Прежде чем приступить к изложению темы, хотелось бы уточнить, что такое безопасный регион и что такое антикризисное управление.

Слово «безопасность» имеет множество формулировок. Рассмотрим некоторые из них.

Безопасность — это такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности ее функционирования и развития.

Безопасность человека — это такое состояние человека, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом и не препятствуют достижению определенных желательных для человека целей.

Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз или отсутствие таких угроз.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что вопросы безопасности неотъемлемы от совершенствования процессов жизнедеятельности человека на зрелых стадиях развития.

Словосочетание «антикризисное управление» тоже имеет множество толкований, в основном относящихся к финансовой, экономической и социальной сфере. Приведенное мной понятие антикризисного управления позволяет рассматривать его как в контексте безопасности человека, так и применительно к объекту или территории, муниципальному образованию, субъекту Федерации или страны в целом.

Антикризисное управление — это система управления, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных явлений посредством использования всего потенциала современных технологий, разработки и реализации специальных программ, совершенствования систем взаимодействия и функционирования объектов и субъектов, позволяющая повысить оперативность реагирования, а также эффективность применения сил и средств и уменьшений ущерба. Я бы подчеркнул фундаментальность данного определения. Именно оно подсказывает, какие акценты следует ставить, стремясь реализовать концепцию безопасности. Замечу также, что мы здесь ведем речь именно о концепции управления безопасностью в целом, а не об оперативном реагирования на те или иные инциденты и даже не о попытках предотвратить их по отдельности. Это достаточно важно. Именно антикризисное управление — ключевое понятие для нас. Во многом это синоним другого распространенного ныне термина — «умная безопасность» (smart security).

Данная формулировка, по сути, уже определяет набор требований, которые мы должны предъявлять к ИТ-системе поддержки антикризисного управления, внедряемой на практике. Комплексный характер мер заставляет нас добиваться одновременно обеспечения как безопасности каждого человека, пребывающего на определенной территории, так и безопасности находящихся на ней объектов. Комплексность означает, кроме того, возможность разных служб интегрировать свою деятельность в рамках единой системы.

Эффективность же тесно связана с гибкостью системы, или, иными словами, с ее способностью адаптироваться к работе в разных ситуациях. Повышение эффективности работы при минимизации затрат на обеспечение безопасности позволяет решать задачи в проактивном режиме. Нельзя сказать, что превентивные меры не использовались ранее, но информационные технологии очень сильно способствуют решению этой важнейшей задачи.

Регион и его программы

Вышеперечисленные параметры систем, реализующих концепцию антикризисного управления, мы пытались реализовывать в создаваемой информационной системе. Но сначала скажем несколько слов о самом регионе.

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — один из важнейших стратегических регионов России, имеющий на своей территории объекты по добыче, переработке и транспортировке нефти, газа и электроэнергии. Среди субъектов РФ Югра занимает первое место по добыче нефти, первое место — по производству электроэнергии, первое место — по объему промышленного производства и второе место — по добыче газа. Понятно, что в округе существует высокий риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В настоящее время руководство региона уделяет особое внимание совершенствованию системы безопасности в следующих направлениях:

  • защищенность человека и его имущества;
  • защищенность объектов экономики и социальной сферы;
  • защищенность территорий муниципальных образований и в целом региона.

Правительство автономного округа приняло 29 целевых программ, реализация которых должна значительно повысить качество жизни граждан автономного округа и их безопасность. Среди них можно выделить следующие:

  • Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Профилактика правонарушений в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2011—2013 годы»;
  • Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Информационное общество — Югра» на 2011—2013 годы»;
  • Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Укрепление пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2011—2013 годы и на период до 2015 года»;
  • Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2012—2014 годы и на период до 2016 г.».

Реализация этих программ обязывает нас уже сейчас оснащать подразделения экстренных оперативных служб (пожарных, спасателей, медиков, полиции и т. д.) современной техникой, оборудованием, средствами связи, а также внедрять в автономном округе электронные системы управления. Поскольку наш разговор в основном сосредоточен на использовании подобных систем, скажем подробнее именно о них. Речь идет о «Территориальной информационной системе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» (далее по тексту — ТИС Югры) и «Автоматизированной информационной управляющей системе территориальной подсистемы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций России в рамках антикризисного управления» (АИУС ТП РСЧС ХМАО, или АУИС ХМАО). Эти системы имеют в своей основе единый информационный ресурс с централизованным банком хранения данных, с возможностью картографической привязки.

