Союз ИТ­-директоров при активном участии ВШЭ, МЭСИ и Финансового университета уже не первый год продвигает в России концепцию развития СМАРТ­-общества. Данная тема, как теперь говорят, является зонтичной и включает в себя современные «умные» технологии производства, образования, управления городом и многое другое.

В нынешнем апреле был проведен первый конгресс, посвященный развитию СМАРТ­-общества в России (http://www.smartcongress.ru/). В прошлом году мы ездили в Сингапур, где начали знакомиться с опытом практического внедрения данной концепции в масштабах государства. В этом году посетили Сеул, на очереди скорее всего Шанхай. Сама концепция «СМАРТ» родилась в Азии, и здесь же ее практическое воплощение можно наблюдать, пожалуй, наиболее отчетливо.

Я считаю, что нами уже накоплена и отчасти систематизирована информация, касающаяся практического применения концепции СМАРТ, равно как и ее отдельных направлений. И есть уже мысли, которыми можно поделиться по этому вопросу.

Хочу сосредоточиться на итогах поездки в Сеул и на том, что в разных сообществах сегодня понимают под СМАРТ­-образованием.

Три компонента нового общества

СМАРТ-­общество, как я себе его представляю, формируется на основе развития трех направлений, тесно связанных между собой. Это прежде всего СМАРТ-­образование, о котором далее поговорим подробнее. Второе — то, что я называю СМАРТ-­управлением. Это управление, которое совершенно неотделимо от использования интеллектуальных и коллективных технологий, включая краудсорсинг, управление знаниями, Big Data. За счет использования таких технологий формируется, в частности, очень эффективный механизм распространения необходимых в данный момент компетенций, которые всегда будут крайне востребованы СМАРТ-обществом. И наконец, третье — то, что мы называем «умным городом», или, несколько шире, СМАРТ-­окружением. Сюда относится всё, что связано с использованием различного интеллектуального оборудования, включая Интернет вещей, энергосберегающие технологии, grid­-сети и т. д. И новая роль информационных технологий как раз и состоит в том, чтобы выступать в качестве единой инфраструктуры для этих трех направлений, инфраструктуры нового общества. ИТ «оживляют» умное оборудование, связывают в единую интеллектуальную сеть людей, создают среду для распространения новых знаний и способствуют эффективному СМАРТ­-управлению. То есть, с одной стороны, они присутствуют везде, а с другой — всегда исполняют исключительно роль инструмента.

Как я уже сказал, эти компоненты должны быть связаны между собой — одно в отрыве от другого не работает. Вспоминается удачный пример, о котором как-­то рассказал Олег Симаков, бывший ИТ-­руководитель Минздрава. В одном городе закупили томографы по весьма выгодной, как сначала думали, цене. Поставили. Но оказалось, что ими не пользуются. Выяснилось, что оборудование было закуплено без интеллектуальных модулей. Приобрели эти модули, установили. Все равно не пользуются. Почему? Оказывается, не обучили специалистов анализу данных, получаемых этими модулями. Когда посчитали, во что обойдется обучение, — прослезились, обучение обходится дороже, чем сами томографы. Стали выяснять, как используют это оборудование на Западе. Оказалось, что у них есть центр, где работает небольшая группа высококвалифицированных специалистов по расшифровке записей. А задача больницы — считать данные и отправлять в этот центр. Пример этот хорош тем, что демонстрирует важность тех самых трех составляющих, о которых я только что сказал. Интеллектуальные модули, которые не были приобретены сразу, — это то самое СМАРТ­-оборудование. Понятно, что последующая их покупка потянула за собой необходимость в СМАРТ-­образовании, которое невозможно без умного управления (выделения аналитического центра), хотя поначалу никто об этих связях не задумывался.

СМАРТ-­образование: не технологиями едиными…

Изучение опыта по развитию СМАРТ-­образования не было единственной целью нашей поездки в Корею. Но все равно, несмотря на краткость визита и некоторую рассредоточенность его целей, познакомиться с этим направлением удалось. Удалось даже частично охватить разные его уровни — школьный и университетский. Так получилось, что поездку в Корею нам помогал организовать известный профессор Дэ Джун Хван, который раньше отвечал за развитие электронного образования в этой стране. Сейчас же он продолжает преподавательскую деятельность и благодаря своему разностороннему опыту сумел сделать акцент на главном и донести это главное до нас.

Распространенным заблуждением является то, что чем более насыщено технологическими и техническими новинками то или иное учебное заведение, тем больше оно претендует на право относиться к категории СМАРТ-­образования. Этому заблуждению до поездки в Сеул в той или иной степени были подвержены все члены делегации, и я не исключение. Но оказалось, что акценты все-­таки расставляются по-­другому.

