Приступая к написанию серии материалов, посвященных облачным технологиям (первую статью см. IE, 2012, № 11, с. 27) , мы были вынуждены начать с инфраструктурных аспектов. Думается, что попытка рассказать о наиболее характерных особенностях облаков под таким углом зрения была как раз не самой сложной задачей. И не в последнюю очередь потому, что отечественные специалисты в сфере корпоративной автоматизации преимущества облачных технологий в основном воспринимают с позиций ИТ-инфраструктуры. Именно таким образом воспринимается, например, столь важное преимущество облаков, как масштабируемость. Под тем же углом по сути рассматривается, скажем, и возможность централизации вычислительных ресурсов, обеспечиваемая облаками.

Надо сказать, что способность облачных технологий выгодным для пользователя образом преобразовывать базовые вычислительные ресурсы не теряется и в том случае, когда мы рассматриваем их с точки зрения перспектив развития сервисного подхода. Просто для этого нужен уже чуть более объемный взгляд на проблему.

Сперва, однако, кратко напомним те основные тезисы, которые мы подчеркивали в прошлый раз, говоря об облачной инфраструктуре.

1. Понятие «ИТ как услуга» существует уже много лет. Оно очень активно эксплуатировалось при внедрении различных процессов ITSM, когда термина «облако» просто не существовало.

2. Целью виртуализации, по сути краеугольной идеологии построения облачной модели вычислений, сейчас в основном является объединение виртуализируемых серверов в отказоустойчивые кластеры. То есть формирование единого, в значительной степени «однородного» ресурсного пула, на базе которого можно было бы легко выделять отдельные «порции» ресурсов строго под решение конкретной задачи.

В рамках данного материала мы больше поговорим о преимуществах облачных технологий в контексте сервисного подхода.

Итак, концепция управления ИТ как сервисом, как было сказано еще в прошлый раз, начала активно формироваться с появлением и ростом популярности процессов ITSM еще в дооблачную эпоху. Базовыми понятиями ITSM являются процессы проектирования, разработки и предоставления ИТ-услуг, а также управления их изменениями. Того, что самим ИТ-системам для реализации этих задач хватит гибкости и соответствующие изменения будут оптимальными с экономической точки зрения, ITSM не гарантировал и гарантировать не мог. Сегодня же, с «выходом в свет» облаков, подобные гарантии становятся более чем реальными.

Вместе с тем появляются и дополнительные вопросы. И один из наиболее важных — вопрос равных возможностей в автоматизации процессной и ресурсной составляющих.

Иными словами, не исключена ситуация, когда с управлением масштабируемостью базовых ИТ-ресурсов у нас все в порядке, но это не позволяет продвинуться вперед из-за проблем с автоматизацией процессной части даже при том, что соответствующие процессы были грамотно спроектированы «на бумаге».

Или наоборот, когда технологии ресурсной масштабируемости не поспевают за той гиб­костью, которая является результатом зрелой автома­тизации конфигурирования прикладных сервисов и управления их работой. В этом случае тоже неминуемо возникает конфликт. Даже если мы полностью готовы масштабировать услугу, ИТ-специалисты все равно будут вынуждены останавливать систему, а затем долго вручную перераспределять серверы приложений по имеющимся физическим ресурсам. Да и не факт, что имея такие грубые, дискретные ин­струменты настройки, как совокупность отдельных ап­паратных систем, удастся вообще подобрать хоть сколько-нибудь оптимальную конфигурацию.

То же самое можно сказать и о других важных параметрах систем корпоративной информационной поддержки. Например, о надежности или о возможностях по управлению изменениями. Если в автоматизации процессной и ресурсной составляющих появляется ощутимый зазор, о полноценном достижении указанных характеристик не может быть и речи.

Конвергенция платформ

Теперь рассмотрим те же самые вопросы движения технологий корпоративной автоматизации к полноценной сервисной модели не в теории, а в уже привычных терминах облачных вычислений. Здесь, как мы знаем, имеют место три ключевых понятия — IaaS, Paas и SaaS, обозначающие соответственно работу в режиме предоставления сервисов инфраструктуры, платформы для развертывания приложений и самих прикладных систем. Куда меньше известно, что эти понятия на самом деле конвергируют. Другими словами, развитое облачное решение предполагает, что на его базе могут быть развернуты любые функции, касаются ли они управления выделением вычислительных ресурсов, развертыванием прикладных сервисов или их эксплуатацией. Решения эти строятся по вертикальному принципу, предполагающему надстройку одной категории функций поверх другой.

По сути все это касается того же тезиса о необходимости равенства зрелости ресурсной и процессной автоматизации, о чём мы уже подробно говорили выше.

Да, пока ситуация с принятием единых стандартов облачных решений явно не идеальна. Однако тенденцию их развития, предполагающую конвергенцию концепций IaaS, Paas и SaaS, с большей или чуть меньшей очевидностью мы сейчас наблюдаем практически во всех значимых для рынка решениях, будь то продукты наших прямых конкурентов, известных поставщиков публичных облачных сервисов типа Google и Amazon, или же независимые облачные проекты, развиваемые сообществом разработчиков по модели открытого кода. Та же ситуация складывается и с решениями Microsoft. В частности, небезызвестная платформа Microsoft Azure сначала вполне явно позиционировалась как решение класса PaaS. Однако с течением времени появлялось все больше оснований для того, чтобы ассоциировать её с предоставлением прикладных сервисов, то есть с моделью SaaS.