Две ключевые системы

ТИС Югры — это информационная система, предназначенная для сбора, хранения, обработки и предоставления информации с целью информационного и научно-аналитического обеспечения решения задач, связанных с управлением социально-экономического развития автономного округа. Основная цель создания на территории округа ТИС Югры — повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

ТИС Югры представляет собой надведомственную информационную систему, которая интегрирует информационные ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в единое информационное пространство, обеспечивая при этом единое, согласованное представление об объектах реального мира. Архитектурно ТИС Югры состоит из нескольких взаимосвязанных компонент, позволяющих решать задачи: оперативного сбора информации, включая организацию информационного обмена с действующими информационными системами в режиме реального времени; хранения информационных ресурсов различных видов (табличные, пространственные, многомерные и фактографические данные) в привязке ко времени; комплексного представления информации с учетом ее вида, при котором достаточно просто получать полную информацию об интересующем объекте от его местоположения до сканированного официального документа, подтверждающего представленные в ТИС Югры данные об этом объекте; администрирования ТИС Югры.

ТИС Югры функционирует в Web-технологии. Посредством Интернета пользователи ТИС Югры могут создавать и модифицировать данные в рамках своих полномочий, определять пространственное местоположение объектов, формировать и просматривать фиксированные запросы. ТИС Югры обеспечивает прямой доступ к информационным ресурсам ведомственных информационных систем за счет реализации ТИС Югры в сервисно ориентированной архитектуре. Прямой доступ к данным, расположенным в ведомственных информационных системах, необходим при детализации информации за счет ведомственной информации. Современные архитектурные решения, использованные при построении ТИС Югры, обеспечивают постоянную и оперативную информационную поддержку принятия решений.

Эффективность информационной поддержки органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством ТИС Югры достигается за счет оперативного предоставления высокоинтегрированной информации. Согласованность информации позволяет всем участникам информационного обмена однозначно воспринимать текущую ситуацию. А поскольку информация предоставляется комплексно, это обеспечивает представление текущей ситуации несколькими ведомствами одновременно как единого целого.

В концепции Антикризисного управления обеспечение безопасности автономного округа подразумевает, с одной стороны, использование самых достоверных и актуальных данных, постоянное их обновление, доступность единой картографической основы различных масштабов, согласованного и целостного восприятия текущей ситуации, с другой стороны — налаживание оперативного обмена информацией между различными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

ТИС Югры покрывает необходимые потребности в информационном обеспечении органов государственной власти, решая задачи Антикризисного управления. При интеграции ведомственной информационной системы АИУС ХМАО в единое информационное пространство ХМАО — Югры можно будет, с одной стороны, обеспечить АИУС ХМАО интегрированными и согласованными информационными ресурсами ТИС Югры, а с другой стороны — представить посредством ТИС Югры оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях в согласовании с иными информационными ресурсами ХМАО — Югры.

Система предоставляет возможность создавать и модифицировать объекты хранилища, а также просматривать и формировать фиксированные запросы в хранилище атрибутивной информации — словом, играть роль надежного средства хранения и доступа к структурированной информации, важной для управления округом.

Истинная «изюминка» функционала системы — активное использование ГИС-технологий. Возможность просматривать отдельные информационные слои превращает систему в мультиотраслевое решение. Иными словами, в ней имеется возможность одинаково эффективно анализировать, скажем, ситуацию с возникновением пожаров, территориальное распространение влияния тех или иных катастроф или резкое ухудшение дорожной обстановки. Известно, что в современной концепции обеспечения безопасности активно освоенных территорий эффективное решение любой задачи подразумевает налаживание оперативного обмена информацией между различными службами.

АИУС ХМАО — это совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих автоматизированное взаимодействие систем сбора и обработки информации в интересах оперативного взаимодействия всех органов управления на муниципальном уровне и уровне управления отдельными объектами. Основные свойства данного комплекса как раз вытекают из приведенного выше определения антикризисного управления.

