Разнообразие предложений в области ИТ-продуктов и услуг, предлагаемых на рынке, обуславливает потребность в систематизации. Такая систематизация существует давно, и соответствующий каталог постоянно развивается. Активно создаваемое сейчас направление, связанное с концепцией «умного города», фактически сформировало вокруг себя отдельное подпространство автоматизации, которое тоже необходимо как-то структурировать.

Одновременно представляется, что новое направление так или иначе произрастает на уже вспаханной почве корпоративных ИТ, то есть по сути своей это не что иное, как их расширение. Поставщиками оборудования и ПО для систем умного города также являются известные ИТ-компании. То же самое можно сказать о системных интеграторах. Активность тех и других в отношении темы smart city уже весьма заметна, и таким образом, работая над темой, взаимодействовать приходится с хорошо нам знакомыми рыночными игроками.

Мы решили начать с совсем небольшой, состоящей всего из трех вопросов анкеты (см. рис. 1–3), предложенной известным на российском рынке компаниям, и десять из них откликнулись на наш призыв. Это «Ростелеком», Fortinet, КРОК, «Техносерв», Panasonic, АСТЕРОС, RedSys, NEC Display Solutions, IBM и Schneider Electric. Им предлагалось отметить актуальные для них варианты ответов, которые в процентном отношении к числу опрошенных и представлены на графиках. Кроме того, по каждому вопросу можно было дать комментарии.

В вариантах ответов на первый вопрос как раз видна та самая преемственность. Классические аппаратные комплексы от серверов до ЦОДов, а также облачные платформы, предоставляемые заказчикам для решения их задач, выглядят вовсе универсальными: все они и раньше использовались примерно таким же образом, как их предполагается применять в контексте «умного города», хотя и с некоторыми нюансами. В компании КРОК отмечают, что нередко вычислительные мощности под проект «умного города» можно получить в уже имеющихся ЦОДах, но даже в этом случае нужно правильно спроектировать и реализовать вычислительную и телеком-архитектуру.

С приложениями есть определённые различия, так как smart city часто предполагает очень сильную вертикальную интеграцию технологий по принципу «от датчика до бизнес-транзакции». Хотя вместо бизнес-транзакций в данном случае гораздо чаще выступает информация, появившаяся в результате аналитической обработки пресловутых больших данных. И, пожалуй, совершенно новыми по сравнению с традиционной корпоративной автоматизацией направлениями в предлагаемом нами списке ответов являются платформы, позволяющие развертывать промышленные IoT-системы, а также программно-аппаратные комплексы для решения специализированных задач. Под последними мы подразумеваем, например, приложения для управления городским автомобильным трафиком или системы «умной энергетики». Такие продукты, безусловно, имеются в арсенале зарубежных поставщиков, хотя, судя по ответам, и у отечественных тоже готовятся разработки именно в области специализированных решений. Так, в «Ростелекоме» отмечают, что они ведут разработку универсальной платформы индустриального Интернета, на которой и базируются интеграционные решения. В компании RedSys также утверждают, что направление IoT-платформ в настоящее время находится в разработке. При этом изучается мировой опыт, проводятся собственные исследования и разработки и даже существуют пилотные проекты. «Астерос» в качестве примера приводит программный комплекс Securix, предназначенный для создания систем сбора и обработки информации с целью защиты объектов стратегического назначения.

Panasonic, будучи зарубежной корпорацией, среди специализированных решений для smart city выделяет быстро набирающие популярность продукты класса digital signage.

Оптимальной форме участия компании в решении задачи «умного города» был посвящен второй вопрос. Здесь предлагаемые варианты ответов можно считать наименее специфичными с точки зрения данной задачи. В большинстве случаев подобной деятельностью ИТ-компании занимались и будут заниматься всегда. Вопрос лишь в том, что все эти формы участия необходимо как-то адаптировать для соответствующих задач. Кроме того, термин комплексности, которым так любят оперировать поставщики ИТ-продукции и услуг, при попытках решения рассматриваемых нами проблем трансформируется. По-настоящему комплексное предложение (да и то с целым рядом оговорок) способны сделать скорее всего лишь гранды мировой ИТ-индустрии. Проекты в Сингапуре, Дублине и в Сиднее, на которые ссылается IBM, наверное, следует причислить к немногим решениям подобного рода для умного города.

