной, так и неявной форме.

Явная прежде всего подразумевает определенные преобразования деятельности правоохранительных органов и служб, ответственных за ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Но «умные территории» по определению предполагают непрерывный мониторинг ситуации по многим параметрам, будь то въезд транспорта на запрещенную территорию, образование недопустимых дефектов в строительных конструкциях или же внезапно ухудшающееся состояние здоровья человека, параметры жизнедеятельности которого находятся под постоянным контролем с помощью специальных датчиков. Число подобных систем слежения в городах, на других выделенных территориях и отдельных объектах, которые управляются с помощью концепции Smart, может достигать десятков и даже сотен тысяч. И практически по каждой из них проводится круглосуточный мониторинг. Постоянно возникающие небольшие отклонения заданных параметров могут оперативно корректироваться той же автоматикой или регламентными действиями, организуемыми в том числе и с помощью информационных технологий.

А вот более или менее серьезные отклонения почти всегда имеют выход на задачу обеспечения безопасности, которая при этом трактуется достаточно широко. Сюда наряду с прямыми действиями, направленными на недопустимость развития криминогенной обстановки, может быть включена и, казалось бы, совершенно другая проблематика: например, вопросы миграции населения, превышающей квоты, вопросы качества уборки территории в городе или обслуживания лифтов в жилых домах.

Если проблему безопасности трактовать именно в таком расширенном виде, мы сразу сталкиваемся с принципиально иной постановкой задачи в сфере безопасности. В данном случае оснащение правоохранительных органов инструментами борьбы с противоправными действиями или даже средствами их предупреждения — только часть задачи. Основная работа уже пересекается с областью предварительной выработки модели угроз. Приведем одну из характерных классификаций данной модели, представленной компанией IBM и ориентированной на объекты муниципального образования.

  • Угрозы природного характера
    ветры, грозы, интенсивные снегопады, крупный град;
    продолжительные дожди и ливни с высокой интенсивностью;
    сильные продолжительные морозы;
    обледенение и гололед, туманы;
    сильная продолжительная жара.
  • Угрозы техногенного характера (вызванные технологическим или человеческим фактором)
    пожары, аварии в инженерных системах, обрушение строительных конструкций;
    аварии с выбросом химических опасных веществ.
  • Террористические и криминальные угрозы
    взрывы, нападения на объекты, применение отравляющих или радиоактивных веществ;
    уничтожение, повреждение или хищение материальных ценностей;
    создание препятствий для нормального функционирования объектов.
  • Экологические угрозы
    инциденты, оказывающие существенное негативное воздействие на окружающую природную среду.
  • Информационные угрозы
    несанкционированный доступ к данным, нарушение работоспособности ИТ-систем.
  • Угрозы военного характера
    попадание в зону ведения боевых действий.

Анализируя вышеперечисленные пункты, можно легко сделать вывод, что возможность решать проблемы безопасности в городах, развитие которых во многом контролируется интеллектуальными технологиями управления, может развиваться только параллельно с развитием других направлений, которые, в свою очередь, позволяют производить непрерывный численный мониторинг различных параметров жизнедеятельности современного общества.

Трактовка термина Smart Security в широком смысле также выдвигает на первый план один из главных постулатов технологий интеллектуального управления — согласованность действий городских подразделений на базе информационной интеграции. Именно необходимость решать проблемы общественной безопасности связывает вопросы «умной медицины» с возможностью держать под постоянным контролем оперативную ситуацию на транспортных магистралях города. Работа по предупреждению развития криминогенной ситуации имеет отношение к оперативным данным по миграции населения. А отчеты единой городской системы видеонаблюдения становятся исходной информацией для корректировки планов и механизмов взаимного согласования действия различных муниципальных и федеральных служб. Связь эта, конечно, осуществляется регламентными действиями, хотя без применения ряда известных технологий информационной интеграции и электронных коммуникаций она тоже невозможна в принципе. Если проводить параллели между Smart Security и концепцией информационной безопасности (ИБ), более привычной ИТ-руководителям, то Smart Security и здесь отличается более широкой трактовкой. Она, безусловно, предполагает использование очень многого из того, что входит в концепцию ИБ корпоративного уровня (например, защита от вирусов или разграничение доступа к информационным системам), но не только. Помимо этого, Smart Security включает в себя по меньшей мере еще два направления:

    идентификацию и регистрацию физического перемещения людей и объектов;
    фиксацию огромного количества действий, которые сопровождают жизнь современного общества, в виде электронных транзакций и документов.

Иными словами, любая идентификации (от штрихкода до биометрии), а также автоматическое определение любой возможной динамики во всех проявлениях (от миграции людских потоков до перемещения отдельных элементов строительных конструкций) становится предметом «умной безопасности» в современной широкой трактовке этого термина. Кроме того, концепция Smart Security в значительной степени захватывает контроль прохождения транзакций, в основном представленных в виде организации двух- и трехсторонних отношений между тремя основными субъектами — гражданином, бизнесом и государством. Как правильно отмечает в своем интервью председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая (см. стр. 4), эффективность внедрения электронного правительства достигается не столько за счет комфортности работы, которую предоставляют современные ИТ, сколько за счет возможностей, позволяющих ограничить злоупотребления. И наконец, емкость концепции Smart Security проявляется непосредственно в базовых технологиях. Круг рассматриваемых вопросов тут опять оказывается намного шире, чем тот, который обычно очерчивается темой информационной безопасности корпоративного уровня.

Прежде всего приходится говорить об уровне информационной аналитики и уровне поддержки принятия решений. Нельзя сказать, что аналитические модели и вычисления ранее не использовались в корпоративной ИБ. Но в случае Smart Security применение этих технологий выходит на качественно новый уровень (подробнее об этом см. статью на стр. 46).

На более фундаментальном уровне начинает работать и широкий спектр решений в области идентификации и позиционирования. Если в традиционной концепции ИБ им в основном отводилась роль инструментов фиксации событий, то в Smart Security они все начинают больше ассоциироваться с весьма разнообразными и часто нетривиальными алгоритмами, функционирующими в основном в реальном масштабе времени. Речь прежде всего идет о технологиях автоматического распознавания, связанных с массовым применением систем видеонаблюдения, геолокации, биометрии и ряда других современных решений.

В качестве резюме хотелось бы сказать, что если вопросы безопасности действительно будут рассматриваться в широком смысле, то результат их применения всегда окажется симбиозом роста степени защищенности человека от различных неблагоприятных факторов и повышения качества и комфортности его жизни.