Первое, о чем хотелось бы сказать, — это адаптивность АУИС ХМАО к изменениям в работе аппаратно-программного комплекса Единой дежурно-диспетчерской службы 112 муниципальных образований (ЕДДС-112), к меняющимся требованиям нормативно-правовой базы и др. Также очень важно, что с помощью поставляемых средств администрирования, настройки и разработки мы имеем возможность вносить изменения и дополнения в программные интерфейсы и в алгоритмы функционирования, в том числе и без участия разработчика. Здесь надо сказать, что сам факт поддержки ЕДДС-112, интегрирующей в себе возможности скоординированной работы нескольких служб, обеспечивающих безопасность по отдельным функциональным направлениям, — характерный признак развития антикризисного управления.

Другие свойства, заложенные в АУИС ХМАО, также определяют требуемую концепцией антикризисного управления гибкость информационной поддержки. Речь идет о следующих характеристиках.

Расширяемость — обеспечение возможности добавлять новые или изменять имеющиеся функций без изменения остальных функциональных компонент системы.

Мобильность (переносимость) — обеспечение возможности переносить специальное программное обеспечение и данные при модернизации или замене аппаратно-программных платформ.

Интероперабельность — способность к взаимодействию с другими автоматизированными системами, не входящими в ее состав; Архитектура системы, в свою очередь, также свидетельствует о ее направленности не только на контроль за оперативной обстановкой, но и на поддержку управленческих задач в сфере безопасности в целом. Ее отдельные подсистемы отвечают за сбор информации, ее отображение, контроль и оценку оперативной обстановки, а также (в случае необходимости) оповещение населения об опасности. Кроме того, в ней заложен функционал, позволяющий решать задачи, не требующие предельной скорости исполнения, но связанные, скажем, с анализом исторической информации и предусматривающие тесное согласование действий между различными функциональными подразделениями. Именно поэтому в состав АУИС ХМАО были изначально включены модуль интеграции, модули планирования и ведения архива. Если мы стремимся разработать ИТ-систему, реализующую принципы антикризисного управления, то мы вынуждены уделять самое серьезное внимание ее интеграционным возможностям. Кстати, они уже сегодня активно востребованы в практике нашей работы. Речь идет о возможности взаимодействия с другими системами, эксплуатируемыми в ХМАО и не только. Я имею в виду подсистемы взаимодействия с ведомственными ситуационными центрами, оперативными ведомственными службами, с ведомственными системами видеонаблюдения, с ТИС Югры, а также с информационно-навигационными системами.

Говоря о конкретных функциях АУИС ХМАО, хочется еще раз подчеркнуть не столько возможность мониторинга оперативной деятельности (что, конечно же, подразумевается по умолчанию), сколько важность решения управленческих задач в сфере безопасности. А управление в данном случае тесно связано с оценкой рисков и, как следствие, с возможностью прогнозировать си­туацию.

Система действительно предоставляет возможность прогнозировать риски ЧС на критически важных объектах и подготавливать информацию для подготовки мер по обеспечению необходимого уровня защищенности этих объектов. В частности, к возможности предвидеть развитие ситуации и заранее обеспечивать разработку комплекса ответных действий имеют прямое отношение следующие функции, заложенные в систему:

  • создание системы мониторинга и прогнозирования ЧС, постоянно контролирующей состояние окружающей среды и позволяющей полученать прогностическую информацию о возможном возникновении ЧС;
  • сбор, накопление и актуализация данных, выполнение расчетных задач для построения модели развития возможных ЧС и их последствий в автоматизированном режиме с использованием КПО;
  • количественная оценка ущерба и разработка мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.

Эффективность измеряема

Конечно же, никакая работа не может проводиться без постоянной оценки ее результатов, и крайне желательно — в количественной форме. Это можно сказать и о развертывании информационных систем в целях решения комплексных задач безопасности.

Реализация вышеописанных мероприятий позволяет улучшить ряд показателей, характеризующих безопасность граждан и территории. В частности, целевые ориентиры на сегодняшний день таковы:

  • уменьшение среднего времени реагирования оперативных служб при происшествиях на 5 минут (по отношению к показателю 2011 г.);
  • уменьшение времени прохождения информации и ее обработки дежурно-диспетчерскими службами (ЦУКС, ЕДДС-112, в том числе службы экстренного реагирования) о происшествии (пожаре, ДТП и т. д.) до 1—2 минут;
  • сокращение количества происшествий, повлекших гибель людей при ЧС (пожаре и происшествии) и на воде, — не менее 3%;
  • сокращение количества пострадавшего населения — не менее 10%;
  • снижение экономического ущерба от пожаров, ЧС, ДТП — не менее 3%.