Локальными же реализациями занимаются практически все опрошенные нами компании, и направленность таковых более или менее соответствует традиционному профилю их деятельности. В фирме NEC утверждают, что у них в арсенале есть множество готовых решений по визуализации информации в рамках концепции «умный город», которые с ходу можно внедрять в уже имеющиеся проекты.

Характерно также, что к понятию локального решения отечественные компании относятся вполне взвешенно и избирательно, очевидно пытаясь, с одной стороны, оптимально встроиться в потребности развивающегося местного рынка, а с другой — стремясь создавать оригинальные разработки. Таким образом они напрямую не конкурируют с зарубежными производителями, которые давно уже занимают определенные ниши и предложения которых слабо зависят от реализации идей smart city в том или ином городе. В компании RedSys, в частности, отмечают, что понятие «готовое решение» имеет локальные рамки в терминах «умного города» и если рассматривать существенную территорию внедрения (жилищный массив, микрорайон, город, конгломерация), то доработка необходима всегда. «Интересно ли нам разрабатывать свои собственные решения с нуля? Интересно, но только в случае нишевых разработок, которых еще не существует на рынке. Изобретать “свой велосипед”, в то время как рынок изобилует уже используемыми и хорошо зарекомендовавшими себя моделями других разработчиков, мы не будем», — заявляют в компании КРОК.

И наконец, варианты ответа на последний вопрос тоже свидетельствуют о преемственности решений «умного города» в отношении традиционной деятельности ИТ-компаний и особенно системных интеграторов. Представляется, что в реализации отраслевых задач «умного города», которые хоть и с целым рядом важных оговорок, но все-таки предполагают тиражирование предложений для различных городов и государств, зарубежные поставщики пока находятся впереди. Компания Panasonic выделяет в своем арсенале системы интеллектуального видеонаблюдения и некоторые специализированные мобильные решения.

Специалисты NEC утверждают, что системы распределенного вещания, передачи контента на большие расстояния и решения по сбору и дальнейшей обработке визуальной информации позволяют эффективно отслеживать пассажиропотоки на транспорте, а также управлять ситуацией на вокзалах и в аэропортах. А решения на основе видеостен, в свою очередь, по-прежнему высоко востребованы в сфере энергетики и безопасности как наиболее эффективный инструмент по оперативному управлению технологическими процессами. Из российских же компаний видимого успеха в отраслевых разработках пока достигает «Ростелеком». У него уже есть решение по повышению эффективности на предприятиях машиностроительного комплекса, нефтедобычи и нефтепереработки, энергораспределительных и энерговырабатывающих. Разрабатывается также решения в области здравоохранения в виде удаленного кардиомониторинга.

В то же время представляется, что при подходе к задачам, направленным на повышение эффективности текущей работы исполнительного аппарата городского управления, на прогнозирование ситуаций и на автоматизацию массового взаимодействия населения с городскими властями, определенная фора все-таки имеется у российских компаний. Дело в том, что для таких решений может понадобиться более глубокая кастомизация под локальные задачи, изобилующая к тому же массой тонких нюансов. А кроме этого соответствующие проекты внедрения зачастую могут потребовать столь же углубленного взаимодействия с заказчиками, в том числе с государственными ведомствами различных уровней, а также хорошего знания местного законодательства и его тенденций. В КРОКе по поводу систем прогнозирования ситуации в городе отмечают следующее: «Это одна из самых сложных прикладных задач, решение которой невозможно без знания соответствующего рынка и без высококачественной кастомизации необходимых продуктов».