Основным объектом трансформации при развитии системы образования, как собственно и должно быть, в Корее был и остается сам образовательный процесс, который совершенствуется в соответствии с целями и возможностями общества. Коль скоро это так, то ИТ, конечно, присутствуют здесь более чем явно. Но степень их присутствия отнюдь не самоцель. Опять-­таки хороший пример — использование технологий дистанционного обучения. Мы больше привыкли ко вполне определенной реализации этой формы образования, которая неявно предполагает, что на традиционные и проверенные поколениями процессы получения знаний «натягиваются» информационные технологии. И поэтому в качестве средств дистанционного обучения мы имеем просто записи лекций преподавателей. Эффект при этом мы, безусловно, получаем. Но вот насколько он максимален по сравнению с потенциально достижимым, никто сказать не может. В Корее приоритет остается за совершенствованием самих технологий образования: дистанционные формы не заменяют, а дополняют обучение. Делается это, вне всякого сомнения, с учетом того, что могут дать для этого современные ИТ, но не ставя их внедрение приоритетом.

Примером здесь является так называемое «перевернутое» обучение. В традиционной, всем нам хорошо знакомой системе ученик приходит в школу, где учитель рассказывает ему новую тему, затем он возвращается домой и делает домашнее задание. В новой схеме учащийся слушает все лекции дома (через компьютер или телевизор), далее он приходит в класс и там уже под присмотром руководителя выполняет задание по той теме, которую только что прослушал дистанционно. Основная «фишка» в том, что наиболее ценное (и, наверное, наиболее дефицитное) в любом обучении время личного общения учителя и ученика стараются использовать только там, где оно дает максимальный эффект.

Другой пример прорывной технологии, уже не относящийся к корейскому опыту, — Coursera. Два профессора Стэнфордского университета создали общую технологическую платформу для дистанционного обучения и предложили всем университетам выкладывать туда свои дистанционные курсы. Там, кстати, представлены и российские вузы, в частности ВШЭ. Тем самым создан некий глобальный электронный университет. Характерно также, что речь идет не просто о том, чтобы создать платформу для выдачи дистанционных курсов по запросу, но еще и об организации некой социальной студенческой среды, направленной на взаимное обогащение знаниями. Преподавателей при массовом онлайн-­обучении на всех, к сожалению, не хватает, и можно использовать помощь со стороны «продвинутых» студентов. Здесь мы тоже видим пример замещения очного общения «преподаватель — студент» электронными связями «студент — студент» по принципу многие ко многим. Да, замещение, может быть, не эквивалентное с точки зрения технологии обучения, скорее это и есть развитие данных технологий. Функционально же данное замещение вполне адекватно и в максимальной степени использует все возможности глобальной коммуникационной среды. Здесь, кстати, мы, как и в случае СМАРТ­-управления, имеем возможность наблюдать полезность использования краудсорсинговых моделей. В литературе все это получило название массовых открытых онлайн­-курсов (МООК). Кстати, местных МООК мы в Корее не нашли. Видимо, используются глобальные сервисы.

В целом все члены делегации отметили, что ИТ-­оснащение даже наиболее передовых корейских школ на первый взгляд не кажется слишком уж «продвинутым», — среди российских по этому параметру можно встретить куда лучшие примеры. Скажем, интер­активных досок мы там не увидели вообще. Зато очень часто встречаются небольшие школьные залы, где ребята работают с планшетами или компьютерами и изображение с них через проекторы транслируется на несколько досок. Рядов ПК, которые стоят в компьютерных залах в наших вузах да и вообще во многих учебных классах самого разного профиля, там нет. Тот же метод коллективной работы с планшетами, который в отличие от использования классических компьютерных классов, как кажется, намеренно сохраняет некие черты «дезорганизованной» творческой работы, мы наблюдали и в университетах.

Интересно, что все рассмотренные принципы в том или ином виде преломляются и в тех сценариях, где существуют специальные акценты в образовании или особые методики, которые просто необходимо применять. Например, при обучении спортивным навыкам или при занятиях с явно отстающими учениками.

В целом же я понял основную идею СМАРТ-­образования так, что оно позволяет подготовить человека к жизни и работе в условиях того самого общества, где главным компонентом его существования и уж тем более развития будут являться знания. И, что очень немаловажно, самому выбрать для себя, в какой отрасли знания совершенствоваться.

От школы к вузу и далее

Вернемся к дистанционному обучению. Не могу утверждать точно, но не исключено, что сами корейцы уже слабо ассоциируют его с ИТ подобно тому, как наше классическое образование давно уже не ассоциируется с ручкой и бумагой. Хотя в свое время они являлись неотъемлемыми инструментами получения знаний. Например, в университете есть комната, где стоит компьютер с веб-камерой. Там преподаватель может записать свой курс без всякой помощи ИТ-­специалистов. А затем выложить этот курс в электронное пространство. И не для того, чтобы отчитаться в наличии учебно-­методических материалов, а для того, чтобы доказательство теоремы не повторять каждый год — заснять один раз, и всё.

