От редакции. В том, что касалось использования ИТ в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), по крайней мере муниципальных, ещё не так давно Москва оставалась одним из аутсайдеров. Единственный участок, который был автоматизирован, касался адмиинстративно-хозяйственных функций и бухгалтерского учета. И только в 2011 году ситуация начала меняться. Как раз тогда стартовал масштабный проект — Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС), — совместно реализуемый Департаментами информационных технологий и здравоохранения Москвы в рамках проекта «Информационный город», рассчитанного на период до 2016 года. Владимир Макаров, который является одним из архитекторов этого проекта, рассказывает о том, что уже сделано и что только предстоит.

Как кажется, мы нашли некий баланс в том, что касается централизации и децентрализации. Решение задач, связанных с автоматизацией амбулаторно-поликлинического звена, вынесено на уровень города. Для этого будут применяться облачные сервисы. Однако всё, что связано с обеспечением работы стационаров, будет проводиться с помощью медицинских информационных систем (МИС), размещаемых непосредственно в медицинских учреждениях.

Сервисы и их пользователи

Работы в 2011—2012 годах мы сосредоточили на амбулаторно-поликлиническом звене. Среди наших облачных сервисов хотелось бы прежде всего отметить те, что предоставляются на основе ЕМИАС. Эта система размещается на мощностях общегородского ЦОДа и призвана сформировать единое информационное пространство на уровне всех амбулаторных учреждений Москвы. Её пользователями должны стать все медицинские работники города, и к концу года эти планы должны быть полностью реализованы.

К ЕМИАС уже подключено более 350 городских поликлиник, а к концу года их будет уже 500. Уже сейчас мы видим и анализируем данные о работе почти 30 тысяч столичных врачей. Заработали удобные для пациентов сервисы, в первую очередь те, которые относятся к Системе управления потоками пациентов (СУПП). Теперь можно самостоятельно записаться на прием к врачу через городской портал госуслуг pgu.mos.ru, по телефону единой службы записи (495) 539-3000, с помощью приложения для смартфонов и через информационные киоски, установленные в каждой поликлинике. Уже работают средства уведомления через SMS.

СУПП, являющаяся частью ЕМИАС, в среде медицинского сообщества почему-то получила название электронной регистратуры, хотя на самом деле эта система шире по своим задачам и возможностям.

Подсистема самозаписи на прием к врачу представляет собой лишь малую видимую часть большого айсберга ЕМИАС. Она к концу года охватит все амбулаторно-поликлинические учреждения Москвы. И решает массу задач, в том числе и не связанных напрямую с записью на прием.

У этого сервиса три категории целевых пользователей. Одна из них — это население города, и именно при работе с данной категорией поднимается наиболее сильная волна критики. Общий вектор критических замечаний сводится к тому, что сервис этот якобы вовсе не решает основную проблему очередей, так как врачей больше не становится. Здесь, безусловно, есть доля правды, поскольку информационный сервис — это не панацея, а инструмент, который требует грамотного обращения и определенного времени для появления результатов. Уже сегодня нам удалось устранить наиболее одиозные сценарии. Речь идет, например, о ситуациях, когда люди были вынуждены приходить в ЛПУ в пять-шесть часов утра лишь для того, чтобы узнать, что интересующий их специалист отсутствует. Такая практика являлась форменным издевательством над пациентами. Теперь чтобы получить хотя бы эту информацию, достаточно зайти на сайт портала госуслуг или позвонить по названному выше телефону в единую службу записи на прием к врачам, которая работает круглосуточно без выходных, или запустить специальное приложение для мобильных устройств.

Мы будем стремиться к тому, чтобы информировать людей о возможностях дистанционной записи и постепенно уменьшать долю тех, кто записывается на прием к врачам через расположенные непосредственно в ЛПУ информационные киоски. На конец первого полугодия 2012 года доля этого вида записи составляла около 70%. А ведь число специалистов, к которым можно попасть на прием в момент обращения, наоборот, мало, и нет смысла идти в поликлинику за талончиком, если ближайший прием возможен только через несколько дней.

Второй категорией, на которую рассчитана ЕМИАС, является врач. Мы реализовали всё задуманное в том, что касается приема пациента и заполнения документации. И будем дополнять функ­циональность данного модуля по мере запуска наших сервисов, о которых скажу ниже.

Сделать ИТ-систему реальным и эффективным инструментом, которым систематически пользуются медицинские работники, можно только обеспечив удобство общения с ней. Именно поэтому мы сознательно пошли на довольно длительный срок пилотной эксплуатации. Также мы пробуем различные способы, призванные повысить удобство работы, например, голосовой или рукописный ввод информации. Проводим и обучение скоростному набору текстов на клавиатуре и базовым навыкам работы с компьютером, четко разграничивая при этом уровень пользовательской квалификации различных сотрудников. Какой из этих подходов окажется наиболее эффективным — покажет время.

Третьей важной аудиторией ЕМИАС являются управленцы. Система аккумулирует большой объем информации, необходимой для принятия управленческих решений по организации работы столичного здравоохранения. Например, это данные о доступности и востребованности специалистов различного профиля в медицинских учреждениях, которые позволят при необходимости наладить маршрутизацию пациентов.

Информация, относящаяся ко всем сервисам, является обезличенной. В наших системах персональные данные не хранятся. Исключение составляет лишь некий внутренний идентификатор, используемый для связи с базой данных Фонда обязательного медицинского страхования.

