Значительную часть данного номера мы посвятили проблеме организации бизнес-­процессов в практике отечественных предприятий и обсуждению методов их информационной поддержки. Внутри этой темы сразу в нескольких материалах звучит более узкая подтема, так или иначе связанная с появлением разных моделей электронного бизнеса, внедрением их в практику и формированием некоего симбиоза, сочетающего в себе традиционные и инновационные формы предпринимательской деятельности. Звучит она именно потому, что их взаимопроникновение неминуемо порождает качественные изменения как в самих процессах, так и в технологиях их автоматизации.

Данный симбиоз также предполагает наличие некоего паритета, достигаемого за счет того, что обе входящие в контакт стихии (электронный и традиционный бизнесы) стремятся сохранить присущие им сильные качества и получить от интеграции ряд новых содержательных преимуществ и экономических выгод. Это, в свою очередь, достигается только благодаря некоему устойчивому разделению труда как на стыке бизнесов, так и внутри каждого из направлений.

Хрестоматийной истиной является тезис о том, что открытие и поддержание ежедневной работы интернет-­магазина сопряжено с куда меньшими вложениями по сравнению с инвестициями в традиционный розничный бизнес. И дело не только в экономии на аренде торговых площадей. Фактически с момента старта интернет-­бизнес сразу окунается в некую среду уже вполне технологично встроенных в глобальное цифровое пространство сервисов. Это могут быть транспортные или складские услуги, когда освоенное поставщиками электронное сопровождение соответствующих сервисов позволяет незамедлительно приступить к совместному планированию и оперативному управлению сквозным циклом розничной интернет-­коммерции — от выбора товара до доставки его на дом конечному потребителю. И это уже не говоря о таких сервисах, как платежные агрегаторы и, скажем, анализ данных о продажах или действиях потенциальных покупателей, которые полностью реализуются как электронные сервисы и наиболее эффективно работают, будучи сопрягаемы с бизнесом, ведущимся в цифровом пространстве.

Одна из центральных статей данного номера посвящена факторинговому сервису. Анализ ее содержания позволяет говорить о том, что в цифровое пространство так или иначе погружается не только розничный, но и корпоративный бизнес. В данном случае речь идет о том, что предприятия малого и среднего бизнеса, предлагающие на рынке фактически любые товары или услуги (то есть потенциально широчайший слой деловой среды), могут пользоваться услугами факторинга отдельно либо в составе более комплексных сервисов или ряда сопутствующих услуг. Форма их предоставления предполагает интеграцию вполне традиционного бизнеса в интернет­пространство со всеми вытекающими требованиями в отношении адаптации собственных процессов к складывающейся ситуации и освоения часто новых для себя инструментов автоматизации.

Кстати, в прошлом номере Intelligent Enterprise (№ 6, 2014) весьма подробно были рассмотрены электронные сервисы как на B2C­, так и на B2B­рынке. И в целом данные материалы склоняют нас к тем же выводам.

С акцентом на несколько иную проблематику рассматривает процессы интеграции онлайновых и традиционных форм бизнеса еще один материал текущего номера. В данном случае речь, скорее, идет об их интеграции в условиях косвенной или даже прямой конкуренции между ними. Примеры таких ситуаций почти банальны — мощнейшие сервисы поиска и электронного бронирования билетов, гостиниц, апартаментов, автомобилей, равно как и развитие сопутствующих электронных услуг (интернет-­платежей прежде всего), казалось бы, почти напрямую вытесняют классический бизнес в ряде хорошо известных отраслей.

Однако если посмотреть на ситуацию более внимательно и беспристрастно, то видно, что в этом столкновении традиционный бизнес вполне может найти для себя и возможности. Для этого он должен обозначать свою нишу, делая, скажем, упор на долгосрочное общение с клиентом и в то же время по возможности подстраивая ежедневную операционную деятельность под онлайновый бизнес, зачастую функционирующий в полностью автоматическом режиме. Решение этих задач становится возможным за счет внедрения новых процессов и новых инструментов автоматизации.

На российском рынке обо всем этом сейчас говорят в основном в контексте объективно наступающей эры массовых онлайновых транзакций и рекомендаций традиционному бизнесу остаться на плаву, а по возможности даже оптимизировать свою деятельность в новых условиях. Словом, данный контекст вполне вписывается в кризисную тематику.

В то же время тема интеграции электронного бизнеса с традиционным –одна из самых популярных и в западных СМИ, так или иначе касающихся вопросов автоматизации, а также в различных отчетах наиболее известных исследовательских компаний наднационального уровня. Там эта тема обсуждается на весьма фундаментальном уровне и явно с упором на развитие и получение конкурентных преимуществ. Во всех этих обсуждениях даже намеков нет на сокращение затрат, урезание персонала или возможность вовсе обойтись без него. Наоборот, акценты, которые делают западные коллеги, многим из нас могут показаться отчасти футуристическими и направленными на осознание ситуации в отдаленном будущем.

В этом смысле характерно, что, казалось бы, наиболее горячие темы, наподобие розничной онлайн-коммерции или развития электронных форм общения с покупателями в торговых точках классического формата, тоже уже не находят широкого отражения. Видно, вопросы о том, куда двигаться по крайней мере в ближайшей перспективе здесь считаются уже решенными.

Основное внимание теперь специалисты начали переключать на отрасли, еще недавно далекие от электронного бизнеса в любой его форме.

В этом смысле весьма показательно (хотя не единственное) исследование Accenture Technology Vision 2015, выпущенное в середине февраля и посвященное обзору основных тенденций влияния информационных технологий на бизнес. Не вдаваясь в подробности, соответствующий отчет представляет некоторые отраслевые платформы, ориентированные, скажем, на медицинскую индустрию, машиностроение или агробизнес. Они с более или менее универсальных позиций трактуют первичную информацию, поступающую от подключенных к различным объектам датчиков, а также информацию, генерируемую персоналом и помещаемую им в разного рода корпоративные или публичные (например, социальные сети) ИТ-ресурсы. Над всем этим единым информационным полем проблем, по сути, строится работа отраслевых управленческих ИТ-систем нового поколения.

Немалый интерес сегодня также вызывает сочетание роботизированного и человеческого труда в ряде отраслей, где это сочетание наиболее показательно (промышленные линии, складская логистика, киноиндустрия), и из уже имеющегося опыта пытаются делать некоторые небезынтересные выводы.

Но говорим ли мы о насущных задачах сегодняшнего дня или о долгосрочной перспективе, об отечественном или зарубежном опыте, о торговле, промышленности или медицине, человек и автомат будут работать бок о бок, порождая тем самым инновации как в бизнес-процессах, так и в сфере их информационной поддержки.