Однако с другой стороны без личного общения, без воспитательного процесса, без взаимодействия в коллективе никакое образование не достигнет поставленной цели. И в Корее это хорошо понимают. Поэтому в стенах университетов пытаются создать максимальные условия для творческой групповой работы и личного общения с педагогом, а массовую трансляцию базовых знаний отдать на откуп дистанционной форме обучения. Когда приходишь в корейский университет, традиционных признаков присутствия ИТ можно просто не увидеть. Если студенту действительно необходимо ехать в вуз, то уж точно не для того, чтобы там уткнуться в компьютер. Это он с успехом может сделать и дома, а время в учебном заведении он будет использовать для личного и, что немаловажно, глубоко интерактивного общения с преподавателями и сокурсниками.

Надо сказать, что в Корее вообще очень развито использование неформальных приемов интерактивной работы для целей образования. Учащийся не просто слушает «говорящую голову», но и может участвовать в своего рода виртуальной игре. А поскольку создание высококачественных игровых образовательных программ вещь профессиональная и трудоемкая, это дало возможности для роста национальной ИТ­отрасли. Любая обучающая интерактивная «игрушка» — это в целом весьма недешевые разработки моделей и программного обеспечения, но государство тем не менее стало спонсировать университеты для создания таких интерактивных «игрушек» и фактически финансировало развитие ИТ-­индустрии.

Системы вещания, вебинары, электронные библиотеки и другие решения по электронному обучению в Корее также чрезвычайно развиты. Мы познакомились там с деятельностью одной местной компании, имеющей весомую репутацию на мировом рынке создания электронных книг. Некоторые из этих книг в демонстрационных целях мы даже привезли в Россию. Они меньше всего напоминают отсканированные листы, а скорее предстают перед читателем как глубокие и в то же время эргономически продуманные интерактивные конструкции. Представители этой компании, кстати, уже после нашей поездки приезжали в Москву договариваться с SoftLine о совместной работе.

Еще одно свойство СМАРТ-­образования состоит в том, что оно становится непрерывным. Если раньше люди учились в школе, потом в вузе, а потом в лучшем случае получали степень MBA, то теперь человек вынужден учиться буквально всегда. Это тоже один из признаков нового СМАРТ-­образования. Более того, аналитики предполагают, что доля вузовского образования в общем объеме будет даже уменьшаться за счет роста доли послевузовского.

Буду применять на практике

Как мне показалась, главное из того, что можно начать применять здесь и сейчас, — это формирование групповой творческой рабочей среды. Все лекции, как я уже неоднократно подчеркивал, необходимо уводить в системы дистанционного обучения. Сейчас иногда даже кажется, что сама лекционная форма обучения изначально была создана для жизни в электронной среде. Иными словами, ИТ нужны для того, чтобы освободить человека для творчества. Я уже частично начинаю использовать в личной практике обучения игровую форму, и, как мне кажется, небезуспешно. Преподаю я у студентов­-магистрантов. Им сейчас разрешили учиться вечерами, так как днем они работают. Приходят на занятия уставшими, и эффект, который дает обучение в форме игры, в данном случае особенно заметен.

Побывав в Корее, я понял, что там целенаправленно делают ставку на увеличение творческой и групповой составляющей с помощью электронных средств, а не просто внедряют современные информационные технологии в обучение. Такая интеграция ИТ, интеллекта и коллективных технологий в обучении и называется СМАРТ-­образованием.

Дистанционный интерактив

Михаил Никифоров, руководитель направления видеоконференцсвязи компании КРОК

На самом деле технологии дистанционного обучения в России вышли на качественно новый уровень. Например, в Северо-­Восточном университете в Якутске ещё несколько лет назад мы создали систему дистанционного обучения и телемедицины для удаленного присутствия студентов на хирургических операциях. Оснастили учебные аудитории вуза возможностями видеоконференции, оборудовали видеостудию, предполагающую помимо обычных сеансов ВКС просмотр видеоблогов, внедрили систему для распределенной трансляции видеоматериалов из студии. А функция People on Content позволяет давать изображение участника конференции на фоне материалов проводимой им презентации.

В Ставропольском крае в 2013 году реализовали проект — добавили 34 школы к системе удалённого обучения. Ученики из дома подключаются к классу, в котором проходит урок, могут вслух задавать вопросы, а специальная программа позволяет пригласить к участию и другие школы.

В сфере дистанционного образования может найти применение система формирования видеоконтента и управления им. По сути это видеопортал, применяемый в процессах удалённого обучения. Система позволяет создавать и хранить часто используемые видеоматериалы (это возможно благодаря различным способам и форматам записи), просматривать все материалы корпоративной мультимедийной библиотеки и вести веб-­трансляции из учебных аудиторий и классов в реальном времени на любом устройстве — с помощью браузера. При этом материалы, которые демонстрирует преподаватель, воспроизводятся в отдельном окне с наивысшим доступным качеством. Такой проект впервые в России мы реализовали на базе Polycom Real Presence Media Manager для крупного российского банка, а для учебных заведений это незаменимый инструмент.