Система Sage ERP X3 в Россию пришла недавно. Чем она может привлечь российские предприятия?

Как известно, бизнес не может стоять на месте: он либо растет, развивается и меняется, обогащаясь новыми элементами, либо прекращает свое существование. В результате успешно работающее малое предприятие со временем становится средним, задачи, которые ему приходится решать, усложняются и у него возникает потребность в более мощной и функционально богатой управляющей системе. Следовательно, разработчик таких систем, чтобы удержать наиболее ценных клиентов, должен развивать свой продукт в соответствии с ростом их бизнеса. Об этом много говорилось на очередном ежегодном конгрессе компании Sage Group — одного из широко известных мировых разработчиков систем управления предприятиями. В нынешнем году на встречу, прошедшую в апреле в Берлине, впервые были приглашены представители реальных и потенциальных клиентов Sage — современных, динамичных, инновационных компаний. Как ни избиты эти определения, они отражают суть дела.

Большинство клиентов Sage — малые предприятия, а флагманский продукт, на котором она фокусирует свои усилия, — система Sage ERP X3 — адресована сегменту среднего бизнеса и предназначенное для производственных компаний различных отраслей, компаний сферы дистрибуции и профессиональных услуг. С января этого года направление Sage ERP X3 в Европе выделено в особое подразделение. На берлинской встрече было объявлено о появлении у Sage ERP X3 четырёхтысячного клиента, и это важная веха — при том, что общее количество клиентов группы Sage превышает 6 млн. Несколько слов о компании Green Resources, с которой был заключен «юбилейный» контракт. Она норвежская, но ведет деятельность в Восточной Африке — выращивает лес и продает его, причем как для традиционного использования (строительство, деревообработка, производство бумаги), так и в качестве возобновимого биоэнергетического сырья. Это одна из первых международных компаний, начавших получать углеродный доход, то есть доход от продажи на рынке средств, сокращающих выбросы парниковых газов.

На российский рынок Sage вышла недавно: в 2010 году московская консалтинговая группа Energy Consulting заключила с ней партнерское соглашение и приступила к созданию версии Sage ERP X3, локализованной для нашей страны. Работы заняли около полутора лет, и лишь после этого начались продажи продукта в России. Инвестиции в проект исчисляются миллионами евро, но оба партнера уверены, что деньги и силы потрачены не зря.

Много языков, много законодательств

В числе первых российских покупателей Sage ERP X3 было находящееся в Санкт-Петербурге подразделение компании Olmix — французского производителя продукции для животноводства (добавок для кормов, осушителей подстилок, лечебных препаратов). На вопросы Intelligent Enterprise отвечал Жан-Мари Буше, директор OLMIX по международным проектам.

Intelligent Enterprise: У OLMIX — сложная логистическая структура: заводы находятся в четырех разных странах, продукция поставляется в 65 стран. Все это централизовано?

Жан-Мари Буше: Да, нам удалось этого добиться. Нам очень важно было охватить все наши европейские заводы системой Sage ERP X3, потому что у нас много производств и много логистических потоков. Приведу цифру: за год через наши производства проходит от стадии сырья до выпуска в продажу около 300 тыс. тонн продуктов. Мы должны всем этим хорошо управлять, и Sage ERP X3 позволяет нам это делать.

Все наши заводы, кроме одного, находящегося во Франции, который работает с нанотехнологическими продуктами, производят микроэлементы — добавки для животноводческих кормов. Производства полностью аналогичны, так что мы поддерживаем общие для всей группы базы данных. Покупатели этой продукции — производители кормовых смесей. Каждое подразделение автономно и само управляет своими операциями, российская компания работает в основном с клиентами в России и соседних странах — на Украине, в Казахстане, Белоруссии, Эстонии, Литве, Латвии. А мы в центре видим полную картину того, что происходит в подразделениях, и осуществляем координацию — это, собственно, моя функция, то, чем я занимаюсь на своем посту.

Почему вы выбрали Sage ERP X3?

Во Франции у нас уже давно использовалась предыдущая версия, которая нас полностью удовлетворял. Но когда мы поставили задачу стандартизировать все процессы на наших предприятиях в других странах, нам понадобилась система, поддерживающая работу с разными языками и, что еще важнее, с разными национальными законодательствами. Работы в России еще идут, их завершение по плану — 1 июля. После этого мы продолжим внедрение в других странах — в Китае и Америке.

А раньше российское подразделение использовало систему автоматизации кого-то из национальных разработчиков?

Да, «1С» — самую популярную российскую систему. По внутренним причинам не было необходимости ее менять, но для нас было важно консолидировать все данные, поскольку нам как международной группе необходимы единообразные оперативные показатели от всех филиалов, позволяющие понять, где мы и во что нам вкладывать средства. Так что завод перешел на локализованную для России версию Sage.

Можете ли вы сравнить внедрение в разных странах — где оно шло сложнее, где проще?

Проще всего было, разумеется, во Франции, где был опыт работы с продуктом и требовалось только перейти на его более новую версию. В Румынии было сложнее, потому что для этой страны не существовало локализации, и ее специально для нас разработал интегратор Deveho Consulting. Соответственно и времени мы потратили несколько больше.

И еще одно: для нас важно, чтобы интегратор был готов вложиться в наш продукт. Это как своего рода гарантия — мы готовы оказаться в числе первых пользователей Sage в России, но не хотим остаться в одиночестве. Поэтому мы очень и очень рады, что у Sage становится все больше российских пользователей.

