Роботизированный хирургический комплекс da Vinci Surgical System произвел настоящую революцию в хирургии, позволив выполнять сложные операции с наименьшими потерями для здоровья пациентов. На «da Vinci» активно работают российские кардиохирурги, и об использовании этого аппарата в нашей стране с журналом Intelligent Enterprise беседовал руководитель группы эндовидеохирургии Новосибирского НИИ патологии кровообращения имени Мешалкина Алексей Архипов.

Intelligent Enterprise: Что представляет собой роботизированная система «da Vinci»?

Алексей Архипов: «Da Vinci» — это не система искусственного интеллекта, как может показаться из названия, а доведенный на сегодняшний день до идеального состояния хирургический инструмент. Роботоассистированная хирургия «da Vinci» развивалась из эндо­скопической хирургии, при которой через небольшие разрезы и проколы устанавливаются хирургические инструменты и камера. Недостатками эндоскопического метода является то, что хирург видит на мониторе плоское двумерное изображение и при этом оперирует инструментами довольно большой длины (25—40см), что существенно сужает амплитуду его действий. Между тем аппаратура «da Vinci» благодаря стереоскопической камере выдает трехмерную картинку на экран. При этом размер инструментов практически не играет роли, так как хирург видит на экране непосредственно рабочие части инструментов, которыми и совершаются все действия.

Роботизированная система «da Vinci» используется только в хирургии, и пока у нее нет аналогов в мире.

Каким образом проходит операция?

Хирург сидит за специальной отдельной консолью и выполняет операцию. Когда нужно, ассистент и сестра заменяют инструменты. Впрочем, производитель комплекса «da Vinchi», американская компания Intuitive Surgical, разработали робот — «операционную медицинскую сестру», который автоматически меняет инструменты по запросу хирурга.

В чем главные преимущества роботоассистированных систем в кардиохирургии?

В медицине просто используются роботизированные системы, которые позволяют хирургам уменьшить хирургический разрез и, значит, причиняемую организму травму, снизить потерю крови, сократить число осложнений, а также уменьшить косметический дефект от операции. Благодаря применению роботизированных инструментов сокращается и срок реабилитации: к примеру, после открытой операции на сердце мы выписываем пациента на десятые-двенадцатые сутки, а после операции с роботом это можно сделать уже на третьи.

Как поставлен процесс обучения работе на аппарате «da Vinci»?

Обучение хирургов — одна из наиболее важных сфер поддерж­ки этого аппарата. Сразу после покупки робота «da Vinci» компания-производитель обеспечивает обучение специалистов хирургической бригады. Цикл обучения состоит из трех последовательных этапов. На первом врачи приезжают в специальный тренинг-центр, где отрабатывают основные навыки работы с системой, то есть учатся включать и выключать ее, настраивать, менять инструменты в руках и многому другому. Это довольно сложный и трудоемкий процесс. Потом бригада наблюдает за операциями, проводимыми с помощью робота в операционной. Разумеется, если врачи специализируются в области кардиохирургии, то они наблюдают за операциями на сердце, и т.д.

После окончания первого эта­па бригада специалистов, прошедших обучение, возвращается в свою клинику и к ним приезжает хирург, имеющий большой опыт проведения подобных операций. В течение одной-двух недель врачи оперируют под руководством эксперта.

Третий этап обучения начинается после того, как хирурги выполнят определенное число операций. Для оттачивания мастерства их направляют в ведущие клиники, где они принимают участие в операциях известных экспертов, на которых следует ориентироваться. Кроме этого компания-производитель поставляет виртуальные симуляторы «da Vinci», на которых хирурги могут отрабатывать свои навыки. Как и в случае операции, врач садится за консоль, однако на мониторе он видит не пациента, а виртуальную реальность, в которой можно отрабатывать различные навыки. Использование виртуальных симуляторов в медицине в последнее время становится все более распространенным, и это идет на пользу хирургам. Ведь основные навыки необходимо отрабатывать как раз на практике, — можно прочитать сто книг по хирургии, но если руки не могут что-то сделать, любые теоретические знания бесполезны. Наработав практический опыт и доведя до автоматизма все действия, хирург с куда большим качеством выполнит свою работу.

Каким образом обеспечивается послепродажное информационное сопровождение комплекса «da Vinci»?

Компания-производитель, безусловно, понимает особенности медицинской техники. Так, существует круглосуточная служба поддержки, куда можно позвонить в любой момент. Поскольку и служба, и аппарат подключены к Интернету, через сеть специалисты буквально в считанные минуты могут выяснить, что происходит с аппаратом и в каком узле системы произошла ошибка. Причем решается проблема также за очень короткий срок — буквально в течение суток. Вообще инженер посещает клинику регулярно, как минимум раз в месяц, и проверяет работу прибора, функционирование всех его систем, при необходимости обновляет программное обеспечение (часть ПО обновляется через Интернет службой поддержки). В итоге простоев оборудования не бывает, что очень важно для любой больницы, где пациенты ждут операции.

При этом если одна рука робо­­та выдает самую небольшую ошибку, то компания сразу меняет ее на новую руку, не разбираясь в причинах поломки. По моему мнению, это очень правильно.

Каким образом работа «da Vinci» встроена в общую информационную систему клиники?

В первую очередь надо отметить, что информационная система нашей клиники, насколько я могу судить, в целом находится на более высоком уровне развития, чем в среднем по России. Мы вложили много усилий в развитие и поддержку собственной информационной системы.

Непосредственно с робота «da Vinci» в информационную систему переносятся видеоизображения высокого качества, которые хранятся в архиве. Кроме этого в ИС хранится информация об инструментах робота, и так как каждый из них рассчитан на определенное количество операций, следует вести учет их использования. Практически никакие дополнительные параметры из системы больше не используются. Во-первых, для хирурга больше ничего по большому счету и не важно, а во-вторых, сама система построена таким образом, что предотвращает извлечение из нее лишней информации.

Каковы перспективы использования данного аппарата в вашей клинике?

Так как наша клиника специализируется на кардиохирургии, то с применением «da Vinci» осуществляются пока только кардиохирургические операции. На сегодняшний день мы оперируем по всем трем возможным направлениям: роботоассистированная хирургия ишемической болезни сердца, маммарокоронарное шунтирование; роботоассистированная хирургия приобретенных пороков сердца (пластика митрального клапана) и роботоассистированная хирургия врожденных пороков сердца. К настоящему моменту нами проведено 26 операций с использованием робота, и к концу 2012 года мы планируем провести еще столько же. Пока это самый большой опыт в области кардиохирургии для нашей страны.

Что касается других направлений применения робота «da Vinci», то их появление связано в первую очередь с превращением нашего кардиохирургического центра в многопрофильную клинику. Мы полагаем, что в перспективе будем использовать «da Vinci» в онкологии, урологии и гинекологии. Стоит отметить, что именно для проведения таких операций робот чаще всего и используется как за рубежом, так теперь и в России.