Международные конференции, проводимые ИТ-вендорами, обычно вызывают смешанное чувство горечи и удивления. С одной стороны – масштаб решений, о которых идет речь в докладах, чаще всего на порядки больше известных в российской практике, сложность проектов, функциональная широта – все такое большое… Завидно. Чувствуешь себя буквально дошкольником, случайно оказавшимся на ученом совете академического института. Но с другой стороны – фундаментальные проблемы, не связанные непосредственно с технологиями, а обусловленные взаимодействием с бизнес-пользователями, с руководством, с управлением ИТ-системами и самими сотрудниками ИТ-служб и, в общем – проблемы человеческие – удивительно узнаваемы, если не сказать – до боли родные.

Поводом для настоящей колонки послужило участие в конференции компании Teradata, которая исключением в этом смысле не была. Форум в Лас-Вегасе собрал около трех тысяч человек, две трети докладов были сделаны клиентами. В России продукты этого производителя мало популярны – некому еще их применять. Руководители компании говорят, что на продукты Teradata (база данных, системы хранения, CRM, средства BI) заказчики мигрируют с DB2, c Oracle, когда запросы, необходимые аналитиками, начинают выполнятся недопустимо долго – часами, днями, бесконечно. Объемы хранимой информации на порядки превышают известные по российским проектам числа. У Teradata есть своеобразный клуб, куда входят клиенты с объемами данных от петабайта. У некоторых, как eBay или Bank of America, петабайтов много. Есть и более скоромные клиенты – всего лишь сотни терабайт данных, но все равно технологически они решают задачи, которые у нас еще не стоят. Например, в каждом подразделении (их несколько, или даже десятки) есть свое хранилище данных на сотни Гб. Как минимум. Что делать в перспективе: сливать их все в одно, или оставить децентрализованными? Или и то, и другое? Если так, то как всем этим управлять? Если собирать в сети данные о десятках миллионов транзакций ежедневно, то как хранить, упорядочивать и анализировать эти данные?

Быстро становится ясно, что не только масштаб имеет значение, но сами типы бизнеса, где востребованы решения подобной производительности, еще новы и мало распространены в нашей реальности. Электронная торговля, сетевые расчеты, аренда контента, в том числе кино – у нас все это тоже есть, но еще очень скромное, по сравнению с американской действительностью. Однако, несмотря не технологическую монструозность заокеанских товарищей, основная, базовая «головная боль», у нас общая. Задача номер один – найти спонсора в бизнес-подразделениях, причем CIO не пойдет – свой человек, судьбоносных решений не принимает. Надо искать выше, и желательно – в совете директоров. Из выступления в выступления кочевала одна и та же, тоже знакомая, мысль: надо искать общий язык с бизнесом. Непонятный все же этот бизнес, чего хочет – неясно, знать бы – так мигом бы соорудили, но что? Зачем? Об отсутствии взаимопонимания, неумении и нежелании слушать своих пользователей неустанно твердили даже эксперты Gartner как об одной из самых серьезных и актуальных проблем развития ИТ.

Другая проблема – отсутствие стратегии, в том числе в применении BI. «У вас же у каждого, – обращался к сидящим в зале докладчик – аналитик, – по 5 – 20 BI-средств. Множество систем хранения, и самых разных устройств, так или иначе связанных с хранением и обработкой данных. А проблем все равно масса, и она увеличивается. Почему? Да потому, что купить новую «железку», или новую «софтинку» - это fun, удовольствие, радость, а вот стратегию писать – совсем не fun, а очень даже сложно. Но, к сожалению, без стратегии напрасны будут надежды на принципиальные продвижения, на заметные успехи, особенно в области BI. И множество докладов это подтверждают: даже если проект идет восемь лет, меняется руководство, меняются задачи, но некий единый подход к проблеме неуклонно проводится в жизнь. Концепция, «видение» необходимы. О том, где их взять, ничего сказано не было.

Еще несколько тенденций, судя по данной конференции, набирают силу. Одна – использование ПО с открытым кодом, прежде всего Linux, как операционной системы для корпоративных хранилищ данных. Вторая – быстро растет доля «нетрадиционного» контента («не-документы», неструктурированная информация, изображения, звук, видео и пр.). Третья – применение принципа виртуализации, гибкое и быстрое выделение виртуальных ресурсов определенным группам, использующим не все данные, а лишь часть, не все инструменты, а лишь некоторые их функции, выглядит как перспективный подход, повышающий производительность работы с корпоративными хранилищами. Как минимум неудачный запрос незадачливого аналитика не «подвесит» всю систему на сутки, а застопорит работу лишь его подразделения. При этом ставится задача обеспечить прозрачность, сквозной доступ к данным, где бы они не находились, всем сотрудникам корпорации (насколько кому положено, разумеется). Эта идея «разделения» ресурсов не проста и технически, и прежде всего организационно, но тем не менее именно она дает ценные плоды.

И, наконец, меняются пользователи. Те, кто получил высшее образование в последние пять лет, лучше ищут информацию в сети, оперируют с ней так свободно и широко, как ни одно из предыдущих поколений. И этим новым сотрудникам и средства нужны адекватные, что следует учитывать ИТ-руководителям. Они ведь не вчера сошли со студенческой скамьи.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.