Уложиться в срок и выйти на старт

Команда «Формулы-1» ничего не продает — только собирает машины, готовит их к соревнованиям и участвует в гонках. Но это предполагает очень серьезное производство, управление которым необходимо (или по крайней мере очень желательно) автоматизировать. Вот несколько ответов, которые дал на вопросы журналистов Кевин Ли, операционный директор команды Marussia F1, которая внедрила Sage ERP X3 к началу сезона 2012 года.

Intelligent Enterprise: Насколько необычно для команды «Формулы-1» использовать ERP-систему?

Кевин Ли: Здесь нечему удивляться — на самом деле все серьезные команды пользуются ERP-системами: я знаю, например, что Red Bull использует Epicor, а Lotus — Microsoft Dynamics. Да, мы не выпускаем никаких товаров для рынка, но тем не менее производим автомобили, и процессы, связанные с управлением производством, — взаимодействие с поставщиками, закупки, планирование — необходимы нам в полном объеме.

Необходимы ли гонщикам какие-то особые функции ERP?

Вряд ли. Что касается нас, то мы взяли стандартную конфигурацию Sage ERP X3 и не делали никаких индивидуальных настроек. Даже развернули не всё, что нам требовалось, — только сейчас, например, планируем подключить крайне нужный модуль работы с персоналом. Нам важно другое — сроки: день и час начала гонок не сдвигаются. Обычно на развертывание Sage ERP X3 требуется четыре месяца, а у нас было только два, и мы должны были успеть, чего бы это ни стоило.

Установленная система охватывает весь наш финансовый блок и все, что я отношу к производству, — мастер-данные по деталям, ведомость материалов, записи по деталям и узлам, закупки, контроль качества поступивших деталей, сборку и другое. У нас огромное количество поставщиков, изготавливающих для нас детали на заказ, и система позволяет видеть, в какой стадии процесса находится деталь: отправлена ли на изготовление, готова ли, поступила ли на инспекцию, прошла ли тестирование. Раньше я должен был ходить по мастерским и спрашивать: вы отправили чертежи? получили деталь? оплатили счет? Теперь вся эта информация доступна мгновенно.

Что вы выиграли от внедрения Sage ERP X3?

Главное преимущество — это централизация и видимость данных. Мне сложно привести цифры, которые отражали бы рост эффективности — просто нет соответствующих метрик, — но я уверен, что мы существенно выиграли, например, стали быстрее получать заказанные грузы. В дальнейшем мы предполагаем интегрировать Sage ERP X3 с сис­темой PLM, но нужно будет по­дождать, пока для этого появятся условия.

Взгляд на Россию из Европы

О перспективах Sage в России мы беседовали с главой подразделения Кристофом Летелье.

Intellihent Enterprise: Много у вас клиентов в нашей стране?

Кристоф Летелье: Сказать, что их много, было бы явным преувеличением. На сегодня их шесть. Но мы уже знаем и продукт, и то, как он вписывается в российский рынок, и я думаю, на нём-то для нас имеются значительные перспективы. У Sage ERP X3 во всем мире лишь 4000 клиентов. Это очень малая доля рынка, но она тверда и растет.

Вы согласны, что главный конкурент Sage на российском рынке — это национальные разработчики ERP? Что может подвигнуть компанию к переходу с имеющейся у нее национальной системы на Sage ERP X3?

Я думаю, в России ситуация не отличается от других стран: рынок ERP везде развивается от локальных предложений в сторону более универсальных систем.

Одна из главных причин — выход на международный рынок. Если компания в своем развитии поставила себе такую цель, глобальные продукты сразу приобретают для нее большую ценность.

Сильной стороной Sage ERP X3 считается поддержка работы с разными языками и законодательными системами. При создании локализованной версии для России в систему была добавлена крайне актуальная у нас возможность параллельного ведения учета по нескольким финансовым моделям. Доступна ли она в других версиях помимо российской?

Мы модифицировали ядро системы, поэтому изменения доступны везде. Запрос был специфически российским, использование — нет, у нас есть в других странах клиенты, которые применяют эту функцию.

Вы планируете предложить в России облачную версию, когда она будет готова?

Мы не хотим преждевременно обнародовать свои планы, поэтому скажу только одно: облако по определению не имеет границ. Другое дело, что не следует переоценивать востребованность облачных решений на рынке ERP — ни в России, ни во всем остальном мире. Из наших нынешних российских клиентов облако, по моей оценке, может заинтересовать только одну компанию — разработчика игр. Производственные предприятия не станут переходить в облако, по крайней мере сейчас. Через несколько лет — посмотрим.

Мы должны быть в облаке и должны правильно сформулировать свое видение облачных технологий. Разумеется, мы не поставим всё на облако, если наши клиенты предпочитают традиционную установку. Часть облачного решения — хостинг: клиенту просто удобнее не держать сервер у себя и снять с себя все заботы о поддержке инфраструктуры. На сегодня около трёхсот наших клиентов работают в таком режиме. Это не SaaS — они владеют своей инфраструктурой, данными, системами безопасности и точно знают, что произойдет, если они сделают то-то и то-то, поскольку их система не смешана с множеством других.

Но мы будем двигаться в сторону истинного облака, потому что оно меняет пользовательский опыт, наше отношение к ПО вообще, модернизирует ПО и в действительности создает среду, где проще и легче обновлять систему. Мы обязательно пойдем по этому пути.