Вопрос о том, сколько продлится кризис, при решении множества вопросов является ключевым. В том числе и при нелегком выборе – остановить ИТ-проект или продолжить. Как заметил Александр Строев, заместитель начальника департамента разработки и внедрения автоматизированных систем «Газпромбанка», «если вы купили абонемент в фитнес-клуб на полгода, и заболели, то решение примете в зависимости от того, что у вас – простуда или перелом позвоночника». Будете болеть две недели – ну ничего, что немного денег пропадет. Собираетесь болеть полгода – конечно надо попытаться вернуть хотя бы то, что возможно. Если конечно фитнес-клуб отдаст.

Так все-таки сколько ждать? В том, что этот кризис закончится и выжившие победители получат много сладких пряников, никто не сомневается. Но до этого еще дожить надо.

На вопрос о продолжительности кризиса в последнее время ответов поступает множество, буквально на каждой встрече, мероприятии обсуждается эта тема. Привожу сводку за последние две недели.

Топ-менеджеры Intel, SAP, Microsoft не знают. Так и говорят, по-простому, не знаем, мол, и все. ИТ-менеджер крупного российского банка хочет верить, что всего три месяца, ну может чуть подольше. «Ведь это за океаном биржевой кризис, но в США более половины оборотных средств проходит через биржу, - замечает он, - а у нас всего 5-7%». Поэтому, полагает он, российский реальный сектор будет затронут минимально, и вообще «страсти вокруг кризиса преувеличены».

Реальный сектор в лице директора по развитию средней по размеру компании – производителя и продавца продуктов питания, говорит о 6 месяцах, которые отделяют нас от нижней точки, минимума, после которого может быть начнется подьем. «А пока даже танцы на столе перед инвесторами и банкирами кредиты получать не помогают» - подчеркивает он, даже без тени улыбки.

Давая подобные оценки, практически любой российский спикер добавляет «ну я же не макроэкономист», откуда мол мне знать. Макроэкономисты выступали на десятом бизнес-форуме IBM, и поделились своими прогнозами. Вице-президент Economist Group д-р Дениэл Торнили в своем действительно блестящем выступлении назвал срок в полтора-два года минимум. В целом он считает текущие события более всего напоминающими ситуацию 1929 года, а не более близкие нам кризисные случаи. Некоторых экономических процессов не наблюдалось уже столетие, таких как дефляция, например. В среднесрочной перспективе д-р Торнили считает Россию очень интересным рынком, и видит впереди ее яркое, позитивное экономическое будущее. Начиная с 2012 года.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.