Информационные технологии (ИТ) кардинально изменяют многие социальные процессы, и высшее образование не является здесь исключением. Сегодня образовательные материалы можно получить не только на лекциях и в университетских библиотеках, но и в открытом доступе в Интернете. О том, каким образом ИТ трансформируют жизнедеятельность вуза и каким станет образование в будущем, журналу Intelligent Enterprise рассказал начальник ресурсно-информационного отдела РГПУ им. А.И. Герцена Михаил Пучков.

Intelligent Enterprise: Существует ли в период бурного развития информационных и коммуникационных технологий представление о неком идеальном балансе между различными подходами к процессу обучения?

Михаил Пучков: Ин­фор­мационные технологии принципиально изменили образовательный процесс, и не считаться с этим было бы неразумно. Так, современные учащиеся, будь то школьники или студенты, приходя на занятия, зачастую оказываются уже знакомыми с темой — это говорит о том, что основным источником знания становится не педагог, а во многом информация из каких-то других источников. Поэтому и задачи, возникающие перед преподавателем, изменяются. Сегодня он должен не только донести информацию и помочь учащимся усвоить ее, но и сориентировать их в информационном потоке. Что касается ИТ, то в этом процессе они должны планомерно дополнять традиционные методики и привносить элементы, которых раньше в обучении не было. В то же время не следует злоупотреблять ИТ-инструментами, их следует использовать для достижения конкретных целей и решения четко обозначенных задач.

Если же мы поднимем тему дистанционного обучения, то в настоящий момент для нашей страны это уже нормативно регулируемый процесс, описанный в 15-й статье закона РФ «Об образовании». Очень важно, чтобы используемые при дистанционном обучении инструменты были адекватны, удобны и применялись на постоянной основе. Я не вижу смысла читать лекцию по Skype, показывая при этом распечатки презентации или демонстрируя рабочий стол своего компьютера, когда все эти материалы можно в гораздо более удобной форме представить студентам с помощью платформы вебинара. С распространением широкополосного Интернета и появлением большого количества платформ для вебинаров преподаватели могут не только дистанционно читать лекции, но и работать с виртуальной доской в режиме реального времени, проверять знания учащихся с использованием ИТ-инструментов, предоставлять слушателям форум для общения, на базе проведенных лекций готовить цифровые образовательные ресурсы и так далее.

К составлению программ и их содержания следует подключить не только педагогов, но и методистов, дизайнеров, веб-дизайнеров, специалистов по ИТ и других профессионалов. Используемый мультимедийный контент должен пройти соответствующее лицензирование и рецензирование в надлежащих органах, все авторские права должны быть соблюдены.

Каким образом используются ИТ для работы с людьми с ограниченными возможностями?

Это направление использования информационных технологий в педагогическом процессе и обучении, по моему мнению, очень перспективно. ИТ в принципе существенно увеличивают канал доставки контента, что важно для людей с особыми потребностями, так как в этом случае они могут потреблять информацию наиболее удобным для себя способом.

Для того чтобы создать максимально удобные условия для людей с ограниченными возможностями, необходимо в первую очередь определить, какие органы чувств у человека плохо работают, а какие — хорошо. Так, люди со слабым зрением, обучающиеся в нашем университете, могут использовать дисплей Брайля, позволяющий читать информацию из Интернета. При необходимости материал можно распечатать на специализированном принтере, поддерживающем шрифт Брайля. Кроме того, активно используются программы, синтезирующие речь.

Цель нашего университета мы видим не только в обучении людей с ограниченными возможностя­ми, но и в популяризации подобных технологий среди будущих педагогов. В последние годы появляется большое количество интересных и перспективных решений, которые в том числе направлены и на работу с людьми, имеющими особые потребности, и было бы неразумно не использовать их в процессе обучения.

В общем и целом современные ИТ открывают людям с ограниченными возможностями двери в большой мир, позволяя активнее социализироваться и потреблять информацию. Поэтому систематизированное развитие подобных инструментов и внедрение их в жизнь критически важно для со­­временного социума. Ведь именно отношение к слабозащищенным группам граждан и отражает степень зрелости всего общества.

Какие разработки из сферы информационно-коммуникационных технологий в настоящий момент более всего востребованы для развития образовательного процесса?

Я полагаю, что универсальный ответ на этот вопрос дать невозможно, так как для каждого образовательного учреждения в зависимости от его целей, задач и уже имеющейся ресурсной базы этот список будет индивидуален. Что касается конкретно нашего университета, то на данном этапе все первоочередные вопросы с ресурсной базой по большому счету решены. У нас есть хороший интернет-канал, достаточное количество презентационной техники, мощная серверная база и хранилище данных.

Всё программное обеспечение, приобретаемое нами, снабжено лицензиями, начиная от офисных приложений и заканчивая антивирусной защитой. У нас есть также специализированные сервисы для дистанционного обучения, проведения вебинаров.

В принципе мы испытываем потребность в определенных прикладных решениях, причем спектр необходимых программ разнороден: в РГПУ им. А.И. Герцена много факультетов, и ИТ-инструменты, которые они используют, сильно различаются. Ведь не всё, что хорошо физикам, годится и лирикам.

В то же время перед нашим вузом стоит большая общая задача, объединяющая все факультеты, — создание открытой для студентов системы цифровых образовательных ресурсов. В этой внутренней системе предполагается хранить учебные материалы, которые прошли рецензирование и одобрены методическим управлением. Очень важно, чтобы контент содержал метаданные, это позволит нам планомерно совершенствовать работу с различными информационными ресурсами в системе. Помимо доступа к учебным материалам планируется внедрение функций социализации, введение различных систем рейтингов пользователей и взаимной оценки. В данном случае не ставится целью создание платформы а-ля «социальная сеть», так как стать популярнее Facebook или «Вконтакте», наверное, ни у какой университетской социальной сети не получится. Главная задача — это создание специализированного портала, на котором все необходимые образовательные материалы будут доступны для студентов в любое время.