Организационной основой подобной конвергенции, я считаю, является совместная работа крупного поставщика облачных решений с его партнерами. В качестве хорошего примера могу назвать решение CloudOffice, предлагаемое на базе облачной платформы Microsoft компанией «Ай-Теко» и направленное на автоматизацию некоторых вполне классических офисных функций. Не слишком вдаваясь в подробности, скажу лишь о механизме «разделения труда» в такого рода ситуациях. Речь идет о том, что Microsoft предоставляет облачные сервисы по выделению ресурсов, а также сервисы по развертыванию и конфигурированию прикладных функций, в то время как сами эти функции (опять-таки в соответствии с сервисной моделью) формируются усилиями компании-партнера.

Данный пример является показательным еще и потому, что здесь мы имеем дело со вполне традиционным функционалом ИТ-поддержки, облеченным вместе с тем в сервисную форму. В результате такой трансформации возможности развертывания этого решения расширяются очень значительно. Оно может быть помещено в частное облако самого заказчика, в публичное облако компании «Ай-Теко» или даже разделено между ними. При этом вся «вертикальная» цепочка облачных сервисов (выделение ресурсов — сервисы управления жизненным циклом прикладных решений — сами прикладные решения) отнюдь не является инструментом разового развертывания решения, которым пользуется интегратор. Она в полной мере остается в руках пользователя как средство дальнейшей оптимизации.

Более того, такая форма классического функционала офисной автоматизации скорее всего позволит получать преимущества, которые на сегодня еще не достигнуты. Речь, например, может идти о еще не реализованном потенциале интеграции различных облачных решений. В результате ИТ-подразделение оказывается способным сосредоточиться на своих основных функциях — определении необходимых ИТ-сервисов, выработке параметров SLA и реализации оптимальных схем их предоставления.

Универсальный инструмент

Подойдем еще ближе к реализации сервисной модели, на этот раз остановившись уже не на популярных схемах готовых ИТ-сервисов, а на инструментах, обеспечивающих их жизненный цикл. Остановимся на семействе решений компании Microsoft.

Для того чтобы обеспечить ресурсную базу, о чем мы говорили в прошлый раз, необходимо иметь Windows Server, а также Hyper V. В совокупности эти решения способны виртуализировать ресурсы прежде всего в «облачном смысле» (то есть в смысле формирования единого пула). Но если мы говорим не только об инфраструктуре, но и о конечных ИТ-сервисах, то необходимо, чтобы данная ресурсная база была постоянно доступна, чтобы она могла быть поделена между задачами, чтобы её легко было разворачивать и масштабировать. Для этого в составе Microsoft System Center имеются два компонента — так называемый Virtual Machine Manager для управления виртуализированной инфраструктурой и Operations Manager для мониторинга ИТ-систем.

Чтобы реализовать процессную часть автоматизации ИТ-сервисов, используется компонент System Center, который называется Service Manager и «ответственен» за автоматизацию предоставления ИТ-услуг бизнесу. Таким образом, мы по сути снова возвращаемся к тем же процессам ITSM, актуальность которых по-прежнему высока. Но очень важно, что возвращаемся мы к ним теперь на принципиально новом уровне, предполагающем тесную связь традиционного сервисного подхода, идущего от ITSM, с деятельностью в области менеджмента виртуализированных ИТ-ресурсов. Образно говоря, создавая с помощью технологий виртуализации единый ресурсный пул, мы получаем возможность «лепить» из него любые инфраструктурные конфигурации. Следуя же по пути формирования сервисной модели от ITSM-процессов, мы в конце концов четко определяем, что же конкретно нам необходимо «вылепить».

Упомянем еще один важный компонент, входящий в System Center, который называется Orchestrator. Корпоративные пользователи в общем уже знакомы с понятием оркестровки бизнес-процессов, которое по сути связано с более общим термином информационной интеграции. В нашем же случае мы говорим об оркестровке не бизнес-, а ИТ-процессов, предполагающей, кстати, возможность формирования ИТ-услуг в том числе и с использованием систем любых сторонних производителей. В рамках работы с продуктом Orchestrator можно создавать сценарии использования систем (так называемые Runbooks) и уже с их помощью посредством простой графической нотации и, в случае необходимости, скриптовых языков — описывать работу с ИТ-системами. Еще раз подчеркну, что в области информационной поддержки бизнес-процессов концепция оркестровки давно доказала высокую гибкость и эффективность. Хорошо известный продукт Microsoft BizTalk уже более десяти лет успешно используется в задачах построения и интеграции бизнес-процессов. Сейчас же благодаря облакам и виртуализации появляется прекрасная возможность обеспечить подобную гибкость и в управлении ИТ-сервисами.