Сейчас активно идет разработка и вскоре начнется внедрение еще четырех сервисов. Это, в частности, Система интегрированной медицинской информации — по сути аналог амбулаторно-поликлинической карты, но на новом уровне. Наша электронная медицинская карта по смыслу повторяет карту амбулаторную, но теперь данные о пациенте будут перемещаться вместе с ним, по крайней мере в масштабах города. При этом там будет содержаться только значимая информация о медицинской помощи, полученной в ходе обращения в амбулаторные учреждения. Нас не очень интересуют подробности, связанные с пребыванием пациента в стационаре, по крайней мере сверх выписного эпикриза и данных проведенных там исследований и анализов.

В свое время большие споры вызвал у нас вопрос о том, предоставлять ли пациенту данные из медицинской карты через те или иные электронные каналы. Первоначально этот момент даже не был предусмотрен в техническом задании. И все же по итогам общественного обсуждения мы решили такой доступ дать, пусть и с некоторыми ограничениями. Естественно, пользователь должен сознавать все риски, связанные с передачей такой информации через публичный Интернет.

Техническое задание на данный проект полностью согласовано как с Департаментом здравоохранения Правительства Москвы, так и с профильным НИИ информатизации здравоохранения. Эти ведомства высказали целый ряд замечаний, которые были учтены. Мы планируем запустить сервис в пилотном режиме к концу нынешнего года, а в промышленную эксплуатацию он войдет в 2013-м. Делается это сознательно, учитывая опыт более ранних проектов. А он показывает, что необходим большой период опытной эксплуатации для того, чтобы дорабатывать систему с учетом замечаний конечных пользователей — как медиков, так и пациентов. В Москве в амбулаторно-поликлиническом звене работает более 64 тысяч врачей. И рассчитывать на то, что они сразу начнут использовать в своей повседневной деятельности новые технологии, было бы как минимум наивно, а правильнее сказать, просто глупо. И когда Департамент информационных технологий говорит о пятилетней перспективе внедрения систем, о которых было сказано выше, то подразумевается именно достижение некоего объема полноты использования данных сервисов.

Приходится заниматься и чисто техническими проблемами. Сейчас активно модернизируются слаботочные и силовые сети в ЛПУ. Произведена закупка техники, и до конца текущего года все 22 тысячи кабинетов врачей в поликлиниках будут ею оснащены и медики получат доступ к общегородским информационным сервисам. Во всех регистратурах поликлиник необходимое оборудование уже установлено и активно используется, что особенно важно — по сервисной модели.

На уровне стационаров доступ к общегородским системам будет производиться через полнофункциональные локальные МИС, интегрированные с Единой медицинской информационно-аналитической системой.

Планы и ограничения

Сначала скажу о том, что мы делать не будем, по крайней мере в ближайшей перспективе. Прежде всего мы не будем заниматься переносом информации из бумажных архивов в электронные. Это стало ясно после ряда небольших пилотных проектов. Зато мы намерены форсировать автоматизацию тех участков, где уже используются централизованные решения. Например, это касается лабораторных мощностей. И мы будем интегрировать все то, что уже существует в централизованных лабораториях, и обеспечивать автоматизацию тех процессов, которые требуют широкого привлечения медицинских работников к формированию информации.

Это касается и создания персонифицированной системы учета. Многие думают, что информация в нее должна перетекать непосредственно из медицинской карты. В теории, наверное, так оно и есть. Однако персонифицированная система учета является структурированным массивом данных, характеризующим объем и качество оказанной медицинской помощи. Рассчитывать на то, что в течение пятилетнего периода внедрения системы удастся обеспечить полноту этих данных, с учетом реального информационного наполнения сегодняшних медицинских карт, попросту не приходится.

А данные эти нужны уже сейчас, чтобы вести реорганизацию и реформирование системы оказания медицинской помощи как на амбулаторно-поликлиническом уровне, так и в целом. Амбулаторная карта в большей степени ориентирована на под­держ­ку лечебного процесса, в то время как система персонифицированного учета аккумулирует управленческие данные, которые анализируются с помощью экономико-математического инструментария. И такая система учета, как мы рассчитываем, позволит принимать управленческие решения не по наитию, а опираясь на надежные данные. Работы в этом направлении уже ведутся.

Консолидация разных видов учета

Другой проблемой являются медицинские регистры. В Москве существует, по разным оценкам, от 17 до 42 всевозможных программ, которые обеспечивают учетные функции. Они включают данные о лицах, страдающих различными заболеваниями, нуждающихся в лекарственном обеспечении, и многие другие. Но при этом единого регистра медицинских работников или регистра медтехники до сих пор не существует. А те, что есть, разрозненны и уязвимы с точки зрения соблюдения норм законодательства по защите персональных данных и требований к конфиденциальности информации. Мы хотим собрать все эти регистры в единую систему. Эта система должна быть интегрирована с единой медицинской картой, и в ней должны быть соблюдены все требования законодательства. И она должна быть доступна лечащему врачу как на уровне стационара, так и в амбулаторно-поликлиническом звене. Это нужно хотя бы для того, чтобы для получения, скажем, водительского удостоверения гражданин не бегал по профильным диспансерам, а приходил к своему участковому терапевту. Работы по созданию такой системы мы планируем начать в четвёртом квартале текущего года.

Еще один проект, к которому мы приступили, связан с консолидацией учета. В частности, бюджетного учета с элементами финансово-экономического планирования. И это тоже нередко является предметом для критики, поскольку считается, что административно-хозяйственный учет и так уже был автоматизирован. Однако сегодня мы тратим на поддержку идентичных по сути локальных учетных систем около полумиллиарда рублей в год. Причем львиную долю этих затрат составляют расходы на деятельность сторонних компаний, которые занимаются обновлением систем. За счет консолидации мы планируем значительно снизить подобного рода затраты.