Какие смежные направления информатизации могут считаться важными в развитии различных видов образования на современном этапе? Может быть, информатизация музеев и библиотек?

В данном случае, я полагаю, будет уместно отметить расширение библиотечного фонда в вузах. К примеру, у нас есть большая фундаментальная библиотека, и ее развитие и совершенствование является одной из главных задач. Мы видим два возможных варианта развития библиотеки. Первый — это перевод печатных работ в электронную форму, которая будет доступна через Интер­­­­­нет. В таком случае студент подключается к внутренней сети университета со своего устройства в любое удобное время и читает учебник. Второй вариант подразумевает ускоренную выдачу «бумажных» книг на руки. Для этого могут быть использованы радиочастотные метки, «умное» хранилище и много других решений. Стоит подчеркнуть, что развитие библиотечного фонда в принципе является одним из ключевых направлений для каждого высшего учебного заведения.

Наш университет находится в историческом центре Санкт-Петербурга, и архитектурный ансамбль представляет большую ценность с исторической точки зрения. Музейные сотрудники регулярно проводят экскурсии, разработан 3D-план университета, позволяющий совершить виртуальную прогулку. Однако в будущем нам хотелось бы не ограничиваться исключительно планом, а создать полноценный электронный музей, в котором будут представлены различные экспонаты в виде 3D-моделей.

Следует ли говорить о новых профессиональных навыках или новых категориях специалистов, необходимых для развития образовательного процесса в эпоху бурного развития ИТ?

Безусловно, если преподаватель, использующий ИТ в своих лекциях, существенно хуже владеет информационными инструментами, чем те, кого он обучает, это плохо. Очевидно, что применяя какие угодно инструменты в повседневной практике, необходимо хорошо знать и понимать основные принципы их работы, возможности и ограничения. Для того чтобы наши учителя были знакомы с современными тенденциями, необходимо, с одной стороны, регулярно проводить курсы повышения квалификации, а с другой — составить адекватную программу обучения студентов-педагогов.

К сожалению, в нашей стране пока запаздывает система поощрений и нормативных актов в области применения ИТ в образовании. В соответствии с государственными предписаниями педагог на сегодняшний день должен уметь работать с офисными пакетами, знать Интернет и пользоваться средствами отображения. И ни слова об информационных образовательных технологиях. Таким образом, остро стоит вопрос об адекватной системе стимулирования преподавателей к использованию современных ИТ-средств.

В общем и целом я считаю, что на данном этапе учитель и преподаватель должен быть в курсе ИТ-тенденций и понимать, как он сможет применять их в своей практике.

Не стоит забывать, что информационные технологии требуют фундамента и постоянной поддержки инфраструктуры. То есть в школе или хотя бы в районе должны быть системный администратор и инженер, которые могли бы обслуживать компьютеры, рекомендовать, какое оборудование купить, и так далее. На сегодняшний день такие специалисты есть далеко не во всех образовательных учреждениях, что в первую очередь связано с низкими зарплатами в системе образования. На аналогичных позициях в коммерческих компаниях такие же сотрудники имеют оклады в два-три раза больше. Так что в большинстве школ поддержка инфраструктуры осуществляется по остаточному принципу, и это большая проблема.

Необходимо ли определенное переосмысление образовательного процесса на современном этапе? Насколько активное применение ИКТ в образовании способно сделать его непрерывным?

Информационные технологии уже сейчас значительно трансформировали образование, и в дальнейшем изменения будут только усиливаться. И я уверен, что недооценивать эти перемены или прятаться от них не стоит. Есть очень хорошая поговорка о том, что, почувствовав ветер перемен, надо не щит от ветра строить, а ветряную мельницу. Это особенно актуально сегодня. Информационные технологии предлагают нам невиданные ранее возможности — образовательный контент можно получить в любом месте и в любое время, обладая практически любым цифровым устройством, будь то мобильный телефон, смартфон, планшетный компьютер или ПК.

Подобные материалы можно получать в любом возрасте, и в 28, и в 38 и 78 лет. Сегодня все более актуальной становится модель «образование на протяжении всей жизни», и я уверен, что у нее большие перспективы. Постоянно возрастающая сложность и комплексность человеческой деятельности приводит и к появлению такого феномена, как непрерывное образование. То есть для того, чтобы быть полноценным и активным сотрудником, необходимо постоянно получать новые знания и навыки. И современные инструменты, позволяющие учиться дистанционно, многим людям дают возможность постоянно быть в курсе инноваций в интересующих их областях, затрачивая при этом минимум ресурсов — как временных, так и финансовых.

Размываются ли границы между различными учебными заведениями с увеличением возможностей дистанционного обучения?

Размывание границ между учебными заведениями идёт постепенно, расширяется сетевое сотрудничество между вузами. Примером такого сотрудничества на мировом уровне может служить проект edX Массачусетского технологического института и Гарварда, анонсированный в этом году. Целью их совместной программы является организация бесплатных дистанционных курсов для студентов со всего света. Надо сказать, что уже сегодня эта программа приносит явные результаты, что свидетельствует об успешности модели.

Уверен, что в будущем благодаря развитию ИТ сетевое сотрудничество вузов станет укрепляться. Однако границы между учебными заведениями вряд ли окончательно исчезнут — всегда будут лидирующие вузы, являющиеся ядром сети.